Главная страница "Первого сентября"Главная страница журнала "Классное руководство и воспитание школьников"Содержание №6/2010

Живые истории

Глазами учителей

Надежда Власова ,
психолог, г.Екатеринбург

Только хорошее

Разговор с родителями

Однажды я выступала на родительском собрании в седьмом классе после тренинга, который проводила с детьми. Обычно на таком собрании говорится, как школьники проявили себя на тренинге, что именно психологу понравилось в их поведении, а что насторожило, какие выявились проблемы.

Перед собранием я сознательно решила, что буду говорить о детях только хорошее. Это оказалось не так-то просто. Не обо всех удалось вспомнить, как они себя проявляли с хорошей стороны. Пара человек у меня вызвала затруднения. Но я решила, что найду выход прямо по ходу собрания.

Первое, что захотелось сделать, выйдя перед десятком пар родительских глаз, – это сообщить родителям, что у них совершенно потрясающие, замечательные, талантливые дети. Произнеся это, я увидела в их глазах изумление. Они не ожидали ничего подобного. Тогда я обратилась к ним с просьбой: прежде, чем я поделюсь впечатлениями, пусть они сами мне расскажут, какие у них хорошие дети.

Родители замерли в недоумении. После паузы одна мама, наконец, произнесла: “Я знаю, что мой Даня очень хороший!”. Потом она замолчала и, подумав немного, добавила, что не знает, о чем еще можно сказать. Но вскоре, медленно подбирая слова, как будто нащупывая почву под ногами, мама всё-таки начала перечислять, что ее сын умеет. Через каждые три-четыре слова похвалы звучало “но, а дальше шел рассказ о недостатках. Приходилось напоминать, что просьба была рассказать о детях именно хорошее.

Оказалось, что родителям очень трудно говорить о своем ребенке только одобрительно. Я-то ведь заранее готовилась, а им пришлось вспоминать достоинства своих чад на ходу. Кстати, на тренинге я тоже просила ребят рассказать о себе всё самое хорошее, что они могут вспомнить или придумать. И это было для них очень трудно, почти невозможно.

Помню, кто-то из девочек в итоге сказал, что это слишком неприлично – говорить о себе хорошо. Что-то положительное могут сказать о человеке только другие. А если сам человек себя хвалит, то это нескромно. И на собрании одна из мам тоже сказала, что говорить только хорошее о ребенке – значит баловать его, учить хвастаться. А хвастовство недопустимо.

Однако постепенно, по очереди, родители всё же начали свои рассказы о детях. И к каждому я старалась добавлять какие-то эпизоды детских проявлений на тренинге. Только хорошее! Не забыть. Только хорошее! Приходилось следить за каждым словом, мысленно отсеивать из каждого эпизода проблемы и сложности и сосредотачиваться только на достижениях или проявлениях помощи, поддержки, сообразительности, тонкости восприятия и т.д.

По ходу собрания родители добавляли всё больше и больше. Так я узнала, что один мальчик пишет рассказы в стиле братьев Стругацких и каждый вечер читает маме новые отрывки, а другой подросток прекрасно умеет готовить. Мальчик и девочка из класса встречаются вечерами, чтобы вместе делать уроки, и она сидит на диване, а он – на полу у ее ног и читает ей отрывки из учебника истории или из “Евгения Онегина”. Еще один ребенок играет на скрипке, а другой рисует географические карты. Оказалось, что девочка с черным лаком на ногтях и “прикидом” малолетнего вампира очень любит играть с младшими братьями и сестрами и пишет стихи. И много, много всего…

С каждой минутой я чувствовала, что мне повезло встретиться с самыми интересными и талантливыми на свете мальчишками и девчонками. Каждый из них – личность и не похож на другого. И их собственные родители вдруг это увидели и поняли, что важно именно это, а не 13 двоек в дневнике. Мама ученика с 13-ю двойками вдруг сказала, что вчера муж, которому она с возмущением рассказывала про двойки сына, вдруг посадил ее напротив себя и сказал: “Просто живи!”. Она застыла, услышав эти слова, потому что поняла, что она не живет, а беспокоится за двойки и думает лишь о том, кем будет ее ребенок, когда вырастет. Она говорит сыну о будущем счастье, а сама давно забыла, что это такое.

Остальных родителей в классе тоже поразили эти слова: “Просто живи!”. Они все вдруг дружно засобирались домой. И я попросила их на прощание, когда они вернутся, рассказать их детям, какие они хорошие. Папы и мамы уходили с просветленными лицами.

Когда мы с классной руководительницей шли до остановки и я призналась ей, что по поводу одной девочки мне было трудно вспомнить что-то хорошее, то она очень удивилась и всю дорогу описывала, какая замечательная эта Ира и как в ней много талантов. А потом рассказала, что для мальчика, которого не приняли в классе после его прихода из другой школы, одна девочка сегодня в школе сама нарисовала открытку, уговорила всех ребят класса расписаться, а потом вышла к доске и поздравила его от имени класса с днем рождения.

Спустя некоторое время моя знакомая девушка-психолог, с которой я поделилась своей радостью, рассказала, что в их школе второй год проводят похожий “эксперимент”. Родителям одного 10-го класса в начале прошлого учебного года их классный руководитель решила говорить только хорошее. А в другом классе всё осталось как обычно.

К концу учебного года в первом из классов на родительские собрания ходили 31 человек из 33. И то только потому, что у двоих учеников были не родители, а попечители – бабушки, – и им было трудно приходить. А во втором десятом классе к концу года на собрания приходили 15% родителей. Такая вот статистика.

TopList