Главная страница "Первого сентября"Главная страница журнала "Классное руководство и воспитание школьников"Содержание №5/2010

Класс-info

Классный час

Екатерина Руськина ,
к. психол. н., г.Саранск, Республика Мордовия

Психологическая безопасность личности

Навыки самозащиты

Имея еще совсем небольшой жизненный опыт, дети даже в подростковом возрасте очень доверчивы. Поэтому в современном мире их психике угрожает множество негативных факторов. Одна из самых больших опасностей – манипулятивное влияние на ребенка со стороны окружающих людей.

Эффективные способы обеспечения психологической самозащиты могут быть успешно освоены детьми в результате обучения и воспитания. Предлагаемые упражнения были проведены с учениками 6-го класса общеобразовательной школы в качестве закрепления теоретического материала, содержащегося в авторской программе формирования психологической безопасности.

Сказка ложь, да в ней намек

Задача: обучение распознаванию типичных признаков манипулирования.

Ученики получили задание вспомнить сказки, в которых встречаются попытки манипулирования, и назвать признаки, по которым их можно распознать.

Школьники перечислили такие сказки, как “Снежная королева”, “Колобок”, “Красная Шапочка”, “Волшебное кольцо”, “Летучий корабль”, “Карлсон”, “Винни-Пух” и т.д. В каждой из них ребята обнаружили множество (от 3 до 10) попыток манипулирования (успешных и неуспешных), обладающих типичными признаками.

Например, дети назвали следующий эпизод из сказки “Волшебное кольцо”. Змея сказала отцу: “Неужели какое-то кольцо тебе дороже дочери?” Она как бы потребовала от него доказательств любви. Отец был вынужден выполнить ее просьбу и лишиться ценной вещи.

Использование автоматизмов поведения ученики обнаружили в сказке “Красная Шапочка”. Серый Волк поздоровался с Красной Шапочкой, и она ответила ему тем же. Она поступила так, потому что на приветствие принято отвечать приветствием. Она не подумала, что это может быть опасно.

Таким образом, дети на практике убедились, что манипулятивное влияние обладает специфическими признаками, знание которых помогает распознать попытки манипулирования со стороны собеседника, а значит, способствует обеспечению психологической безопасности.

Изображая жертву

Задача: развитие умения говорить “нет”.

Перед проведением упражнения из каждого ряда был приглашен один доброволец. Первому из них было дано задание подумать над тем, как он предложит своим одноклассникам уйти с урока, второму – дать списать домашнее задание, третьему – пойти покурить. При этом нужно было использовать различные приемы манипулятивного влияния.

Затем каждый из “манипуляторов” по очереди выбирал себе “жертву” из соседнего ряда, которой предлагал совершить указанный поступок. Перед “жертвой” стояла задача сопротивляться оказываемому влиянию, используя исключительно приемы аргументированного и неаргументированного отказа.

Школьникам, выступавшим в роли наблюдателей, было предложено изобразить разыгранные диалоги в виде рисунков. Например, при выполнении задания первой парой “манипулятора” и “жертвы” произошел следующий диалог, изображенный одним из их одноклассников.

После выполнения этого упражнения все его участники поделились своими впечатлениями. Так, “манипуляторы” отмечали, что уговаривать одноклассников было легче и привычнее, чем угрожать им. Исполнители роли жертв говорили, что труднее всего было отказать своим одноклассникам в просьбе; использование приемов неаргументированного отказа было труднее, но эффективнее, чем аргументированного. Наблюдателями же был сделан вывод об эффективности используемых “жертвами” приемов защиты, поскольку практически во всех случаях “манипуляторам” не удалось исполнить свое намерение.

Рис. 1

Гибкость поведения

Задача: развитие инструментальной гибкости.

Школьникам было дано задание привести примеры ситуаций, содержащих попытки манипулирования. Две из них были разыграны на занятии. Учащимся, выступающим в роли наблюдателей, было дано задание зафиксировать данные ситуации в письменном виде и с помощью рисунков.

Ситуация первая

В переполненном автобусе мальчик нечаянно наступил на ногу пожилой даме.

Женщина. Молодой человек! Ты мне ногу отдавил!

