Главная страница "Первого сентября"Главная страница журнала "Классное руководство и воспитание школьников"Содержание №3/2010

Специальный выпуск

Любовь и голуби

Александра Полякова ,
к.п.н., г. Москва

Тот мальчик с глазами зелеными

О первой дружбе

Все помнят романтику первой юношеской любви, но далеко не каждый по-настоящему оценит и сбережет в душе трепет и нежность, приходящие лет в 10–12, а то и раньше. К сожалению, эти мгновения часто просто теряются в водовороте взрослых проблем и серьезных событий. Хотя именно там, в детстве, на границе первой дружбы и первой любви, рождаются самые светлые и добрые стремления, закладываются подлинные ценности.

Позвоните маме

Мальчишки играли в футбол, был какой-то важный, но совершенно спонтанно возникший матч с параллельным классом.

Пока наши одноклассники с ожесточением бегали по полю, мы с подругами гуляли неподалеку под осенним солнышком – типа болели за них.

В перерыве между таймами вся наша команда столпилась у ворот, обсуждая итоги и перспективы игры. Мы тоже подошли, поучаствовали в меру сил: давайте, мол, вперед! “Да мы их разделаем под орех! Преимущество на нашей стороне – по-любому”, – горячились футболисты, кажется, проигрывая, но не собираясь сдаваться. Мы кивали и обещали моральную поддержку.

Вдруг в общем хоре фраз послышался голос Дамира. “Саш, сходи позвони моей маме – скажи, что я задерживаюсь”, – сказал он легко и как бы между прочим. На мгновение наступила тишина, некоторое замешательство, кто-то ухмыльнулся, а я пробормотала: “Как позвонить? Дамир, может, ты сам?” “Ты что? Куда я с поля – соображаешь?!” – почти прокричал он уже на бегу к центру площадки. Раздался свисток. Игра началась.

“Ну иди, звони”, – захихикали подруги. И мы с ними поплелись в школу. С мамой Дамира я тогда так и не поговорила, хотя до телефона добросовестно дошла и, волнуясь, набрала номер. Кажется, никто не ответил. Вырвался вздох облегчения. Вообще-то я часто звонила ему домой, например, по поводу уроков, здоровалась с мамой и повторяла традиционное: “Здрасте, а Дамира можно?” Но вот в этот раз очень робела – звонок мне казался каким-то безумно личным.

Мы вернулись к играющим, и я, воспользовавшись паузой в игре, прокричала: “Дамир! Никого дома нет”. “Ок, спасибо, Саш”, – отозвался он.

Быстро домой

Это была наша самая большая и серьезная ссора. Повод, можно сказать, анекдотический: контрольная работа по химии.

В тот день в классе народу было как-то мало. Видимо, по вышеназванному случаю у многих обострились болезни. Моя подруга Катя сидела впереди нас с Дамиром, а сосед ее как раз не пришел. “Саш, садись ко мне”, – позвала она меня перед уроком. Надо сказать, что пересаживалась я редко. Во-первых, очень любила свое место – у окна, на третьей парте. Во-вторых, это, как правило, прерогатива мальчишек: на русском языке и математике они смирно сидят со своими соседками, преимущественно не высовывая носа из их тетрадок, а на других уроках – на последние парты и в “Морской бой” (тогда и девчонки садятся поближе друг к другу – поболтать). Но Дамир, в отличие от большинства ребят, почти никогда не пересаживался – сидел со мной. Поэтому, наверное, искушение “поболтать” оставалось у меня нереализованным и возникло ни раньше ни позже – на контрольной по химии.

Я стала перекладывать вещи на парту впереди. Когда мой сосед обнаружил такие перемены, то впал в буйство. Сначала он как бы в шутку кричал: “Та-а-ак, быстро домой!” Но на мои отнекивания всерьез забеспокоился: “Ты что, Саня? Контрольная же!” Стало даже как-то обидно: да что ж это такое – сиди с ним, решай за двоих, а он опять списывать будет? И я взяла и пошла на принцип: “Дамир, всё. Я пересела”. Уже под звенящий звонок прозвучала какая-то его фраза про тройку – и мы расселись.

К середине урока меня стали мучить угрызения совести – я начала вертеться: “Может, тебе помочь?” Дамир закрывал контрольную рукой и сурово говорил: “Не надо”. Учительница сердилась: “Саша, смотри в свою тетрадь”.

Я шла домой расстроенная. Девчонки меня подбадривали и возмущались: “Правильно сделала, что не пересела обратно. Ты что, обязана ему контрольные решать? Он кто такой, чтобы командовать и указывать, где тебе сидеть?” Они были как будто правы. И все-таки я чувствовала, что совершила что-то похожее на предательство.

