Главная страница "Первого сентября"Главная страница журнала "Классное руководство и воспитание школьников"Содержание №3/2010

Специальный выпуск

Анатомия любви

Алла Фоминова ,
кандидат психологических наук, г. Нижний Новгород

Многоликая тайна

Ожидания, идеалы, предрассудки

Каждое новое поколение открывает для себя заново, что такое любовь, познает на опыте всю многозначность и сложность этого понятия. В представлениях современных подростков о любви многое прояснили результаты исследования, проведенного студентами-психологами Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского.

Типология любви

Когда речь заходит о первой любви и употребляется термин “подростковая любовь”, я вспоминаю ситуацию, когда в беседе с подростком о его чувстве к девочке и переживаниях, связанных с этим, опрометчиво произнесла слова – “любовь в подростковом возрасте”. Подросток серьезно посмотрел на меня и сказал: “Алла Николаевна! Что Вы говорите? Разве есть любовь подростковая? Вы еще скажите – любовь старческая. Любовь она и есть любовь”.

Он был против каких-либо разделений, классификаций этого понятия. Для него – это явление, охватывающее всего человека: его чувства, мысли, влияющее на его взгляды, поступки, независимо от возраста, индивидуальных особенностей. Хотя, безусловно, и возраст, и индивидуальные особенности человека оказывают влияние на проявление этого чувства.

Но раз уж мы начинаем говорить о первой любви, то стоит все-таки остановиться на самом этом понятии “любовь”, таинственном и никак не поддающемся четкому определению; на переживаниях первой любви в зависимости от возраста; на отношении взрослых к первой любви своих детей.

Стремление понять, что такое любовь, почему люди любят или не любят друг друга, существовало во все времена и во всех культурах. Одно из самых ранних, но близких к сущности любви определений есть в Библии: “Любовь долго терпит, милосердствует, любовь не завидует, не превозносит себя, любовь не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, все переносит”.

Попытки разобраться в особенностях этого состояния не раз приводили ученых, мыслителей к попыткам классификации видов любви. В каждой классификации встречаются противоречивые виды любви:

• идеальная (платоническая);

• реальная (земная);

• отдающая – принимающая;

• продолжительная – кратковременная;

• глубокая – поверхностная.

В настоящее время популярна типология любовных стилей Д.А. Ли, экспериментально обоснованная К.Хендриком в 1986 г. Она включает 6 типов любви, обозначаемых греческими терминами:

1. эрос – чувственная любовь (страстность, физическое влечение);

2. людус – любовь-игра (множество партнеров, легкое, безответственное отношение к любви как к игре);

3. мания – болезненная зависимость от партнера, желание безраздельно обладать им (одержимость, преданность, страстность и ревность);

4. прагма – любовь, основанная на разумном, практическом выборе партнера;

5. агапэ – альтруистическая, жертвенная любовь (главная ее цель – счастье любимого человека);

6. сторге – любовь, основанная на прочной дружбе и уважении к партнеру.

Однако одного слова “любовь” отнюдь не достаточно, чтобы раскрыть бесконечное множество отношений, которые лежат между разными полюсами.

Опасности псевдолюбви

Первая любовь в жизни человека – это первое настоящее личностное испытание для него. От того, как человек переживет период своей первой любви, зависит дальнейшее развитие его личности: самооценка, возникновение чувства доверия, чувства единения, безотчетного принятия другого человека.

Любовь для подростка связана с утверждением его в этом непростом мире. По словам отечественного психолога С.Л. Рубинштейна, самое точное и чистое выражение любви отражается в словах: “Хорошо, что вы существуете в мире”. А Е.Шварц в воспоминаниях о своей первой любви писал: “…я стал больше походить на человека”.

Проблема смысла жизни, индивидуального существования в мире, несомненно, становится для подростка важнейшей. Значимый вопрос: “Зачем живут люди? Зачем я живу?” – может, и не всегда ставится подростком в такой конкретной форме, но он всегда проявляется в освоении жизненного пространства – внешнего и внутреннего, в построении отношений с другими людьми уже не по детским нормам и правилам.

