Главная страница "Первого сентября"Главная страница журнала "Классное руководство и воспитание школьников"Содержание №12/2010

Специальный выпуск

В быту

Людмила Печатникова ,
г. Москва

Глоссарий учителя

О важных мелочах в походах и поездках

Каждое путешествие с учениками – не только большое удовольствие, но и огромный труд. Именно в совместной поездке можно создать условия для интенсивного роста, развития ребенка. И поэтому важны каждый миг, каждая мелочь. Педагог, рискующий отправляться с детьми в поход, на экскурсию, в лагерь, постепенно собирает целую коллекцию хитростей, уникальных способов решения бытовых проблем. Иногда он даже не подозревает, каким сокровищем обладает. Мелочи. Между тем, эти мелочи так же важны, как маршрут или список достопримечательностей. Именно они создают атмосферу поездки. Так стоит ли каждый раз заново изобретать велосипед, каждому педагогу заново ломать голову над такими простыми вещами, как организация отбоя или подъема? Можно поделиться накопленными богатствами, создать энциклопедию, посвященную педагогике путешествий. Итак, первая попытка.

Аппетит

Он бывает очень плохим у городских детишек, впервые перешедших на походный рацион или столовскую кормежку. Тарелки после завтрака и обеда остаются полными, а дети – голодными. Поскольку есть им всё равно хочется, они всеми правдами и неправдами добывают вредоносные чипсы, таскают хлеб и конфеты из походной раскладки. В крайнем случае – ноют и капризничают от голода.

Выход? С одной стороны, в предоставлении права выбора блюда (даже если в меню не более двух пунктов) и размера порции (уже сам процесс выбора добавляет еде приятности). С другой, можно превратить каждый обед или завтрак в маленькое представление. Конечно, всё зависит от конкретных условий.

Если вы находитесь в лагере, договоритесь со столовой, что мясо или котлеты (вкусный компот) раздаются порционно, а суп, гарнир, салат – всё, что не является дефицитом, – ставится в кастрюлях, мисках на столы, чтобы каждый мог положить себе, что хочет и сколько хочет. Это не так опасно, как кажется. Дети съедят и суп, и макароны, если, конечно, они будут съедобными (если нет, придется разговаривать с поварами о качестве пищи). Дежурные каждый раз могут придумать какие-нибудь необычные приглашения на ужин, собрать цветы для завтрака. И, конечно, кроме повседневной еды, стоит время от времени устраивать пикники с поеданием печеной картошки, жаренного на палочках хлеба.

Бывают экскурсии, когда заказан только обед, а завтраки и ужины группа готовит сама. Поручите дежурным бригадам (это лучше, чем перегружать коллег и классных мам хозяйственными заботами – они могут только сопровождать дежурных на всякий случай) расспросить ребят, кто что любит есть утром и вечером (вот возможность для детей позаботиться друг о друге, а значит, подружиться: к человеку, которого стараешься накормить повкуснее, нельзя не испытывать симпатии), и купить в ближайшем магазине нужные продукты. Не стоит бояться, что все бросятся на шоколад и кока-колу. Впрочем, можно обсудить правила здорового питания и договориться об ограничении (не запрете!) количества вредных продуктов в рационе. При достаточном выборе вкусной еды упрямиться никто не станет.

Общий стол с множеством разнообразных продуктов, не разложенных на порции, учит ребят видеть, кому не досталось “вкусненького”, уступать, высоким стилем выражаясь, жертвовать ради ближнего. Что ж, благородство начинается с бытовых привычек.

В походе дежурные точно так же выясняют пристрастия участников, включая, кстати, взрослых. Если в группе много любителей риса, его придется готовить чаще, чем манку. Кто-то не ест тушенки – ему откладывают макароны заранее. Кто-то любит на завтрак какао, а кто-то – чай. Поэтому кипятим воду, а содержимое чашки человек выберет по вкусу. Ставим у обеденного стола побольше всяких соусов и приправ: экспериментировать с традиционной кашей довольно интересно. Как-то незаметно она и съестся.

Если приходится кормить небольшую группу детей в большом городе, не обязательно заранее заказывать обед. Смело заходите в одно из кафе быстрого питания (и “Макдональдс” иногда не грех посетить, и какую-нибудь блинную), договоритесь с ребятами, что они могут выбрать себе еду на определенную сумму, и вставайте у кассы, чтобы расплатиться за всю компанию (можно поменять общественные деньги и выдать детям какую-то небольшую сумму “на нос”. Школьники учатся выбирать в рамках определенной суммы, учатся делать заказ в ресторане, соотносить свои аппетиты с реальностью, не жадничать и не скупиться.