Мальчик. Я нечаянно, меня толкнули.

Женщина. А извиняться тебя в школе не учили?

Мальчик. Извините...

Женщина. До чего невоспитанная нынче молодежь!

Ситуация вторая

В школьном коридоре во время перемены два мальчика столкнулись и больно ушиблись (см. рис. 2).

Рис. 2

Затем школьники получили задание проанализировать данные ситуации и определить, в какой из них адресатом манипулирования была продемонстрирована гибкость поведения. После этого требовалось сделать вывод, способствовала ли проявленная гибкость обеспечению психологической безопасности личности в ситуации манипулирования.

Подростки без проблем определили инициаторов и адресатов манипулятивного влияния в обеих ситуациях. В первом случае в роли манипулятора выступила женщина. Она пыталась самоутвердиться за счет ребенка и рассчитывала, что он поступит так, как ей нужно, поддавшись влиянию авторитетного человека (разбирающегося в правилах поведения). И ей это вполне удалось, мальчик стал жертвой манипуляции.

Во втором случае школьник № 1 стремился создать ситуацию конфликта (спровоцировать ссору или даже драку). Он пытался использовать такой способ поведения, как взаимная агрессия в ответ на проявление агрессии собеседника. Школьнику № 2, скорее всего, хотелось ответить проявлением агрессии, но он смог сдержать это желание и отреагировал иначе, чем было нужно манипулятору (использовал свое чувство юмора). В результате он вышел из данной ситуации победителем.

Вывод: гибкость поведения адресата манипулятивного влияния способствует обеспечению его психологической безопасности.

Красная Шапочка и Серый Волк

Задача: развитие умений использования конкретных приемов психологической защиты от манипулирования.

После прослушивания аудиозаписи сказки “Красная Шапочка” школьникам было дано задание проанализировать сказку, а для этого:

– найти как можно больше ситуаций, содержащих попытки манипулирования;

– подумать, как можно было бы поступить на месте жертвы в каждой из этих ситуаций, чтобы защитить свои интересы (с использованием конкретных способов психологической защиты от манипуляций).

Пример продолжения сказки

(Отрывок из работы и рисунок участника тренинга)

Когда Серый Волк поздоровался с Красной Шапочкой, ей нужно было сразу же убегать от него (прием – уход от общения) или звать на помощь охотников (прием – использование помощи других людей).

Конкретные способы психологической защиты от манипулирования были предложены школьниками для использования и в других ситуациях манипулятивного влияния, обнаруженных в данной сказке, например в таких: мама отправляет девочку в лес, Волк завязывает беседу с Красной Шапочкой, просит Бабушку впустить его в дом и т.д. (см. рис. 3).

Рис. 3

В данных и других ситуациях школьники сочли уместным применение следующих способов психологической защиты от манипулирования:

• аргументированный отказ;

• принятие мер предосторожности;

• сбор информации с целью дальнейшего действия;

• уход от общения;

• использование помощи других людей.

В результате выполнения упражнения был сделан вывод об эффективности применения способов психологической защиты от манипулирования как в игровых, так и в жизненных ситуациях, а также о необходимости приобретения знаний о данных способах и умения их применять.

Результатом участия шестиклассников в данной программе стало повышение уровня их психологической защиты от манипулирования, подтвержденное данными психодиагностики.

Однако при этом нужно учитывать, что чрезмерное акцентирование внимания детей на опасности психологического манипулирования может иметь для них отрицательные последствия: возможно повышение уровня подозрительности, заставляющего защищаться от манипуляций со стороны близких людей (как правило, не представляющих опасности), или появление негативного отношения к запретам, связанным с обеспечением психологической безопасности в ситуации деструктивного влияния, и даже демонстративных попыток их нарушения.

В связи с этим нежелательно использование в качестве примеров ситуаций, в которых инициаторами манипулятивного влияния выступают родители и учителя. Не рекомендуется и проведение большого числа упражнений.

Условиями эффективности данного тренинга являются наличие у школьников определенного уровня теоретических знаний по проблемам психологического манипулирования и осознание необходимости защищаться от него, поэтому минимальный возраст участников – подростковый.

TopList