Известный американский философ и психолог ХХ века Эрих Фромм рассматривает любовь как “ответ на проблему человеческого существования”. Человек, осознавая свою отделенность от природы, осознавая свою жизнь, прошлое, понимает краткость своего существования. И “любовь – единственный удовлетворительный ответ на вопрос о проблеме существования человека”. В то же время Э.Фромм отмечает, что “вряд ли какое-нибудь слово окружено такой двусмысленностью и путаницей, как слово “любовь”. “Помешательство” друг на друге, – пишет философ, – доказательство силы любви двух людей, хотя оно могло бы свидетельствовать и о степени их предшествующего одиночества”. Очень важно, что Э.Фромм подробно анализирует критерии незрелой любви (ради себя самого) и зрелой любви (любовь к другому). В подростковом возрасте возможна зрелая любовь, так как человек уже может понимать как себя, так и другого человека, проявлять в отношении другого заботу, ответственность и уважение. Однако для подросткового возраста актуален вопрос о псевдолюбви.

Псевдолюбовь – это, согласно Э.Фромму, индивидуальные формы патологии любви, связанные со спасением от одиночества.

К формам псевдолюбви относятся:

1. Любовь невротическая – партнеры сосредоточены на отношениях с родителями и переносят на партнера чувства ожидания и страхи, испытанные к родителям. Например, мальчик самоутверждается в отношениях с девочкой, так как воспитывался авторитарной мамой, его преследует страх, что и девочка будет его подавлять.

2. Любовь-поклонение – человек теряет себя в любимом, вместо того чтобы найти себя в отношениях с ним. Стремление к любви, если оно не находит в жизни достойного объекта, приводит к свойственному, в особенности девочкам, созданию себе кумиров, объектов поклонения. Ими могут стать актеры, певцы, а также просто знакомые и незнакомые взрослые.

3. Любовь сентиментальная – чувство переживается лишь в воображении, а не в реальных отношениях. Для подростка это также достаточно частое проявление чувств, когда переживания сосредоточены на себе, а не на другом человеке.

4. Любовь, центрированная на недостатках и слабостях партнера, стремление его усовершенствовать. Такие проявления опять-таки свойственны в основном девочкам. Их внимание бывает обращено на “нехороших” мальчиков. Возникает определенное жертвенное чувство: “я помогу ему справиться”, “без меня ему будет плохо” и т.п.

Надо отметить распространенное проявление псевдолюбви в современном обществе. Часто человек не удосуживается прислушаться к своим чувствам, переживаниям, проанализировать сложные ситуации взаимодействия с близким человеком. Не зря Э.Фромм настаивает в своей книге “Искусство любить” на том, что любви необходимо учиться. Если взрослые люди часто сами находятся в плену псевдолюбви, то что говорить о подростках? Надо отдать должное тому, что некоторые подростки, пытаясь разобраться в своих непростых переживаниях, обращаются к книгам и фильмам, стараются получить информацию как об образцах поведения, так и о способах переживания нахлынувших чувств.

И здесь уже возникает вопрос о современной литературе, драматургии, киноискусстве. Есть книги и фильмы – классика жанра о первой любви. Их полезно смотреть и детям, и учителям, и родителям. Каждый человек, находясь в определенной роли в данный период жизни, найдет в этих фильмах то, на что именно ему и именно сейчас важно обратить внимание, над чем задуматься. Это и фильм А.Кулика, снятый по книге Р.Фраермана “Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви”, и фильм С.Соловьёва “Сто дней после детства”, и фильм И.Фрэза “Вам и не снилось” по одноименной повести Г.Щербаковой. Эти книги и фильмы оказывают сильное эмоциональное воздействие на подростков, они находят там ответы на вопросы, которые часто не могут задать близким взрослым, а подчас даже не могут сформулировать. Но современная жизнь, жизнь в XXI веке, ставит перед подростками новые вопросы, в том числе о взаимоотношениях. Однако новых знаковых образов подростков-влюбленных ни в кино, ни в литературе пока нет.

