Главная страница "Первого сентября"Главная страница журнала "Классное руководство и воспитание школьников"Содержание №12/2010

Специальный выпуск

В ожидании

Алла Писаренко ,
г.Энгельс, Саратовская обл.

Чемоданы собраны

Психологическая помощь ребенку

Один из способов организовать отдых детей – сменить обстановку таким образом, чтобы она сильно отличалась от привычной. Но это может серьезно отразиться на поведении ребенка, на его самочувствии. Особенно сильно дискомфорт дает о себе знать в условиях становления и развития временного детского коллектива. О чём важно знать родителям перед тем, как отправить ребенка на летний отдых?

Трудности адаптации

Решение принято, чемоданы собраны, ребенок отправлен на отдых, и только семья успокоилась, как начинаются телефонные звонки: “Мама, забери меня, я хочу домой, мне здесь не нравится…”. Родители, особенно те, кто впервые отправил ребенка в дальнюю поездку одного (и неважно, к родственникам или в лагерь), нервничают, а некоторые даже срываются и забирают свое чадо домой.

Детские психологи советуют не переживать и не реагировать так остро на жалобы ребенка и его разочарование жизнью в новой обстановке. Скорее всего, это временное явление, связанное с так называемым периодом адаптации. Пройдет несколько дней, ребенок успокоится, привыкнет, и, когда придет время паковать чемоданы домой, он, вероятно, даже не захочет уезжать.

Адаптационный период может длиться от двух-трех суток до недели. Это время привыкания к лагерю, к обычаям и распорядку дня, завоевания места в новом детском коллективе и налаживания отношений с вожатыми. Чем быстрее ребенок найдет себе друзей, чем чаще он будет участвовать в играх и других мероприятиях, тем быстрее и безболезненнее пройдет адаптационный период. Как правило, уже на второй-третий день ребенок перестает жаловаться родителям на то, что ему скучно или не нравится в лагере.

Легкость адаптации зависит от особенностей характера, темперамента и воспитания. Для более быстрого и безболезненного привыкания к лагерю желательно, чтобы ребенок умел самостоятельно заводить межличностные контакты со сверстниками и поддерживать их.

В том или ином виде адаптация проходит у каждого ребенка. Коммуникабельные, самостоятельные и уверенные в себе дети справляются со стрессом быстрее, они чаще первыми идут на контакт как со сверстниками, так и с вожатыми, поэтому меньше тоскуют по дому и чувствуют себя одинокими. Такие дети без труда вливаются в лагерную жизнь, становятся заводилами, местными знаменитостями, о которых помнят даже после окончания смены. Они редко звонят домой, как правило, родители сами выходят на связь.

Домашние, робкие и застенчивые дети адаптируются дольше. Они стесняются сами завести знакомство, не стремятся проявить инициативу. Поэтому в первые дни, пока вожатый знакомится со своими подопечными и отношения в отряде только формируются, тихони скучают по дому, чувствуют себя лишними. Вожатым требуется больше времени на то, чтобы втянуть таких детей в лагерную жизнь, завоевать их доверие. В результате адаптационный период может продлиться пять-семь дней. Если ребенок трудно вливается в новые коллективы, можно посоветовать родителям отправить его в лагерь вместе с другом. Это не совсем снимает, но во многих случаях сильно ускоряет процесс адаптации.

Особо стоит остановиться на тех случаях, когда из года в год повторяется одна и та же история: ребенок хочет отправиться в лагерь, с нетерпением ожидает поездки, а потом начинает проситься домой, даже когда едет вместе с другом в знакомый лагерь и попадает в отряд к вожатым, знакомым по предыдущим заездам.

Даже если первое знакомство ребенка с лагерем сложилось не очень хорошо, не стоит расстраиваться. Лагерь – это маленькая школа жизни как для детей, так и для родителей. И, вероятно, выучив этот урок, в следующий раз ребенок отдохнет с куда большим удовольствием.

Зоны внимания

Как организовать отдых ребенка, чтобы он не столкнулся с проблемами, описанными выше?

Важную роль играют первые дни пребывания в лагере. Именно на плечи вожатых, воспитателей ложится ответственность за грамотно организованный период адаптации ребенка. Здесь могут помочь специальные упражнения, тренинги и ролевые игры, целью которых может стать сплочение коллектива, формирование навыков бесконфликтного взаимодействия в коллективе, нередко состоящем из представителей нескольких национальностей.

Но существенную помощь ребенку способны оказать именно родители. Они могут заранее подготовить ребенка к лагерю, привить ему те навыки, которые помогут скорее освоиться, влиться в коллектив. Стоит научить ребенка самостоятельно заправлять постель, следить за чистотой одежды, убирать свои вещи, соблюдать правила гигиены и т.п. Родителям ребенка, который отправляется в лагерь впервые или едет после неудачного опыта, следует заранее узнать про распорядок и правила лагерной жизни и подробно рассказать их ребенку, чтоб он хорошо представлял себе, куда едет.

Перед поездкой родителям нужно поговорить с ребенком, объяснить, что они будут по нему скучать и он, наверное, тоже; что первые дни – самые тяжелые, что главное – не робеть, не бояться спрашивать и знакомиться. Желательно убедить ребенка, что даже будучи далеко от дома, он не окажется брошенным, у него всё равно есть защита и опора – вожатые.

Также необходимо решить вопрос связи. Важно, чтобы ребенок знал, что в любой момент он сможет услышать родной голос, чтобы у него не было ощущения, что он брошен.

Адаптация – естественный процесс, но это вовсе не значит, что не стоит обращать внимания на жалобы и слезные просьбы ребенка забрать его из лагеря. Напротив, родителям нужно расспросить ребенка о том, что именно ему не нравится в лагере, предложить решение этих проблем, посоветовать обратиться к вожатому; сказать, что семья по ребенку тоже скучает, но верит, что он быстро найдет новых друзей, – в общем, следует настроить школьника на хороший отдых.

Ни в коем случае нельзя давать обещание забрать ребенка из лагеря, если родители не готовы сделать это. Когда ребенок жалуется, что его бьют, дразнят или обижают, надо обязательно связаться с администрацией лагеря и попросить вожатого прояснить ситуацию. Можно по предварительной договоренности с администрацией лагеря поехать на место, чтобы понять, говорит ли ребенок правду или фантазирует с целью привлечения внимания. Ребенка, который стал предметом насмешек и побоев, следует немедленно забрать домой. Если же ребенка никто не обижал, то надо объяснить ему, что подобная ложь не только некрасива, но и чревата тем, что в следующий раз, когда действительно потребуется помощь, ему могут не поверить.

Демонстративный ребенок чувствует недостаток внимания к себе и поэтому закатывает истерики как родителям, так и вожатым. Универсальной стратегии, которую можно рекомендовать при общении с таким ребенком, нет. Терпеливые родители могут дождаться конца смены, оставив ребенка в лагере в воспитательных целях; те, у кого нервы не выдержат, могут забрать ребенка посредине смены. Всё зависит от выдержки родителей и цели, которой они хотят достичь.

Фото Д. Поляковой

TopList