Главная страница "Первого сентября"Главная страница журнала "Классное руководство и воспитание школьников"Содержание №7/2010

Идеи

Классный час

Марина Саватеева ,
г. Москва

Знакомые незнакомцы

Цветы в классе

Как добиться, чтобы уход за растениями в кабинете стал для ребят увлекательным занятием, а не обременительной обязанностью? Хороший вариант – организовать конкурс. Название может быть любым: “Зеленый друг”, “Зеленое море”, “Моя зеленая капля”, “Из ростка да в чудо-дерево”. Заодно можно провести конкурс на лучшее название конкурса, посвященного цветочно-декоративным растениям.

Инвентаризация

На первом этапе проводится инвентаризация растений, которые находятся в классе. Если растений в классе не хватает, юные биологи могут использовать для работы зелень из школьного коридора, рекреации или столовой.

Горшки с растениями выставляются на парте, и дети пробуют самостоятельно осмотреть и описать каждое растение, пытаясь определить, насколько оно здорово, что с ним не так и чего, на их взгляд, не хватает цветку.

Какие-то причины нездорового вида можно обнаружить невооруженным взглядом. Например, сухие листья показывают, что растению не хватает влаги, излишняя вытянутость стеблей говорит о недостатке света; корни, вылезающие из горшка в поддон, свидетельствуют о разросшейся корневой системе, о том, что цветку в горшке тесно.

Для тех, кто не смог правильно определить состояние и первопричину недуга зеленого “собрата”, предлагается воспользоваться справочниками, заранее приготовленными учителем, или постараться решить проблему самостоятельно – в библиотеке либо дома, полистав специализированную литературу.

На этом этапе дети начинают заполнять лист с подведением итогов или стенгазету, куда вносят очки за правильность и быстроту ответов, а также фиксируют, кто и насколько верно оценил самочувствие растения.

Выбор подопечного

Второй этап – именной. Каждый участник выбирает себе цветочное растение и резервирует его, приклеивая к горшку бумажку с фамилией и указанием класса. Теперь только он в ответе за полив, рыхление, подкармливание цветка. Школьники не только награждают растение своей фамилией, но и определяют по справочнику, как оно называется. Если у кого-то дома есть любимый цветок, то его можно принести в школу и с ним участвовать в конкурсе. Однако стоит ввести обязательное условие: растение теперь навсегда поселится в школе.

Следующий этап конкурса – создание личного проекта. Это должна быть красочно оформленная письменная работа, посвященная выбранному школьником растению. В ней нужно описать, к какому семейству относится цветок, какие биологические особенности ему присущи, какие ему требуются условия содержания, как он размножается. Приветствуются рисунки и фотографии.

Проекты оценивает специально выбранное детское жюри во главе с председателем (как правило, на эту роль приглашается учитель биологии). Начисляются балы за содержание и оформление, которые заносятся в лист итогов.

Защита проекта

В назначенный день происходит защита проектов. Задача состоит не только в том, чтобы как можно подробнее рассказать о своем цветочно-декоративном растении. Главное – найти нечто такое в своем питомце, что способно поразить слушателей. Это касается как биологических особенностей, так и каких-то исторических фактов, связанных с этим растением. Например, растение может обладать полезными фармакологическими свойствами, либо с ним связана какая-то красивая легенда. Возможно, название цветка переводится весьма необычно.

Каждому ребенку важно убедить жюри в том, что именно его растение – самое необычное и заслуживает первого места. Также требуется объяснить, почему он выбрал именно это растение.

Проекты можно защищать как в одиночку, так и группой в два–три человека. В этом случае работа по объему должна соответствовать количеству участников одного проекта. Например, один пишет текст, второй делает подборку фотографий, третий на листе ватмана рисует растение в разрезе. Чем больше используется наглядного материала, тем выше вероятность занять призовое место.

В качестве примера найденной “изюминки” можно привести такие растения, как циперус. Его особенность в том, что размножается он “вверх тормашками”. Циперус представляет собой прямостоячие тростниковые стебли, заканчивающиеся изогнутыми узкими листьями. Для получения молодого растения макушку циперуса нужно срезать и опустить в воду. Через некоторое время из макушки появятся белые толстенькие корешки.

Другой поразительный пример – всем известный фикус. Оказывается, разновидностей фикуса существует более 2000 видов: начиная с пестролистного стелющегося, у которого листья размером с копеечную монетку, и заканчивая фикусами-деревьями высотой в два метра с листьями-гигантами в ладонь взрослого человека.

В форме защиты проектов дети учатся выступать публично, обосновывать, отстаивать и защищать свою точку зрения, искать необычные факты в обычных вещах, а говоря коммерческим языком – продвигать свой продукт на рынке предложений. Нужно не стесняться и доказывать, что твой труд – лучший.

Никого из ребят в будущем не минует собеседование перед поступлением на работу. А что такое собеседование, как не презентация своих умений, навыков и знаний?

Проверка делом

Защита проекта – это не окончание всего конкурса, а лишь завершение теоретической части. Практическая часть заключается в том, чтобы полученные знания о своем любимце-растении претворить в жизнь и додать ему то, чего он был лишен. Если не хватало света, то растение нужно переставить на тот подоконник, где солнышко появляется чаще. Если растение совсем уж хилое, то следует поменять землю, подкормить, а может быть, и поделить корневище, чтобы ему привольнее жилось в горшке.

Окончательные итоги будут подводиться через два–три месяца, когда растения после тщательного ухода за ними юных цветоводов, смогут преобразиться и предстать во всей красе: сильными, здоровыми, окрепшими.

Конкурс лучше организовать весной. Комнатные растения в зимнюю пору находятся в полусонном состоянии, в анабиозе, они практически не растут, ожидая солнечных лучей и более продолжительного светового дня. Поэтому, если пересадка, подкормка, будут проводиться весной, то результат окажется ярче, растения быстрее отзовутся на вложенные в них усилия.

Дополнительные конкурсы

Школьники могут набрать дополнительные баллы, участвуя в конкурсе на декор цветочного горшка. Тут уж фантазии нет границ. Можно завернуть горшок в ткань, укутать в войлок, обклеить бусинками, камушками, скорлупой орехов, разрисовать красками и покрыть лаком – одним словом, творить в свое удовольствие из любых материалов.

Второй возможный конкурс посвящен размножению растений. Он касается тех, кому интересен этот процесс: деление корневой системы, черенкование, выращивание комнатных цветов из семян. Можно использовать свое растение или воспользоваться отростками, черенками, которые подарят участнику одноклассники или родители.

На конкурсе по размножению ценится количество представленных горшков с растениями, которые дети вырастили сами, и сложность размножения. Результат оценивает жюри во главе с учителем биологии.

Подведение итогов

В заключение суммируются балы, записанные в листе итогов, и выбирается победитель. Наградой могут служить подарочный вариант альбома по цветоводству, набор цветочных горшков, пятерка по биологии за четверть, набор дисков серии “Discovery”.

Важно не только что именно вручается победителю, но и как это происходит, в какой обстановке, насколько торжественно.

Желательно, чтобы цветок-победитель занял почетное место в школе, например, при входе в столовую, под красивой вывеской, например такой: “Это есть труд любящего сердца” или “На добро добром”.

Конкурс по цветоводству не только научит детей более бережному отношению к растениям и всему живому, но и послужит импульсом к другим тематическим конкурсам. Дети смогут попробовать свои силы в различных видах деятельности, и это будет способствовать правильному выбору будущей профессии.

TopList