Идеал романтической любви

Отношение к любви каждого поколения отражает в себе черты времени и психологии людей, несет отпечаток условий жизни и нравственно-эстетических принципов, сложившихся в данном обществе. Но особенно интересно проанализировать, как понимают любовь современные подростки. Исследование проводилось в школах Нижнего Новгорода, в нем принимали участие 98 учеников 10-го класса. Ребята записывали свои ассоциации на слово “любовь” в течение одной минуты. Также необходимо было продолжить предложения:

1) “Любить – это…”;

2) “Быть любимым – это…”;

3) “Главное в любви – это…”;

4) “Любовь в моей жизни – …”;

5) “Со временем любовь…”.

После обработки результатов исследования были выявлены некоторые интересные тенденции в восприятии любви подростками.

Так, удалось выделить 11 основных категорий, которые подростки связывают со словом “любовь”.

В основном они представляют любовь как взаимодействие людей, проявление уважения, дружбы, нежности, поддержки (33,1%). Любовь, по мнению трети подростков в нашем исследовании, – это реальность человеческой природы, это состояние бытия, отношение, привязанность к другому человеку, которая “просто возникает у меня внутри независимо от моих стремлений и желаний”.

Такое понимание любви несколько противостоит романтическому чувству, которое в нашем исследовании вышло на второе место (22,7%), когда подростки ассоциировали “любовь” не с межличностными отношениями, а с чем-то романтическим, волнующим, вдохновляющим, драматическим, с бесконечно таинственным ожиданием чуда и т.п.

Когда говорят о первой любви, то часто используют эпитет “романтическая”. Романтическая любовь наиболее свойственна подростковому и юношескому возрасту, так как имеет свои социальные и психологические закономерности, с данным возрастом тесно связанные.

В своей книге “Мы: глубинные аспекты романтической любви” американский психоаналитик Роберт А. Джонсон пишет: “Идеал романтической любви возник в западной культуре в средние века. Впервые он появился в легенде о Тристане и Изольде, а затем в любовной лирике и песнях трубадуров. Этот идеал назвали “возвышенной любовью”, а его модель заключалась в том, что верный рыцарь поклоняется прекрасной даме, которая в качестве символа абсолютной красоты и совершенства воодушевляет его и вдохновляет на подвиги; эта идеальная любовь дает возможность проявиться благородству, духовности, утонченности и остроумию. В наше время “возвышенная любовь” смешалась с сексуальными отношениями и браком, но мы по-прежнему сохраняем в себе средневековую веру в то, что истинная любовь должна заключаться в восторженном обожании того мужчины или той женщины, которые становятся для нас воплощением совершенства”.

Третье по частоте встречаемости место занимают эмоции и чувства (17,7%): подростки отмечают, что любовь можно отождествлять с восторгом, блаженством, радостью. Однако это не только чувства позитивные, красивые, возвышающие. Испытуемые довольно часто называли негативные ассоциации на слово “любовь” (5,5%): разочарование, трата времени, боль, слезы. Мы можем достаточно уверенно связать романтическую любовь со всеми эмоциональными переживаниями, так как именно романтическая любовь порождает драмы, рискованные приключения, ревность и предательство.

Но самое главное, что человеку не удается войти в реальные отношения с предметом своей любви до тех пор, пока не закончится экстаз романтической любви, то есть пока не пройдет влюбленность и не наступит любовь.

Психолог Д.Теннов для обозначения особенно сильной эмоциональной романтической любви предложила термин “лимерентность”. Для этого состояния характерны поглощенность мыслями о любимом человеке и полная уверенность в том, что только он сделает тебя счастливым. Настроение лимерентно влюбленного почти всецело зависит от предмета его любви; каждому жесту или слову возлюбленного придается чрезвычайное значение.

