Главная страница "Первого сентября"Главная страница журнала "Классное руководство и воспитание школьников"Содержание №4/2010

Класс-info

Классный час

Римма Сабрекова ,
ГОУ НПО ПЛ № 18, г.Киров

Вятское полотенце

Обряды и верования

Рассказ о ритуальной роли полотенца может стать для ребят проводником в мир магических представлений наших предков, раскроет глубину и красоту традиционной орнаментальной вышивки.

От рождения – к смерти

Полотенце – это самый знакомый и простой бытовой предмет. Использование его в обрядах нашими предками указывает на важную ритуальную роль этого предмета в жизни человека. Родившегося ребенка принимали на полотенце, гроб в могилу опускали тоже на полотенцах. Полотенце вешали на икону. Его использовали во всех семейных обрядах: и на свадьбе, и на поминках.

Полотенцем украшали свадебный поезд, наряжали дом, на нем подносили хлеб-соль, его же повязывали через плечо дружке, стелили под ноги в церкви. Невеста дарила полотенца родне жениха, и называли их “дарьё”.

http://www.mlace.ru

После того как сваты ударяли по рукам, т.е. договаривались о свадьбе, жениху дарили богатое рукобитное полотенце, вешая на шею. Это означало, что невеста просватана. А он кидал полотенце своей родне. Полотенцем украшали божницу на все время свадьбы, а при поездке к венцу привязывали его к дуге повозки. В некоторых селениях это полотенце дарили свату.

Перед венчанием невеста сидела под иконами в доме родителей под свадебным полотенцем своей матери. А после венчания, в доме мужа, свекровь накрывала ее своим свадебным полотенцем.

Полотенце играло роль родового оберега. Для свадебного ритуала обязателен был рушник “на вожжи” (в наши дни он заменен лентами на машине), который предназначался повознику, когда молодых везли от венца. Рушник “на водонос” шел дядьке, который сопровождал молодых во второй день свадьбы на колодец. Во время свадьбы подруги развешивали рушники вдоль стен.

Полотенце использовали во время свадьбы в обряде “обручения молодых”. Мать невесты брала скатанное полотенце и обводила им вокруг головы жениха и невесты три раза. Таким образом, обращение к полотенцу в свадебной обрядности основано на мифологическом представлении о том, что союз между женихом и невестой заключали умершие предки (с помощью орнаментированного полотенца). Полотенце являлось символом – заменителем умерших прародителей.

В обрядах, связанных с рождением, полотенце дарилось повивальной бабке. В похоронно-поминальной обрядности на полотенце ставится хлеб-соль, после 40-го дня полотенце отдается в церковь на помин души.

Полотенце было ритуальным жертвоприношением и оберегом от дурных сил.

Секреты вышивки

Орнаменты бывают геометрические, растительные и сюжетные. По технике выполнения они делятся на вышитые, тканые, набивные и вывязанные. В Вятском крае были распространены такие виды строчек, как мережка, настил по сетке, перевить.

Язык орнамента многообразен. Он играет роль социальной или половозрастной отметки, может указывать на этническую принадлежность, является средством выражения народного мировоззрения. Русский орнамент представляет собой сложный комплекс разновременных напластований. Ряд мотивов составляют древний пласт: это геометрические и сюжетные композиции.

Несомненно, существует связь орнамента с верованиями. Часть верований и представлений русского народа была общей с древними верованиями и представлениями других поволжских народов. Архаичные узоры (квадрат с четырьмя точками) как знак засеянного поля, плодородия встречается в вышивке на свадебных одеждах и полотенцах низовых чувашей, в мордовской (эрзянской) вышивке. Ромбический орнамент присущ всем народам Сибири. Татарские полотенца, ткани украшались ромбовидным орнаментом, выполненным закладной техникой ткачества. Бранная техника на татарских полотенцах была перенята у русских мастериц. Так, русские свадебные полотенца донесли до нас мотив восьмиконечной звезды, несущей функцию оберега.

Наличие орнамента у русских, татар, мордвы и чувашей служило отличием праздничной одежды от будничной. Орнамент дольше, чем костюм народа, сохранял свои традиции. Черты устойчиво повторяющихся орнаментов в различных вариантах вышивки, ткачества позволяют считать рассматриваемые узоры не просто игрой воображения вышивальщиц, а глубоко традиционными.

В сюжетах архаичной вышивки отражается древний земледельческий культ славян. Раскидистое дерево с мощными ветвями, оканчивающимися большими цветами-розетками, является изображением мирового дерева, древа жизни.

Птицы на деревьях, вышитые на полотенцах, – это посредники между миром живых и миром мертвых. Антропоморфные существа в позе лягушки связаны с магией плодородия. Лебеди являлись олицетворением верной любви, чистоты; уточки – знаком трудолюбия хозяйки дома и символом плодородия; голуби – символами супружеского счастья. Все перечисленные орнаменты птиц являлись мотивами свадебных полотенец.

Растения на вышивках, за редким исключением, не имеют аналогий в живой природе. Редко на старинных вышивках растительного сюжета встречаются зеленые тона. Основной цвет, красный, как бы напоминает, что естественное и древнее назначение растений – красота. Из всех видов растений можно различить в вышивке лапы елей и пышные кудри березы. Одна из главных ее тем – тема “виноградья”, выражающая идею изобилия, тесно связанную с предсвадебным и свадебным периодом.

Холсты для полотенец

В Древней Руси почти все предметы первой необходимости изготавливали своими руками: пряли нити, делали и украшали ткани в домашних условиях. При этом нелегкий женский труд был уделом не только крестьянских жен и дочерей, но и представительниц привилегированного сословия. Вышивкой украшали одежду, полотенца, платки и другие предметы быта.

Самодельные ткани и изделия из них использовались в русском домашнем обиходе до второй половины XIX века, а в отдельных местах и позже. К ним относятся и полотенца (убрус, ширинка, рукотер, рукотерник, утиральник, плат, наслишник, постинник), имевшие различное применение.

http://www.rustrana.ru

В некоторых русских областях сельские жительницы до сих пор различают утирку, или рушник, служившие для вытирания рук, которые мало или совсем не украшены, и полотенца (платы, платовья), предназначенные для украшения дома в праздник, по случаю каких-либо семейных событий.

Праздничные, в особенности свадебные, полотенца шили из лучшего кужельного холста. Длина их была от 2 до 4 м, а для русского холста – 36–38 см. Реже делали полотенца более широкими – 40–41 см. Холст предварительно тщательно отбеливали. Но в некоторых регионах полотенца изготовляли из цветной ткани, например белой в красную клетку (иногда с добавлением нити желтого цвета), домотканой материи (Холмогорский уезд Архангельской губернии, Устюженский – Новгородской, Сольвычегодский и Великоустюгский – Вологодской).

В XIX веке в селениях, где фабричный материал почти вытеснил домотканину, полотенца стали шить из хлопчатобумажной покупной ткани разных цветов, вышивая их крестиком по канве. Особенно богато украшалось большое рукобитное полотенце, так называемое стеновое (длиной во всю стену), преподносимое жениху после того, как невеста была просватана.

В наш век новых технологий появился особый вид полотенца. Оно состоит из микрорезаного микроволокна. За счет этого состава полотенце обладает рядом уникальных свойств. Оно отлично впитывает в себя влагу и легко ее отдает при сушке. Такое полотенце быстро впитает в себя все неприятные запахи, оставив незабываемое чувство свежести. Полотенце идеально подходит для младенца: не успели завернуть его в полотенце, как ребенок уже сухой. Им даже не надо вытираться, достаточно промокнуть всего один раз – и тело сухое.

TopList