Проблем с аппетитом в этом случае не будет.

Бессонница

Поездка – приключение. Оно волнует, будоражит, пугает немного. Как тут уснешь? Сначала поезд – здесь все более или менее на виду. Это облегчает положение. Педагог может заранее распределить ребят по купе так, чтобы самые беспокойные не оказались соседями. Их стоит положить поближе к себе или к любому спокойному взрослому. Кстати, многим детям помогают заснуть плееры: в ушах не посторонний шум, а любимая музыка, и глаза постепенно закрываются…

В лагере (или в гостинице) проблем больше. Ребята захлопывают за собой дверь (застегивают полог палатки) – и всё: свобода! Конечно, существуют предварительные договоренности. Но возбужденный ребенок просто не может выполнить взятые на себя обязательства.

Прежде всего, продумаем переход от бурной вечерней жизни (дискотеки, конкурсы) ко сну: что-то традиционное для вашей группы, умиротворяющее. Например, короткий разговор (все вместе или по командам) об итогах прожитого дня. Совместное планирование завтрашних событий. В том числе, во сколько придется встать, почему важно быстро и четко собраться (успеть на автобус, до жары пройти трудную часть маршрута…). Желание набраться сил перед грядущими испытаниями многих заставит улечься пораньше, еще и соседей утихомирить.

Бывают традиционные вечерние песни или сказки. Полчаса вечерних писем (время на личные дневники или общую летопись). Уборка на сон грядущий, в конце концов.

После отбоя нужно оставить освещенное спокойное место (фойе гостиницы, костер), где незаснувшие (несмотря на все усилия) дети могли бы тихо общаться, петь, постепенно успокаиваться и возвращаться к себе с желанием лечь и уснуть. Конечно, потребуется присутствие парочки взрослых, готовых болтать после полуночи на всякие отвлеченные темы. С другой стороны, это приятней, чем ходить по коридорам и делать грозные замечания.

И последнее. Ночная жизнь – важная часть любого путешествия. Может быть, не стоит слишком свирепо лишать детей возможности посекретничать в темноте, погулять под луной. Только они должны представлять границы допустимого: абсолютный запрет на шум, который мешал бы спать остальным; на сонный вид по утрам и недостаток энергии в течение следующего дня (спи меньше, если хочешь, но не в ущерб дневным делам); на выход за пределы безопасной территории.

День рождения

В путешествии случаются ожидаемые праздники – дни рождения участников поездки. Чтобы праздник получился, к нему нужно готовиться заранее, наслаждаясь предвкушением, ожиданием, тайной радостью.

Какое удовольствие шушукаться, придумывая торжественный подъем, праздничный завтрак (обед, ужин), подарок, поздравительное выступление. И всё это потихоньку, в тайне от виновника торжества.

Конечно, какие-то сувениры, ингредиенты для именинного пирога придется захватить из дома. Но многое найдется по дороге или превратится в подарок, если идея “овладела массами”.

Подарок, купленный заранее, непременно должен быть полезен здесь и сейчас (а не лежать нераспакованным в чемодане до возвращения домой): налобный фонарь, фирменный карабин, компас, фляга для воды, кружка с ненагревающейся ручкой, планшет с карандашиком на цепочке, симпатичная кепочка от солнца, для девочки – кулончик или браслет с местной символикой, мальчику – брелок для ключей, складной ножик с кучей дополнительных полезных приспособлений. Такой подарок не просто знак внимания. Человек каждый день будет пользоваться новой вещью, понимать, что это друзья о нём позаботились. Подарок – воплощение дружеской поддержки.

С утра до вечера именинника должны сопровождать сюрпризы: букет цветов, лежащий у порога спальни или палатки, в ежеутренней каше неожиданно окажется земляничка (или черничка – по сезону), прогулка в красивое место (парк, вершина горы), чтобы увидеть закат, загадать желание, произнести поздравления.

Привычный ужин превратится в посещение ресторана, где лучшие места (самое удобное бревнышко у костра, столик у окна в столовой) предоставляются виновнику праздника, обычные блюда торжественно именуются в рукотворном меню изысканно и пафосно: “Сила и нежность” (вместо макарон с сыром), “Секрет красоты” (вместо кефира). Гости рассаживаются парами, семейными кланами (дети обожают придумывать родственные связи, назначать друг друга на роли бабушек, двоюродных братьев, мужей и тетушек), произносят тосты, чокаясь чашками с чаем. Уместны выступления оперных певцов (ария или хор, сочиненные в честь юбиляра на мотив старинного “Каравая”), танцовщиков, фокусников.

