Главная страница "Первого сентября"Главная страница журнала "Классное руководство и воспитание школьников"Содержание №7/2010

Сценарии

Классный час

Наталья Панкратова ,
МОУ Гимназия № 1, г.Нерюнгри, Республика Саха (Якутия)

Школа без агрессии

Занятие для учащихся 5–7-х классов

К сожалению, современный мир не лишен ожесточения, зависти, нетерпимости людей друг к другу. Разговор о причинах и истоках агрессии, а также способах ее преодоления – важное звено в воспитании у детей внимательного, доброжелательного отношения к окружающим, умения сотрудничать и искать компромиссы.

Задачи:

• развить личностную и групповую активность;

• способствовать осознанию проблемы агрессии в школе;

• снизить уровень агрессивности, повысить терпимость друг к другу через совместные виды деятельности.

Мотивация

Все участники делятся на три группы. Учитель задает ситуацию-провокацию. Он приглашает к доске троих человек (по одному из каждой группы), чтобы начать работу. Им дается задание быстро и красиво нарисовать здание. Ученики начинают рисовать. Учитель останавливает игру и просит начать все сначала, потому что ученики допустили ошибку. Так он останавливает игру несколько раз, перебивает учеников и выдвигает все новые и новые претензии: например, здание должно быть объемным, а не плоским, крыша – современной, обязательно должны быть балконы, а почему не идет дым из трубы, почему трубы и вовсе нет? Затем учитель дает возможность закончить рисунок, после чего сообщает, что все равно художники неправильно выполнили задание, например, нарисовали жилой дом, а надо было школу. Поэтому победителей в игре нет.

Учитель. Какие чувства вы испытываете после выполнения задания? Почему?

Школьники после выполнения данного задания, как правило, очень рассержены – это они и выражают.

Учитель. Что произошло в данной ситуации? Почему рисунки не получились?

В ходе беседы школьники вместе с учителем приходят к выводу, что причиной агрессии учеников на сложившуюся ситуацию стало непонимание: им не объяснили, что конкретно нужно делать.

Учитель. Что не было сделано до начала работы? Можно было избежать конфликта? Как?

Ученики приходят к выводу о необходимости оговаривать правила выполнения задания заранее.

Учитель. Действительно, результаты работы зависят от установленных правил. Рисунок не получился, потому что не договорились, что и как нужно рисовать. Сложилась конфликтная ситуация. А в конфликтных ситуациях их участники прибегают к различным формам защитного поведения, одной из которых является агрессия.

Объекты агрессии

Учитель. Кто у вас, школьников, чаще всего является объектом агрессии?

Школьники называют возможные объекты агрессии: одноклассников, сверстников, родителей, учителей.

Учитель. А какими должны быть все эти люди, чтобы не вызывать агрессии окружающих?

Ребята работают в группах. Каждой группе предлагается продолжить предложения:

• Мой учитель – это…

• Мой сверстник, одноклассник – это…

• Мои родители – это…

Все наработки школьников помещаются на доску.

Учитель. Итак, у нас появился некий идеал, к которому надо стремиться. Теперь попробуйте самостоятельно определить, что же такое школа без агрессии.

Группа письменно высказывает свое мнение, затем листы помещаются на доску – на символическое здание школы.

Памятка

Учитель. Люди живут, руководствуясь определенными правилами. Поэтому я предлагаю поработать вам над созданием памятки бесконфликтного поведения, т.е. сформулировать перечень правил, которые сделают человека не агрессивным, а приветливым, а общение с ним – приятным.

Каждая группа получает листок с началами формулировок, которые им предстоит закончить:

• Нельзя...

• Не говори о вещах, которые…

• Не давай обещаний, если…

• Не обсуждай…

• Не прерывай…

• Мальчики должны вести себя как…

• Девочки должны быть…

После обсуждения группы зачитывают листы-памятки. Учитель может предложить и свой вариант:

Нельзя кричать, размахивать руками, показывать пальцем.

• Не говори о вещах, которые неприятны окружающим или могут их обидеть.

• Не давай обещаний, если не уверен, что сможешь их выполнить.

• Не обсуждай отсутствующих.

• Не прерывай речь собеседника.

• Мальчики должны вести себя как настоящие мужчины: помогать девочкам, пропускать их вперед, не обижать, защищать.

• Девочки должны быть опрятными, женственными.

Подведение итогов

Учитель. Так как вы думаете, возможно ли существование школы без агрессии? Что же для этого требуется от тех, кто в ней учится и работает?

Ученики высказываются, обобщая все, о чем говорилось на классном часе.

TopList