Главная страница "Первого сентября"Главная страница журнала "Классное руководство и воспитание школьников"Содержание №6/2010

Идеи

Школьная жизнь

Елена Воробьёва ,
МОУ СОШ № 18, г.Сыктывкар, Республика Коми

Вольный ветер

Создание газеты

Огромную роль в общественной жизни школы, в творческих начинаниях, в деятельности органов самоуправления может сыграть издание газеты, по образцу профессиональной. Эти рекомендации подскажут, как лучше действовать и учителям, готовым курировать важный проект, и самим ребятам.

Появление команды

Первый шаг к созданию газеты – распространение информации о возникшей идее по всей школе. Стоит развесить объявления на информационных стендах в коридорах, пройтись по классам с устным сообщением, а если в школе есть радиоузел – сделать объявление оттуда. Опыт показывает: у ребят сразу появляется интерес.

Желательно, чтобы куратором школьной газеты стал кто-то из преподавателей русского языка и литературы, а еще лучше – если он окажется знаком со спецификой редакторской работы и при этом будет уважаем (обожаем) детьми.

Начинать следует с создания инициативной группы. В каждой школе есть творческие ребята, которые только и ждут возможности самовыразиться. Вот их и надо постараться привлечь. Для первой встречи будущей редколлегии важно точно определить место и время и ни в коем случае не менять его. В другой раз люди могут и не собраться. Удобное время – сразу после уроков, место встречи – например, в кабинете школьного самоуправления.

С группой энтузиастов надо провести мозговой штурм или деловую игру на тему: “Создаем школьную газету”. В ходе игры появляется возможность выяснить, кто на что горазд: кто готов руководить, кто будет ведомым, кто умеет фотографировать, кто знаком с газетными жанрами, кто умеет быстро и грамотно печатать, кто знаком с компьютерными программами… Но обольщаться не стоит – школьников всё равно придется всем этим навыкам учить.

Программу по созданию печатного органа лучше изложить письменно для администрации школы, затем рассказать о первых шагах в этом направлении, попросить администрацию выделить место для будущей редакции, оргтехнику, канцтовары. Просить лучше сразу как можно больше! Всё равно много не дадут.

Первый номер

Пора поработать над первым номером. Лучше, если он будет посвящен какой-нибудь знаменательной дате. Обычно к таким датам в школе проводится много мероприятий – о них и стоит написать.

Возможно, первый номер выйдет без названия, главное – не забыть указать дату и номер выпуска, состав редакции, имена авторов заметок. Желательно перечитать сигнальный выпуск несколько раз и всё внимательно проверить.

Необходимо продумать вопрос тиражирования газеты. Хорошо, если в школе есть такая техническая возможность, но если ее нет, не стоит расстраиваться, а лучше поискать варианты: на первых порах могут помочь родители или попечительский совет. Для начала можно обратиться в копи-центр, расположенный неподалеку.

Где взять деньги на тираж? Это могут быть собственные средства органов самоуправления, полученные от проведения благотворительных или творческих акций. Возможно, деньги выделит администрация школы, ведь школьная газета – дело престижное, PR-акции тоже могут принести определенные средства. Какой объем тиража удовлетворит спрос, покажет время, для начала стоит рассчитывать примерно на 10% от общего количества школьного народа.

И вот наступила торжественная минута: первый номер готов к распространению (лучше сразу быть морально готовым: наверняка обнаружатся опечатки!). Хорошо продумайте, где расположить “газетные киоски”. Место должно быть людным – вестибюль или рекреация, поскольку продажа газеты обязательно вызовет интерес и большое стечение народа. Мы говорим “продажа”, так как по опыту знаем – бесплатное “не в цене”. Стоимость номера школьной газеты не должна быть заоблачной, она должна быть доступной любому ребенку (максимум 10 руб.).

Если у газеты всё еще нет названия, то можно объявить общешкольный конкурс, назначив ценный приз победителю (например, бесплатную годовую подписку!).