Состояние лимерентности одновременно и беда, и радость. Изнуряющие эмоциональные взлеты и падения могут нарушить взаимоотношения влюбленного человека с другими людьми, понизить работоспособность или помешать учебе, лишить душевного покоя.

Подростковый возраст – особенный. Переживания подростка не имеют полутонов: от любви до ненависти, а также обратно – один шаг. Это специфически подростковый механизм чувствования, при котором ненависть нередко становится проявлением любви. Важно отметить, что объект любви может быть ненавистным подростку в силу влияния социальных запретов, собственных внутренних установок, наличия чувства страха. Это некоторая защитная реакция подростка – “данный объект недоступен”, – которая спасает его от опрометчивых поступков, изнуряющих переживаний.

Эмоциональные перепады у подростка тесно связаны в данный период с гормональной перестройкой, а также с чувствительностью к изменению своего социально-психологического статуса (уже не ребенок, но еще не взрослый). Все это накладывает серьезный отпечаток на переживание чувства первой любви. Ощущения как полного счастья, так и полного несчастья могут приводить к неадекватному поведению подростка, связанному с неоправданным риском, импульсивностью поступков. И именно этого опасаются взрослые люди – родители и учителя, уже пережившие такое состояние или никогда его не испытавшие, но знающие, что такое может случиться.

Таким образом, в нашем исследовании показано, что любовь-отношение, любовь-романтика и любовь-чувство представляют в сознании современных подростков три существенных аспекта любви. Очень часто рядом с этими понятиями незримо присутствует чувственная сторона любви, связанная с физиологической составляющей, известной подросткам, но не всегда обозначаемой.

Сексуальные переживания

Напрямую о физиологическом проявлении любви написали в ходе нашего исследования 7,1% подростков: поцелуи, объятия, прикасания (2,2%), секс (4,9%). Немецкий философ и психолог Э.Шпрангер в начале XX века, пытаясь понять любовь и ее проявления в подростковом и юношеском возрасте, сделал психологическое описание двух сторон любви: эротики и сексуальности. По мнению Э.Шпрангера, эти переживания глубоко отличаются друг от друга и принадлежат к разным слоям психики.

Эротику Э.Шпрангер рассматривал как эстетическую любовь и связывал ее с вчувствованием в психику другого человека, восприятием одухотворенной красоты, понимающей симпатии к другому человеку. Для подростка вера в идеал отождествляется с верой в любимого человека. Сексуальность же, по Э.Шпрангеру, означает комплекс психических и телесных переживаний и влечений, характеризующихся специфическим чувственным наслаждением.

Первое появление сексуально окрашенных переживаний у подростка связано с чувством страха перед чем-то таинственным и незнакомым. Сюда же примешивается чувство стыда, связанное с переживанием, хотя и не совсем ясных, но запрещенных вещей. Дискомфорт и чувство неполноценности подростка, вызванные этими переживаниями, могут проявиться “не только в страхе перед миром (чувство мировой скорби и меланхолия являются его смягченными формами), но и в глубоком укореняющемся страхе перед людьми, вплоть до подлинной враждебности к людям (ее смягченная форма – робость и застенчивость)”.

Источники страха, по мнению Э.Шпрангера, надо искать в том, как воздействуют сексуально окрашенные переживания на духовную сферу. Он отмечает: “то, что создает кризис, а именно лихорадочное, знойное возбуждение,.. исходит не от физической стороны, а от сопровождающей ее фантазии”. Помочь подростку справиться со всеми страхами и кризисными состояниями может, как отмечает Э.Шпрангер, лишь большая, чистая любовь и сила идеальных стремлений, “которые, однако, должны быть пробуждены уже до этого опьянения”.

Здесь важно отметить двойственную природу подростковой первой любви. С одной стороны, юношеская мечта о любви и представление об идеальной любви часто лишены сексуального содержания. С другой стороны, в подростковой среде нередки анекдоты фривольного содержания, что позволяет подросткам “заземлить”, “снизить” волнующие их эротические переживания, к которым они психологически и культурно не подготовлены.

