Главная страница "Первого сентября"Главная страница журнала "Классное руководство и воспитание школьников"Содержание №7/2010

Сценарии

Классный час

Елена Виноградова ,
учитель биологии, МОУ СОШ № 41, г.Иваново

Уйти или преодолеть?

Пути выхода из конфликтных ситуаций

Задачи:

• развить навыки межличностного взаимодействия и взаимодействия в группе;

• содействовать выявлению учащимися эффективных способов разрешения конфликта;

• помочь школьникам научиться выходить из конфликтных ситуаций (применять знания на практике).

Введение в тему

Классный час начинается с приветствия. Все участники встают в круг и здороваются с соседями пожатием руки, затем рассаживаются на места в кругу.

Учитель. Посмотрите, пожалуйста, на рисунки на доске.

1

2

3

4

Учитель. Как вы думаете, что за ситуации здесь изображены? Правильно – конфликтные. Поднимите руку, кто ни разу не попадал в конфликтную ситуацию? Как часто эта ситуация разрешалась мирным способом? Редко. И сегодня мы поговорим с вами не просто о конфликтах, а о том, как их можно разрешать без ущерба для себя и окружающих. Обратите еще раз внимание на рисунки. Как разрешаются здесь конфликты? Какой способ, на ваш взгляд, наиболее эффективен?

Школьники анализируют способы разрешения конфликтов, изображенные на картинках (уход, ссора, договор и т.д.), выделяют из них наиболее, на их взгляд, эффективные.

Учитель. Уйти от конфликта или преодолеть его? Этот вопрос и будет темой сегодняшнего занятия. Как вы понимаете: что такое конфликт? Какие его виды вы знаете?

Школьники пытаются ответить на заданные вопросы, затем все сказанное уточняется и обобщается с помощью заранее приготовленных материалов на закрытой доске или презентации.

Материалы

Конфликт – столкновение сторон, мнений, сил.

Виды конфликтов: личностный, межличностный, конфликт личности и группы, межгрупповой.

Учитель. С какими видами конфликтов мы сталкиваемся чаще всего?

Ученики высказывают свое мнение, в ходе обсуждения особо выделяются межличностные конфликты.

Анкетирование

Учитель. С кем и по каким поводам чаще всего могут возникать межличностные конфликты? Проведем небольшое анкетирование.

Школьники получают цветные карточки и отвечают на вопросы учителя, выбирая один из вариантов ответа: если ученик выбирает 1-й ответ, то кладет в специальную корзинку зеленую карточку, если 2-й ответ – синюю, 3-й ответ – красную. Один из ребят подсчитывает количество карточек и записывает результаты на доске.

Примечание: дальнейшая работа на данном классном часе выстраивается исходя из того, что по результатам анкетирования самым популярным является конфликт учеников с родителями по проблеме успеваемости. Если результаты анкетирования несколько иные, можно обсудить их со школьниками в целом, а затем предложить разобрать ситуацию конфликта с родителями как одну из наиболее распространенных.

Анкета

I. С кем чаще всего у вас происходят конфликты?

1) с взрослыми

2) cо сверстниками

3) c детьми

II. С кем из взрослых чаще возникают конфликты?

1) с родителями

2) с учителями

3) свой вариант ответа

III. Каковы причины ваших конфликтов с родителями?

1) учеба

2) организация быта

3) разница во взглядах

Поиск решения

Учитель. Скажите мне, пожалуйста, как могут отреагировать родители на снижение успеваемости их детей в конце четверти? К чему это приводит?

Ребята называют варианты реакции родителей и дальнейшего развития ситуации (участники конфликта поссорились; перестали общаться; договорились о взаимных уступках; разошлись, не завершив разговор, и т.п.). Ответы школьников записываются на доске.

Учитель. По сути, сейчас вы назвали способы разрешения конфликтов. Посмотрите на доску.

На доске – заранее приготовленные материалы или презентации с описанием путей выхода из конфликта.

Материалы

Избежание – выход из конфликта без попытки его разрешить.

Компромисс – урегулирование разногласий путем взаимных уступок.

Приспособление – сглаживание конфликта в ущерб собственным интересам.

Соперничество – достижение собственных интересов без учета интересов другого.

Школьники вместе с учителем анализируют названные способы и соотносят их с вариантами ответов учащихся.

Моделирование ситуаций

Учитель. Чтобы понять, какой способ решения конфликта правильный, давайте попробуем примерить на себя не только роль ученика, но и родителя.

Школьники встают в два круга – внешний и внутренний – лицом к друг другу. У них получаются пары. По сигналу учителя все начинают работать в парах – разыгрывать один из способов разрешения конфликта между родителем и ребенком по поводу неуспеваемости последнего по учебе. На каждую ситуацию дается по одной минуте, затем проводится ее обсуждение. Далее школьники, стоящие во внешнем кругу, делают шаг влево – таким образом, пары меняются, и разыгрывается следующий способ выхода из конфликта.

Вопросы для обсуждения:

• Какие слова говорили те из вас, кто был детьми?

• Какие ощущения и эмоции вызывает у вас этот способ выхода из конфликта?

• Вы разрешили конфликт?

Примечание: конфликт остается неразрешенным в случае использования способов избежания конфликта, соперничества; конфликт решается частично в случае приспособления; конфликт решается наиболее полно и конструктивно в ситуации поиска компромисса.

Учитель. Спасибо за работу, садитесь. Давайте подведем итог. Какой из проигранных способов, по-вашему, неприемлем? А какой наиболее эффективен?

В ходе беседы ссора (соперничество) определяется как неприемлемый способ, а компромисс – как наиболее желательный.

Алгоритм компромисса

Учитель. Итак, мы с вами пришли к выводу, что конфликтную ситуацию лучше всего преодолеть с помощью компромисса. Давайте попробуем выстроить последовательные шаги, то есть алгоритм компромисса.

Ученики делятся на три–четыре группы. Каждая группа на листе ватмана записывает последовательность действий, необходимых для разрешения конфликта путем компромисса. Через три минуты заслушиваются выступления групп с представлением алгоритма, все сказанное обобщается, ведется работа по составлению общего алгоритма.

Вариант алгоритма:

1. Внимательно выслушайте родителей.

2. Предложите им сформулировать желаемый конечный результат.

3. Спокойно изложите свою точку зрения.

4. Сформулируйте возможные уступки.

5. Примите совместное решение.

6. Соблюдайте договоренность.

Рефлексия

В конце занятия проводится рефлексия. Учитель предлагает школьникам сначала завершить незаконченные предложения, а затем оценить занятие, поставив галочку на рисунке на доске в одном из кругов или на их пересечении.

Незаконченные предложения:

• Сегодня я узнал…

• Сегодня я почувствовал…

• Сегодня я научился…

• Мне понравилось…

Рисунок на доске

В заключение классного часа можно предложить всем участникам вновь встать в круг и пожать руки своим соседям – в знак мирного и дружелюбного расположения друг к другу, готовности к компромиссам в любых ситуациях.

Рисунки автора

TopList