Несмотря на удачный “старт” проекта, куратору проекта стоит по горячим следам провести со всей редакцией “разбор полетов”. Даже если все пребывают в эйфории, какие-то “ляпы” в первом выпуске наверняка обнаружатся.

Регулярные выпуски

Начиная со второго номера работа газеты осуществляется в штатном режиме. Важно выдерживать временной интервал между выпусками. Это может быть месяц, или неделя, или четверть. Очень оживляют школьные будни “экстренные выпуски”, посвященные громким победам, важным событиям, юбилеям любимых учителей.

Хорошо, если для редакции школьной газеты администрацией выделено специальное помещение. Члены редакции сразу приобретают особенный статус, повышая тем самым престиж газеты. Новые люди наперегонки несут заметки, стихи, рисунки, предлагают свои услуги в качестве распространителей печатной продукции. Желательно никому не отказывать и брать всех. Через некоторое время останутся только самые верные, заинтересованные, творческие, то есть те, кому без газеты жизнь не в радость.

Когда настанет пора распределять портфели, уже будет ясно, кто готов стать главным редактором (самый ответственный и компетентный член команды), коммерческим директором (самый экономный), корректором (самый грамотный), дизайнером (самый креативный), корреспондентами (самые коммуникабельные), аналитиком (самый логичный), верстальщиком (почти бог).

Обязательно стоит узнать, есть ли газеты в других школах вашего города, района. Наверняка найдутся более опытные в издательском деле товарищи. Надо как можно скорее попроситься к ним в гости – и “учиться, учиться, учиться”.

Не стоит забывать, что газета важна не сама по себе, а как средство выражения мнений, настроений, идей школьного народа. Редакция должна быть в курсе всех событий, начинаний, свершений!

Необходимо помнить про рефлексию и постоянно получать обратную связь от читателя. Школьные социологические опросы позволяют держать руку на пульсе: они дают возможность судить о востребованности газетных материалов, об их актуальности для читателей. Результаты опросов покажут, чего участники школьного коллектива ждут от газеты.

Газетные рубрики

В каждой газете есть свой определенный набор рубрик. Одни из них появляются чаще, другие – реже, третьи становятся постоянными. Для нас постоянными рубриками стали: “Слово редактора”, “Наша гордость”, “Окна” (Очень Короткие Новости), “Шутки юмора”, “Рейтинг классов”, “Колонка социального педагога”, “Советы по случаю”.

Очень оживляет газетные страницы свободно выражаемое мнение читателей. Это может быть рубрика “Хочу сказать” или “Свободный микрофон”, главное, читатель должен знать, что его мнение, голос, вопрос будут услышаны.

Как же происходит рождение нового номера? На общем сборе редакции обсуждаются недавние события школьной жизни. Среди них наверняка найдутся требующие немедленного освещения на страницах любимой газеты. Корреспонденты горят желанием проинтервьюировать героев, аналитик получает задание обнаружить закономерности школьных процессов, дизайнер готов создать макет нового шедевра. Все получают задания от главного редактора, а через несколько дней можно садиться за верстку.

Поговорим о дизайне. Это важная часть имиджа любой организации, а уж газета просто обязана иметь свое лицо, логотип, быть узнаваемой среди множества другой печатной продукции. Надо выработать собственный неповторимый стиль верстки, попробовать разные варианты и направления с помощью новых компьютерных программ.

Если газета просуществовала хотя бы год, значит, накоплен огромный опыт (и положительный, и отрицательный). Пора им делиться. Можно провести пресс-конференцию в своей школе, можно выйти на уровень городской (районной) детской организации, можно принять участие в дистанционных мероприятиях, проводимых в виртуальном пространстве. Для опытной школьной редакции важно предъявить себя, стать известными, если получится, популярными за стенами родного учреждения.

Участие в творческих конкурсах стимулирует на дальнейшие подвиги. Создание конкурсного номера газеты мобилизует скрытые ресурсы, в работу вкладывается столько энтузиазма, души, креатива, что она просто не может не победить. Но не стоит почивать на лаврах! В соседней школе тоже есть газета, в ее редакции – творческие люди, они тоже задорные, талантливые и упорные.

TopList