Главная страница "Первого сентября"Главная страница журнала "Классное руководство и воспитание школьников"Содержание №7/2010

Живые истории

Глазами учеников

Татьяна Подгорная

Путь к уверенности

По волнам памяти

Страх перед учителем

Начало 80-х годов, четвертый класс. Новые предметы, новые учителя. Пожалуй, больше всех запомнилась наша первая преподавательница английского языка.

В классе было более сорока человек, но иностранным языком в первый год мы занимались все вместе, без деления на подгруппы. И буквально перед каждым уроком дружно тряслись от страха, некоторые – чуть ли не до дрожи в коленках.

Наверное, наша англичанка хорошо знала свой предмет и стремилась передать свою любовь нам, детям. Но в результате на каждый урок мы шли, словно в последний бой. Преподавательница постоянно кричала на нас; получить на ее уроке даже четверку было почти невозможно – спрашивала всегда очень строго, любая небольшая ошибка каралась снижением отметки.

В мае мы узнали, что со следующего года уроки английского у нас будут вести два учителя, что группы сформируют простым делением списка класса на две половины и новой преподавательнице – более мягкой и доброй – отдадут первую половину класса. Осталось в памяти: я, тогда одиннадцатилетний подросток, сразу решила, что хочу заниматься у новой учительницы, единственная из всех подошла к классному руководителю и попросила записать меня в ее группу.

Первая англичанка, проработав в нашем классе еще несколько лет, ушла. Все эти годы ребята из ее группы с таким же страхом ждали каждого занятия, старались добросовестно учить язык, но почему-то нервничали от этого не меньше. А я спокойно получала на уроках пятерки и была благодарна классной руководительнице за то, что она выполнила мою просьбу. Возможно, в знании иностранного языка я уступала тем, кто учился в другой группе, но это был мой осознанный выбор, о котором не жалею до сих пор.

Первая победа

Старшие классы. Очередной лыжный кросс в Измайловском лесу. Хроническая троечница по физкультуре, плетусь в самом хвосте колонны и по первому же требованию уступаю лыжню любому однокласснику, “случайно” оказавшемуся сзади меня. Обогнать кого-то даже не надеюсь, хотя стараюсь изо всех сил. Все – как обычно, без неожиданностей.

Еду и размышляю сама с собой: “Ну почему? Почему всегда в хвосте, почему мне все дается с таким трудом? Чем я хуже других? И на велосипеде летом катаюсь, и бадминтон с настольным теннисом люблю – было бы, с кем поиграть, и лыжные прогулки устраиваю себе зимой по выходным – естественно, в своем не особо высоком темпе, но другие и этого не делают…”

Увлекшись своими мыслями, не замечаю, как кто-то из одноклассников оказывается позади, за ним – второй, третий… Что случилось? Не могу поверить собственным глазам!

Не думаю, что ребята решили специально поддаться мне: от показанного результата зависела отметка, и все старались, выкладывались на пределе сил. Но что-то произошло, и я впервые в жизни смогла закончить дистанцию в первой пятерке. Это стало неожиданностью и для меня, и для преподавателя, и для тех, кто много лет учился вместе со мной. Ура, четыре балла – мои!

Вот она, редкая и такая ценная победа – прежде всего над собой. Прошло много лет, но забыть ее невозможно.

Фото: www.shutterstock.ru

TopList