А потом – полуночное купание, в нарушение всех режимов, чтобы именинник проплыл по лунной дорожке и придумал себе счастье на весь год. Или загадывание желаний на лесной поляне под августовский звездопад.

Еноты и коровы

Однажды в походе разбросанную вокруг костра еду ночью съели еноты, оставив нашу группу практически без всяких средств к существованию. Прожорливые грызуны что не съели, то безнадежно испортили, разорвав все упаковки, рассыпав по земле крупы и соль, раскрошив хлеб и сухари.

В другом походе ребята спрятали продукты под полог палатки, а рано утром, часов в пять, пришли коровы (деревня была неподалеку) и стали вытаскивать вкусно пахнущие пакеты из-под брезента. Раздался дикий вопль, из палатки вылетел насмерть перепуганный мальчишка, стали выползать заспанные ребята. Молодая коровка, увлекшись поиском еды, ненароком прихватила за бочок спящего в палатке туриста. А ему спросонья привиделось невесть что.

Эти две ужасные истории я всегда рассказываю ребятам в путешествии, объясняя, почему перед сном надо тщательно убирать все продукты и мыть посуду. Даже если дело происходит в гостинице или в лагере. Мышь тоже не хочется встретить ночью в своей комнате.

Привычка убирать в конце дня стоянку (жилье) помогает утром просыпаться в хорошем настроении (не в беспорядке и разрухе), быстро собираться и начинать важные дневные дела. А не тратить драгоценные солнечные часы на наведение порядка в корпусе.

Кстати, каждая дежурная бригада может совершенствовать способы спасения еды от енотов и коров, выбирая удобные ветки, принципы сортировки продуктов или способы завязывания пакетов. При передаче дежурства преимущества нового способа убедительно доказываются следующим дежурным, чтобы те или уважительно следовали им (помня об авторах!), или изобретали что-то свое, еще более удобное и полезное.

Игры и карты

Ребенок должен играть. Даже взрослым людям хочется временами чего-то подобного. Если программа похода, путешествия составлена плотно, выкроить время на игры трудно. Но необходимо, иначе полетит вся наша серьезная программа. Время игры – это дорога (поезд, автобус, пеший ход), минуты отдыха перед сном, долгий дождливый день, когда нет никакой возможности высунуть нос на улицу.

В голове педагог должен носить целую коллекцию всевозможных развлечений, рассчитанных на любую ситуацию и любое количество игроков. Пополнить эту сокровищницу можно, заглянув в книги К.Фопеля, на разнообразные игровые сайты, в том числе нашего издательского дома, где хранятся статьи Артема Ганькина, посвященные словесным играм (летний туристический номер газеты “Первое сентября” за 2003 год); Ольги Леонтьевой про сплачивающие игры (та же газета № 5 за 2006 год); Людмилы Печатниковой про игры на ходу (№ 24 за 2009 год.)

Отдельное слово – о картах. Часто детям запрещают брать их с собой в поездку. А зря. Конечно, шахматы, лото – более интеллектуальное и приличное занятие. Но это громоздкий реквизит. А карты почти невесомы и главное – популярны. Нет смысла бороться с повальным увлечением. Лучше его возглавить. К примеру, использовать карты для игры в “Мафию”. Правила ее, благодаря телевидению, многим известны.

Еще одна “карточная” игра – Блеф-клуб. Собирается круг, делится на две команды игроков (можно выбрать роль слушателя). Крупье (ведущий) раздает карты игрокам. Игроки свои карты не показывают. Кому выпала красная масть, тому правду говорить, кому черная – фантазировать. Но убедительно. Внутри своей команды можно потихонечку меняться картами, если приготовленная история не совпадает с доставшейся мастью.

Рассказчик рассказывает. Слушатели слушают, получают удовольствие, дают советы. Соперники пытаются понять, правду говорит человек или врет. Угадали – очко им. Если нет – команде рассказчика. Чтобы легче было считать заработанные балы, материализуем их в конфеты, печенье – любые ценные для путешественника вещи. Удачное соединение любимого детьми соревнования и страсти рассказывать, придумывать про себя были и небылицы. Хорошее занятие перед сном.

