Главная страница "Первого сентября"Главная страница журнала "Классное руководство и воспитание школьников"Содержание №4/2010

Сценарии

Классный час

Нина Алексеева ,
МОУ Гимназия № 36, г. Иваново

Любовная лодка разбилась о быт

Проблемная беседа со старшеклассниками

Размышления о том, как уживаются в семье любовь и быт, казалось бы, тривиальны. Но, с другой стороны, в таком аспекте проблема взаимоотношений юношей и девушек обсуждается редко, тем более в школе и, следовательно, часто просто недооценивается молодежью.

Задачи:

• сформировать мотивацию на создание крепкой семьи;

• способствовать формированию умения находить компромисс в семейных отношениях;

• развить рефлексивные умения;

• диагностировать уровень готовности учащихся к семейной жизни (практические умения и навыки).

Проблемы молодой семьи

Классный час начинается с формирования у учащихся мотивации.

Учитель. Хотели бы вы иметь крепкую, счастливую семью? От чего это зависит?

Школьники отвечают, в том числе называют любовь супругов друг к другу.

Учитель. Действительно, подавляющее большинство супружеских пар заключают брак по любви. Почему же тогда до 60% браков распадается?

Учащиеся во фронтальной беседе высказывают свои предположения о причинах разводов. Сами или с подсказкой учителя называют неспособность супругов совместно решать бытовые проблемы как причину ухудшения отношений.

Дела и обязанности

Учитель. Давайте попробуем смоделировать бытовые проблемы молодой семьи. Для этого поработаем в группах.

Класс делится на группы. Каждая группа получает задание: составить список домашних дел и обязанностей в семье и распределить их между мужем и женой.

Примерный список дел:

• походы в магазин;

• уборка квартиры;

• мытье посуды;

• приготовление еды;

• глажка белья;

• починка одежды и обуви;

• мелкий ремонт;

• оплата коммунальных услуг.

После того как группы составят свои списки, они обсуждаются всем классом. В ходе обсуждения будут возникать противоречия, о которых и следует поговорить.

Примечание. Учитель может рассказать старшеклассникам, как проблема домашней работы решалась в традиционной семье и как решается в современных обществах; о распределении домашних дел в соответствии с физиологическими и психологическими особенностями полов; о биологической целесообразности распределения труда; о времени, которое затрачивается женщиной и мужчиной на домашний труд; об энергозатратах на различные виды домашней работы.

Учитель. А сейчас, после нашего обсуждения, я предлагаю вам сформулировать правила распределения домашних обязанностей.

Школьники работают в группах, затем подводятся итоги работы.

Возможные правила:

• нет чисто женских и мужских дел;

• часть дел можно выполнять вместе;

• обязанности должны распределяться справедливо;

• должна существовать взаимозаменяемость супругов;

• никто из супругов не должен пытаться переложить часть дел на другого, за семейное благополучие отвечают оба;

• чтобы существовали взаимозаменяемость и поддержка в семье, каждый из супругов должен уметь выполнять все виды домашней работы.

Мои домашние заботы

Учитель. Попробуйте проверить свою практическую готовность к семейной жизни. Используя составленный список домашних дел, оцените свои умения и навыки их выполнения: 0 баллов – не умею; 1 балл – умею плохо; 2 балла – хорошо выполняю. Посчитайте средний балл и получите уровень своей практической готовности к самостоятельной семейной жизни.

Задание выполняется индивидуально. Для наглядности можно предложить учащимся примерную шкалу оценок, разбив ее на три равных отрезка, демонстрирующих низкий, средний и высокий уровень готовности к семейной жизни.

Учитель. Ясно, что ведению домашнего хозяйства, организации быта, как и всему в жизни, надо учиться. Где молодые люди могут научиться домашним делам?

Школьники высказываются. Учитель подводит их к мысли, что научиться домашним делам можно в семье, в которой человек растет.

Учитель. Получается, когда родители требуют от вас, чтобы вы взяли на себя часть дел, они не хотят избавиться от домашней работы за ваш счет, а готовят вас к семейной жизни. Предлагаю проверить, насколько серьезно ваши родители готовят вас к будущей семейной жизни. Работая со списком домашних дел, отметьте, какие дела и насколько часто вам приходится выполнять: 0 баллов – никогда, 1 балл – иногда, 2 балла – регулярно. Посчитайте средний балл.

Ученики выполняют индивидуальное задание.

Тяжелый труд

Учитель. Некоторые родители говорят: “Еще успеет наработаться – жизнь длинная, пусть сейчас нагуляется” – и освобождают своих детей от всех домашних дел. Как вы считаете, пользу или вред они приносят своему ребенку?

Ученики снова работают в группах. Их задача – определить положительные и отрицательные последствия такой позиции родителей. Учитель выписывает результаты работы групп на доске в две колонки. Школьники с опорой на вспомогательные вопросы учителя обсуждают проблему необходимости формирования у молодого человека ответственного отношения к домашним обязанностям.

Возможные вопросы:

• В чем должна состоять бытовая подготовка к будущей семейной жизни?

• От чего зависит тяжесть домашних дел?

• К чему может привести нежелание участвовать в организации быта одного из членов семьи?

Подготовка к будущему

Учитель. В качестве подведения итогов нашего классного часа я предлагаю вам подумать, о чем же надо помнить молодой семье, супругам, чтобы их любовная лодка не “разбилась о быт”.

В ходе работы в группах либо фронтальной беседы формулируются основные условия создания гармоничных отношений в семье, связанные с организацией быта.

Возможные условия:

• готовность каждого брать на себя ответственность за быт семьи;

• умение выполнять важнейшие бытовые дела;

• способность договариваться.

В заключение беседы учитель может подчеркнуть мысль о том, что семейное благополучие зависит не только от умения распределять домашние дела, но и от многих других составляющих семейного счастья, о которых пойдет речь на следующих классных часах, а также задать школьникам вопрос: какие аспекты данной темы они хотели бы рассмотреть в первую очередь?

TopList