Главная страница "Первого сентября"Главная страница журнала "Классное руководство и воспитание школьников"Содержание №2/2010

Живые истории

Глазами учителей

Ирина Блёсткина ,
учитель начальных классов, МОУ Гимназия № 80, г.Нижний Новгород

Отцы и дети

Путешествие в прошлое

Создание музея в отдельном классе не просто увлекательный проект. Легко убедиться, что интересы детей, живших в разные исторические эпохи, перекликаются. Хобби родителей, бабушек и дедушек имеет много общего с увлечениями современных детей.

Честь мундира

http://fotki.yandex.ru/users/tiggra15

Организация выставок в нашем классе давно стала традицией. В начале учебного года ребята сами придумывают темы, а потом готовят экспозицию с помощью родителей. Класс разделяется на группы, и часть детей готовит каталог выставки, остальные – оформляют витрины, размещая экспонаты и снабжая их порядковыми номерами для каталога.

Одновременно готовятся группы экскурсоводов, поскольку выставку потом посещают не только родители, но и ребята из других классов школы: старшеклассники, ученики младших и средних классов. В одну группу входят шесть человек, каждый из которых получает часть текста под порядковым номером. В случае болезни любой участник может быть заменен ребенком из другой группы, у которого текст с таким же номером. В результате при проведении экскурсий ребята чувствуют себя свободнее, поскольку каждый четко знает, когда его очередь выступать.

Главным событием февраля стала выставка «Честь мундира», посвященная Дню защитника Отечества. Долго и тщательно оформляли мы эту выставку, собирая экспонаты с помощью родителей. Она получилась красочной и торжественной. На манекенах красовалась форма, в которой проходили службу отцы и деды гимназистов. Так мы увидели форму морского офицера и наградной кортик; форму, в которой служат в пустыне офицеры корпуса ООН; форму спасателей МЧС; форму пожарного, пехотинца, летчика.

В витринах были выставлены боевые награды, заслуженные родителями, а также ордена и медали времен Отечественной войны, по которым можно проследить историю боев за Отчизну. Рядом с этими раритетами в витринах зала оказались и трофеи, привезенные с войны: немецкие котелок и каска, пробитая пулей.

На стенах висели фотографии новой формы Российской армии, разработанной Валентином Юдашкиным. Многим ребятам очень понравилась новая элегантная форма.

http://wedomstwa-uniforma.narod.ru

Два стенда были посвящены настоящим героям: воину-«афганцу» и летчику-испытателю, погибшему во время испытания самолета. Ребята готовили эту выставку с трепетом, понимая, какие ценности попали к ним в руки. С волнением рассказывали они об истории этих экспонатов.

Самыми внимательными посетителями выставки оказались первоклассники: многие из них никогда раньше так близко не видели военную форму. Здесь они смогли познакомиться со знаками различия, им разрешили многие экспонаты потрогать руками и даже померить жаропрочную каску спасателя из современных материалов.

Увлечения детства

Другим важнейшим событием года оказалась выставка «Хобби нашего детства». Ее организаторами и оформителями стали сами ребята. Они собрали экспозицию, на которой было представлено множество экспонатов времен детства родителей и учителей, а также коллекции самих детей.

При формировании экспозиции ребята обратили внимание на то, что предметы коллекционирования очень похожи. Бабушки собирали открытки с фотографиями артистов, а для внучек ту же роль играют постеры с портретами актрис молодежных сериалов. У пап – коллекции марок, а у сыновей – коллекции фишек и карточек с изображением Шрека.

Собирая экспонаты, мы обсуждали их и попутно читали всем классом книгу Софьи Могилевской «Марка страны Гонделупы». Мы понимали, что слово «сокровище» может быть очень емким и что разные предметы, не имеющие ценности в глазах посторонних людей, приобретают огромную цену для их обладателей. Мы сравнивали коллекцию фантиков советских конфет и фантики конфет современных. Пытались понять, были ли те конфеты на самом деле вкуснее, чем сейчас, или нашим бабушкам так только кажется?

По коллекциям значков мы изучали географию нашей страны, а потом придумали создать в классе коллекцию колокольчиков. Теперь мы привозим их из разных городов, куда ездили на экскурсии, из разных стран, где ребята с родителями побывали во время каникул. Сейчас в нашей коллекции больше двадцати колокольчиков из Городца и Суздаля, Семенова и Казани, из Петербурга, Москвы, Египта, с Бали, из Чехии и Израиля. Эта коллекция – предмет нашей гордости, маленькая общая тайна.

http://www.fantom-xp.com/wp_21__Colored_Pencil.html

Еще одна выставка была посвящена самому обыденному и простому предмету – карандашу. Она так и называлась – «Наш товарищ Карандаш». Материалы к выставке готовили сами ребята, добывая материалы из справочной литературы и Интернета. Экскурсия получилась познавательной и научной. Начали проявляться и организаторские навыки, приобретаемые детьми. Открытие выставки совпало с эпидемией гриппа, и состав класса менялся ежедневно: одни ученики заболевали, другие выздоравливали. Несколько дней класс по той же причине жил без классного руководителя, но экскурсии не отменялись. Ребята быстро заменяли заболевших товарищей, привлекли к сотрудничеству преподавателя изобразительного искусства. Таким образом, на экскурсии в течение недели побывали все ученики младшей школы гимназии.

Итоги и планы

http://delibirs.narod.ru/marki.html

После закрытия выставки мы обязательно все вместе подводим ее итоги. Делаем выводы: какая витрина пользовалась большим интересом у гостей и почему (удачнее оформлена, или экспонаты были интереснее, или информация оказалась занимательнее). Планируем следующую выставку, придумываем тему, обсуждаем, что может стать иллюстрацией.

Поощрением для ребят за участие в выставке являются мини-сертификаты, подтверждающие их деятельность в качестве оформителя, экскурсовода, научного сотрудника. Такой сертификат делается на основе визитной карточки и наклеивается в дневник на специально отведенную для поощрений страницу. Кроме того, дети любят, когда их хвалят учителя из других классов, отмечая их профессионализм при проведении выставки. Внимательно прислушиваются к замечаниям, всегда стараются, чтобы было интересно и взрослым, и маленьким посетителям. Стараются адаптировать текст для первоклассников, поясняя многие непонятные для малышей слова.

Наша игра продолжает жить. В наших планах много задумок для новых выставок: «Мосты, что нас объединяют», «Эх, дороги!», «Здравствуй, Барби!». Ребята видят, с каким уважением относятся к нашему проекту дети и взрослые, понимают, что делают нужное дело, сами узнают много нового и помогают узнать это другим. Они знакомятся с профессиями экскурсовода и музейного работника. Так в игре мы добиваемся социализации личности ребенка.

TopList