В сознании подростка эротика и сексуальность резко отделены друг от друга. При сексуализации эротического, по мысли Э.Шпрангера, в переходном возрасте может быть разрушена, причем необратимо, идеальная любовь.

Однако в настоящее время можно отметить, что во многих молодежных изданиях и телепередачах как раз и происходит “сексуализация эротического”.

Всё течет, всё меняется

А кто и что должно “пробудить” у подростка “идеальные стремления”? И опять мы вспоминаем высокие образцы культуры, а также доверительное общение с умным, понимающим взрослым, пропитанным культурой общения, культурой переживания самых разных чувств.

Продолжим рассматривать категории, которые подростки называют, объясняя понятие “любовь”: жизнь, удача, смысл существования (4,4%). “Любовь” также вызывает ассоциации, связанные с особенностями личности, ее характеристиками и качествами (3,9%): доброта, честность, искренность.

Важно отметить, что идеальное представление о наиболее желаемом объекте любви – явление также историческое. Время от времени, в зависимости от состояния и уровня развития общества, оно меняется. Так, в Средние века, а отчасти и в более позднее время, вплоть до середины XIX в., таким идеалом в мужском воплощении являлся рыцарь, а в женском – нежное, романтическое и преданное сердце. С конца XIX в. и до середины XX в. в мужском идеальном образе ценились честолюбие, сила, агрессивность, а в женском – свобода поведения, кокетство и сексуальность. С середины ХХ века идеалом мужчины начал постепенно становиться деловой, энергичный, терпимый, эрудированный, общительный и добрый человек, а идеалом женщины – примерно такая же личность, дополнительно обладающая еще двумя достоинствами: обаянием и деловитостью.

Понятие “любовь” также связано в представлениях современных подростков с привязанностью и привычкой, которые можно отнести к категории “зависимость” (2,8%). На последнем месте стоят ассоциации, связанные с таким социальным институтом, как семья (0,6%), что может объясняться, прежде всего, возрастом испытуемых.

Исследования показали разноплановость в понимании любви подростками. В их восприятии прорисовываются те же контуры разнообразия проявления этого чувства, что и в точках зрения и типологиях любви, предложенных мыслителями прошлого и современными учеными.

Интересно отметить, что достаточно взрослое осознавание подростками чувства любви связано с пониманием ими изменений, происходящих с чувством любви во времени. При анализе продолжений подростками предложения “Со временем любовь…” были выявлены следующие категории:

– пессимизм (18,4%) – пропадает, умирает, приносит боль и т.п.;

– оптимизм (28,9%) – становится сильнее, обрастает новыми чувствами, не забывается и не проходит и т.д.;

– реализм (23,6%) – переходит в близкие отношения, перерастает в чувство родства, уходит страсть, приходит спокойствие, изменяется и т.д.);

– неоднозначность (26,3%) – крепнет или слабеет, может погаснуть и заново родиться и т.п.).

Результаты показывают осмысленное, не инфантильное отношение подростков как к самому пониманию любви, так и к пониманию неизбежности изменения этого чувства.

Один из вариантов протекания и завершения первой любви отражен в интервью писательницы Дины Рубинной: “Для меня моя первая любовь, которая продолжилась первым браком, а закончилась разводом, собственно, и была идеальной любовью. Для меня лично. Семь лет идеальной, кошмарной, непереносимой и разрушительной любви. Идеальной потому, что ни на какую другую в то время я бы и не согласилась”. В этих словах отражена важность данного чувства для молодой девушки, и, чем бы это чувство ни закончилось, на определенном отрезке жизни оно является наиважнейшим. К сожалению, это состояние девушки или юноши не всегда могут понять наблюдающие со стороны взрослые: мамы, папы, учителя. Невольно ими оцениваются как сами отношения, так и объект любви их ребенка, ученика.