На следующий день мне был объявлен явный бойкот. Дамир со мной даже не поздоровался и сразу же отсел к другу. Мне стало как-то неуютно одной за партой. “Юль, иди ко мне”, – позвала я подругу. “Ой, что ты, не могу – Артем обидится”, – сказала она озабоченно.

Я сидела на географии одна, смотрела с ненавистью на карты и рассеянно – в учебник. Хотелось заплакать. А еще хотелось – очень хотелось! – извиниться. Но все говорили: не за что. И я послушалась...

Мы потом помирились. Точнее, как-то всё само собой сгладилось и забылось. Дамир получил за контрольную тройку. Но ведь дело-то не в контрольной.

Открытка

На День святого Валентина у нас была традиция – классная почта по раздаче “валентинок”. 14 февраля все, как правило, приходили с подарками и сувенирами для своих симпатий. На подарках обозначался адресат, а сами они тайком складывались в кабинете в специальную коробку, из которой в конце учебного дня раздавались классным руководителем. Соблюдение анонимности и секретности подарков было главной особенностью их дарения. Хотя всё это, конечно, очень условно: вычислить, кто кому и что подарил, было несложно. Но зато не так страшно, как отдать такой любовный сувенир прямо в руки нравящемуся мальчику или девочке.

Накануне праздника мы с подругами долго просидели у меня за изготовлением подарков нашим кавалерам (по совместительству – соседям по партам). По случаю были куплены всякие сладости в форме сердечек: мармелад, конфеты, печенье, а также различные сувениры. Теперь мы все это богатство распихивали по коробочкам, тщательно упаковывали, рисовали и подписывали открытки, попутно обсуждая, что от мальчишек такого рисования не дождешься и придется принимать лишь покупные подарки, что не так душевно, но тоже приятно.

На следующий день мы чуть ли не первые примчались в школу и отнесли подарки в тайный почтовый ящик. Дождаться конца дня просто сил не было. Мы уже представляли себе, как обрадуются мальчики, и по их лицам пытались угадать, что же они приготовили для нас.

Наконец наступил час икс. В конце последнего урока наш классный руководитель попросила у учителя биологии несколько минут, поздравила всех с праздником и стала раздавать подарки. У ребят, в чьих руках оказывались всевозможные сердечки и коробочки с бантиками, розовели щеки, по лицам расплывались улыбки.

Наши сюрпризы мальчики встретили дружным возгласом: “О! Круто!” – и стали с удовольствием разворачивать упаковку. А мы... не получили ничего. Пока мы хлопали глазами и растерянно переглядывались, ребята похватали свои вещи и, забыв даже сказать спасибо, помчались к выходу, по пути угощая всех нашим мармеладом.

Обидно стало – не то слово. Мы стали собирать свои сумки, возмущаясь и придумывая различные планы мести (учебники – не давать, контрольные – не решать, яблоками – не угощать и обратить внимание на Ваню из 7-го “В”!). Когда вещи уже были почти собраны и планы разработаны, в кабинет вернулся Дамир. Все замолчали, а я демонстративно отвернулась и стала перекладывать карандаши из пенала на парту и обратно. Он попытался сказать что-то смешное, потоптался около нашей парты, как будто в поисках чего-то забытого и вдруг неожиданно достал откуда-то из-под свитера поздравительную открытку. Открытка была сделана самостоятельно: белый лист бумаги сложен пополам, исписан и разрисован цветными фломастерами. “Саш, а это тебе!..” – сказал Дамир.

Между прочим

Мы не виделись 10 лет.

Сидя за столиком в небольшом кафе, мы, перебивая друг друга, с удовольствием вспоминали события нашей школьной жизни. “Между прочим, мне пришлось даже с классной поругаться, чтоб нас с тобой посадили за одну парту”, – раскрывала я детские секреты... “А помнишь, как мы играли в “Бутылочку” в школьном саду и целовались с тобой?” – улыбался Дамир...

Нашлось о чем поговорить и кроме школы: за эти годы в жизни у каждого из нас много всего происходило, хотелось рассказать о себе и узнать о другом побольше.

Самым потрясающим было то, что эта встреча, вопреки вполне понятным опасениям, не превратилась в натянутый разговор двух людей, давно потерявших друг друга из вида и по сути неинтересных друг другу. Дело-то в том, что хоть сейчас мы взрослые люди и у каждого свой жизненный путь, наша память встретилась в одной точке – в тех светлых и добрых мгновениях детства, пережитых нами вместе. А это самое ценное. Об этом стоит помнить всегда, стоит рассказывать другим, стоит сочинять стихи...

Мне первая нежность отважная
Дороже всех взглядов влюбленных...
Что в жизни самое важное?
Тот мальчик с глазами зелеными.

TopList