Купание

Самое любимое летнее удовольствие всех детей. И самое опасное. Законы купания должны быть оговорены очень строго и соблюдаться неукоснительно. Главное правило – купаться только в присутствии взрослых. Чтобы оно не нарушалось, взрослым придется терпеливо отправляться с желающими на речку (на море) в любую свободную минуту. И не требовать, чтобы через пять минут все выходили из воды, и разрешать тем, кто плавает достаточно умело, отплывать подальше от берега. Переживаете за безопасность – плывите неподалеку.

Придется разрешить прыгать в воду. Опять же в интересах безопасности нужно найти удобное место, иначе дети станут прыгать где попало и в самом деле покалечатся.

Можно ставить условия. Сегодня холодно. Кто хочет купаться, должен, выйдя из воды, прыгнуть через скакалку 20 раз или три раза взобраться по крутому речному откосу (лучший способ согреться и избежать насморка).

Тот, кто претендует на право отплывать от берега за пределы лягушатника, должен сначала проплыть без остановки определенное расстояние под взглядами сотоварищей, в сопровождении приветственных воплей и ценных советов. Сумел? Считаешься опытным и хладнокровным пловцом.

Можно заводить ритуалы. К примеру, первое утреннее купание – только взявшись за руки и с разбега. И кричать что есть мочи.

Купанием не стоит шантажировать, наказывать или поощрять. Это священное летнее право ребенка, как право на еду, сон, игру. Только из-за болезни дети лишаются этой радости. Зато у них появляется страстное желание вылечиться поскорее. И уже не нужно пристально следить, прополоскал ли несчастный горло, не отправился ли гулять вечером в легкой маечке. Он сам, мечтая о скорейшем возвращении в море, накинет ветровочку и прибежит за таблеткой.

Лишения

Трудности, лишения, физическое, эмоциональное напряжение. Когда на пределе сил и даже через силу. Нашим детям катастрофически не хватает подобных ситуаций в обыденной жизни. А ведь это моменты взросления, духовного роста. Но только в том случае, если ребенок осознанно принимает на себя этот груз. Поэтому, отправляясь в любое путешествие, старательно объясняем ребятам, чего они лишатся, уехав из дому, с какими трудностями неизбежно столкнутся. И переспрашиваем не раз: “Ты понимаешь, что будет жарко и тяжело? Ты готов терпеть?”, “Ты понимаешь, что придется рано вставать и много ходить пешком?”

Какие-то трудности стараемся облегчить. Заранее думаем про удобную обувь, крем от солнца, перчатки, защищающие руки на работе. Лишние страдания не на пользу.

А какие-то испытания ребенок воспринимает как проверку себя. И выйти из них он должен победителем.

– Интересно, а смогу я ночью в лесу?..

В полночь будим желающих и тихонько, чтобы не проснулись остальные, выводим из корпуса на лесную тропинку. Без свечей и фонарей. Можно идти по одному или по двое. За поворотом костер. Там свет и яблоко победы. Но туда еще надо прийти, преодолев страх и тьму.

Конечно, вдоль тропинки стоит парочка взрослых, страхуя тех, кто испугался или сбился с пути.

Но ребенок убеждается в том, что он способен справиться с лишениями! Что он сильный, ловкий, терпеливый, умный, храбрый… Или может всему этому научиться.

Мытье посуды

В отсутствие столовой – одна из самых неприятных обязанностей дежурных. Особенно, если группа большая. И не всегда достаточно горячей воды (и воды вообще), чистых мочалок.

Позволим провести ряд экспериментов, в ходе которых будут совершенствоваться и социальные умения, и научное мышление.

Первый возникающий вопрос: моют ли дежурные всю посуду или только общие кастрюли, а ложки-миски каждый за собой убирает сам? Бывают еще командные дежурные. В разных группах разные традиции. И многое зависит от конкретной ситуации: далеко ли идти за водой, сколько времени после завтрака-обеда на уборку, остаются ли дежурные в лагере или уходят вместе с группой…

Всё это честно рассказываем детям, даем сторонникам каждой позиции высказать свои аргументы. Если не пришли к согласию, пробуем один день мыть посуду по одной схеме, другой день – по другой. Обсуждаем ощущения. Устанавливаем правила на всю поездку.

Мощный интеллект нужен для освобождения мисок от жировой пленки, канов – от пригоревших остатков, посуды в целом – от привкуса моющего средства.

Опытным путем определяется эффективность абразивов. Оказывается, песок с мелкой галькой лучше оттирает каны и смывается легче. А миски нужно мыть специальным средством. И ради экономии времени и материалов – все в одном кане с заранее подогретой водой (обязанность дежурных!). Конструируются из пластиковых бутылок удобные умывальники.