Семья как модель отношений

Взрослые часто относятся с опасением к возникающему у подростка чувству. Это опасение связано со многими факторами: собственными юношескими переживаниями (“помню, была просто сломлена этими переживаниями”, “столько глупостей натворила” и т.п.); стилем семейных отношений (“никогда в семье нет секретов, а сейчас – одни недомолвки и тайны” и т.п.); индивидуальными особенностями взрослого (“раз я сказал – “нет”, то никаких встреч до окончания школы” и т.п.); особенностями подростка (“теперь то мечтает, то плачет, то ночью не спит” и т.п.); а также объективной ситуацией (“она его всё изменить хочет, а сама стала плохо учиться и курит с ним вместе” и т.п.).

А что подросток? Он опять-таки проявляет двойственность по отношению к собственному чувству. С одной стороны, он избавляется от доминирования родителей, с другой стороны, ему важна их поддержка и оценка. Поэтому всё, что говорит взрослый, западает в душу подростка, может серьезно нарушить его отношения как с близким взрослым, так и с объектом любви.

Да и отношения со своими сверстниками и возлюбленными подросток строит, во многом опираясь на модели поведения в семье. Надежная модель привязанности, которая возникает в детстве при стабильных доверительных отношениях в семье, позволяет подростку испытывать глубокое чувство симпатии, понимания другого человека и оставаться при этом самим собой. Но, как это ни горько звучит, достаточно мало детей получают в семье такой позитивный опыт. Поэтому в большинстве случаев возникают избегающие, противоречивые и дезорганизованные модели привязанности, которые приводят к зависимому, непоследовательному или непредсказуемому поведению в отношениях с противоположным полом.

Однако не всё в поведении подростка так фатально зависит от родителей. Подросток на основании размышлений о себе, о других, в процессе анализа разных жизненных ситуаций общения со сверстниками, раздумий над книгами и фильмами может строить собственные модели взаимоотношений с окружающими людьми, в том числе модели привязанности. К тому же первая любовь позволяет человеку развить в себе такие качества и стремления, которые до сих пор могли быть в нем не раскрыты. Это чувство доверия, сопереживание, стремление исследовать свой внутренний мир, проанализировать черты характера и поступки, желание быть интересным и глубоким собеседником.

Конечно, при доверительных отношениях со взрослым у влюбленного подростка больше шансов позитивно относиться к своему чувству, быть счастливым в этот период жизни, научиться переживать и адекватно себя проявлять в пока неизвестных и трудных для него ситуациях межличностных отношений. Выслушав рассказ мамы или папы об их влюбленности, подросток отметит для себя, что воспоминания, пусть даже о безответной любви, светлы и приятны; что можно многое пережить в юности, а затем строить новые отношения; что жизнь никогда не заканчивается в случае отвержения возлюбленным, потому что ты очень любим и принят другими людьми, и, несомненно, в его жизни еще появится важный для него человек.

Да мало ли какие важные для себя выводы сделает в общении с близким взрослым подросток? Главное, чтобы общение состоялось. А ведь оно может состояться при обсуждении книги, при просмотре замечательных фильмов о любви; в беседах как с родителями, учителями, так и со старшими ребятами. В этом искреннем общении будет проявляться бережное отношение к подрастающему человеку, его чувствам, его жизни.

Хочется закончить эту статью цитатой Платона, мыслителя, одним из первых обдумывавшего таинства человеческой любви: “Мне кажется, что люди совершенно не сознают истинной мощи любви, ибо, если бы они сознавали ее, они бы воздвигали ей величайшие храмы и алтари и приносили величайшие жертвы, а меж тем ничего подобного не делается, хотя всё это следует делать в первую очередь. Ведь Эрот – самый человеколюбивый бог, он помогает людям и врачует недуги, исцеление от которых было бы для рода человеческого величайшим счастьем. Итак, я попытаюсь объяснить вам его мощь, а уж вы будете учителями другим”.

Коллажи Т.Белоножкиной

TopList