В хорошей группе со временем стирается грань между дежурными и вольными гражданами. Все помогают друг другу по мере сил. Кто свободен, тот и делает, что может. Как в дружной семье.

Наказание

До чего трудная тема. С одной стороны, нарушение правил должно приводить к каким-то неприятным для нарушителя последствиям. С другой, наказывать как-то неприятно…

Чтобы наказания не унижали детей, не вызывали страха, заранее оговариваем принципы.

Есть требования руководителя. Он отвечает за безопасность, имеет право требовать послушания в каких-то вопросах (2–3 момента, не больше!). Нарушение требований руководителя карается самим руководителем на его же усмотрение. Лично мне не нравится наказание дополнительными дежурствами, отжиманиями, необходимостью бегать вокруг лагеря. Нарушитель, очевидно, чего-то не умеет (контролировать время, сохранять тишину…). Значит, он лишается определенных прав, доступных тем, кто уже умеет вести себя, как свободный ответственный гражданин. Скажем, ему нельзя одному без взрослых гулять по музею, потому что нет уверенности, что он вовремя явится на место встречи. Он не должен после отбоя покидать свое спальное место, потому что его перемещения и разговоры мешают спать остальным. Через какое-то время, когда человеку кажется, что он уже научился чему-то важному, он обращается к руководителю с просьбой предоставить ему желанные права. Конечно, руководитель откликнется на просьбу. Только практикой проверяются наши умения.

Есть правила, установленные общими договоренностями. Нарушение этих законов обсуждается всем сообществом. Прежде всего, нужно понять, насколько совершенны сами законы. Может, их нарушают потому, что они неудобны, чего-то не учитывают?

Если выясняется, что ноша вполне приемлемого общественного договора слишком тяжела для отдельного гражданина, пытаемся помочь человеку. Кто-то берет на себя обязательство напоминать забывчивому, поторапливать замечтавшегося, проверять качество работы у легкомысленного…

В большинстве случаев можно прийти к выводу, что нарушитель уже всё понял, ему неловко, и он постарается впредь быть осмотрительнее.

В подобной атмосфере редкие, но действительно необходимые наказания, вплоть до возвращения домой, будут иметь потрясающий эффект.

Поезд

Распределение детей по купе и по полкам поезда в интересах всеобщего мира и спокойствия – тонкое искусство, постичь которое можно только ценой многих бессонных ночей, обидных споров с проводниками и пассажирами.

Поэтому поговорим о более простой задаче: посадка в вагон. Педагог, заранее зная, какие места достались его группе, готовит и выдает каждому ребенку персональный билет (клочок бумажки с именем и номером или красивую открытку с той же информацией). Обилеченные юные пассажиры организованно заходят в вагон и садятся на свои места. Им не нужно толпиться, педагогу не нужно громко кричать, руководить. Он так же спокойно прощается с провожающими на перроне и ставит вещи на свою полочку.

В не слишком “схоженной” группе лучше поначалу запретить всякие обмены и перемещения. В конце концов, следует научиться мирно соседствовать со случайными попутчиками. Постепенно разрешаем меняться, объясняя непреложные принципы (никто не должен остаться без друзей поблизости, а шумные люди располагаются подальше друг от друга) и требуя каждый раз сначала договориться со всеми, кто может пострадать при обмене, а только потом приходить к вам за ратификацией достигнутых договоренностей.

Если вам достались одни боковые полки и только одно купе (4 небоковые полки), не постесняйтесь положить в него себя и еще несколько хозяйственных ребятишек. Это пространство станет вашей штаб-квартирой, кухней, игровой комнатой.

Кстати, понимая, что организовать общее питание в поезде сложно, напомните ребятам, чтобы они положили сверху или в отдельные пакеты личные кружки, миски, ножи. Многие дети голодают в дороге, боясь, что если распакуют рюкзак в поисках посуды, то потом не успеют собрать перед остановкой.

Едем туда – питаемся мамиными запасами (стоит новичкам предложить список идеальной еды для поезда). По пути домой закупаем сухой паек и, если нет возможности распределить его по порциям, вручаем одному человеку пакетики с чаем (к нему обращаются все желающие попить чай), пара девочек отвечает за бутерброды (у них хлеб, сыр, колбаса, нож, клеенка на стол и доска для резания), есть начальники над сладостями, фруктами…

А педагог занимается своими прямыми обязанностями – детьми!

Фото А.Козина

TopList