Главная страница "Первого сентября"Главная страница журнала "Классное руководство и воспитание школьников"Содержание №2/2010

Класс-info

Классный час

Елена Долбешкина ,
г. Сыктывкар, Республика Коми

Мама, здесь не страшно…

Из семейного архива

Личные документы, письма, дневники – самый живой и убедительный материал для разговора с детьми об исторических событиях. Автор предлагаемых воспоминаний рассказал на классном часе о своем родном брате, погибшем в Афганистане. Накануне 23 февраля истории о тех, кто прошел дорогой войны, и о тех, кто ждал их возвращения, помогут ребятам прочувствовать, что такое подлинное мужество и как горька боль потери близких и дорогих людей.

 

Задачи:

• укрепление нравственных ценностей;

• развитие способности к сочувствию;

• воспитание бережного отношения к семейным реликвиям и традициям.

Материалы для проведения классного часа:

• видеофильм, снятый телекомпанией КОМИ ГОР, либо другой документальный фильм, дающий школьникам представление о войне в Афганистане;

• альбом с фотографиями, письма, награды;

• Книга Памяти Республики Коми (Афганистан 1979–1989 гг.).

Память всегда жива

Многие из ныне живущих были свидетелями и участниками различных событий: войн и локальных вооруженных конфликтов. Нет в нашей стране ни одной семьи, которая не потеряла бы на полях сражений кого-то из своих родных и близких. Память о них всегда жива и обязывает нас сделать всё возможное, чтобы имя каждого героя осталось в истории нашей страны. Не обошла стороной война в Афганистане и мою семью. 15 февраля – день вывода контингента советских войск с территории суверенного государства Афганистан, и я хочу рассказать вам о своем брате – Василии Германовиче Неустроеве.

Боевые действия в Афганистане
http://obozrevatel.com/

Вокруг афганской темы было и остается немало споров и суждений. Что для нас афганская война: интернациональная помощь, трагическая ошибка или стратегическая ошибка? Ответы на эти вопросы даст история. Для меня же и моей семьи важно то, что Василий, обыкновенный в общем-то мальчишка, достойно переносил все тяготы армейской жизни и за свою короткую жизнь успел сделать много для нас, младших сестер и братьев, и в целом для будущих поколений. Ведь пока мы живем, мы не задумываемся, какой след останется после нас. Мы редко говорим теплые слова близким и гораздо чаще огорчаем их, стесняемся проявлять теплые чувства, зато обидные слова всегда готовы слететь с уст, и, лишь потеряв человека, понимаем, насколько дорог он нам был.

В 1984 году мне было 12 лет, и я хорошо помню переживания нашей мамы и жены Василия. Чтобы сделать маме приятное, я собрала оставшиеся письма, фотографии и оформила альбом. Постепенно он пополнялся газетными вырезками, копиями дипломов и грамот Василия. Теперь, просматривая его, я будто веду беседу с братом, потому что каждое письмо с войны, обращенное к нам, заставляет меня задуматься о своих поступках, найти ответы на многие вопросы.

Поеду в Афган

Василий служил в провинции Бамиан, в горах, высота 2008 м, полевая почта в/ч 48059 «ВЖ». И в одном из писем написал маленькое стихотворение:

А в Бамиане горы высокие,
Каменный нас окружает мешок.
А в Бамиане, теперь недалеком,
Солнце в зените, пыль да песок…

Как и многие мальчишки того времени, начитавшись романов о подвигах и героях войны, он хотел попасть в Афганистан и писал об этом в письме младшему брату.

Здравствуй, Серега, братуха. Как твоя жизнь букварьская? Уже в училище ходишь. Что нового, как дела? Отвечай.

Со мной всё хорошо, и вообще я живу отлично пока. Осталось самое большое месяц, и будет известно, куда я иду: в Афган или остаюсь в Союзе. Не знаю точно, отправят меня ТУДА или нет. Скорей всего, мне кажется, что меня оставят тут, потому, что жена и ребенок. А мне, знаешь, по секрету, очень охота попасть в Афганистан. Ничего в этом страшного нет. Все служат, и я отслужу и жив вернусь. Верно? Только вы пишите почаще. А письмо, смотри, маме не показывай, а то волноваться будет.

А маме он написал в другом письме так:

Если не отправят в учебку, а будут оставлять в роте обеспечения, я не останусь, а поеду в Афган, это я решил точно.

Василий готовился к службе в армии, занимался спортом: атлетикой, каждый год принимал участие в эстафете на 9 Мая, получил много грамот. Перед армией выполнил 3 прыжка с парашютом в Сыктывкарском авиаклубе, сдал все нормативы на отлично и получил свидетельство парашютиста. Наверное, это повлияло на выбор войск – он стал десантником.

В каждом письме Василий давал советы младшему брату.

Пишу тебе то же, что и писал раньше. Занимайся спортом. Можно не ходить ни на одну секцию. Но запомни, подъем переворотом на турнике не сможешь делать – все будут считать тебя гадом. А это самое хреновое. Тебя тогда никто уважать не будет. Ты для всех будешь салагой. И еще, умей стоять за себя. Тебе дали в морду, а ты дай сдачи, кто бы там ни был. Пусть сильнее тебя, но это уже будет победа. В армии, если ты не струсил и дал дембелю по морде, тебя уже будут уважать. Конечно, тебе потом набьют харю страшно, но это уже ерунда. Потом поймешь меня. Старайся там, пожалуйста. Почему? Потому что мама будет знать, что я в Афгане, а тут не исключено и плохое, будет волноваться. Так что вы ей там настроение поменьше портите, все-таки отца нет. А я постараюсь приехать живым. Тут воочию столкнулся с такой серьезной опасностью. Даже не представлял себе раньше, что где-то может быть так опасно. Только никому об этом не говори. Я всем написал, что всё хорошо, и письмо никому не показывай.

А когда он прислал фотографию со снайперской винтовкой, мы узнали, что он еще и снайпер.

Всё четко

Здравствуйте, родные мои! Пишу вам, пока появилась свободная минутка. Живу хорошо, здоровье отличное. В столовой кормят хорошо. Хотя первое время не хватало хлеба. Тут же всё по госцене и определенные граммы. Сейчас стараюсь пить поменьше воды, потому что, если пить часто, то долго не выдержишь или заболеешь или еще что-нибудь. Сейчас каждый день тактика: бегаем, ползаем, отстреляли из снайперской винтовки хорошо. Отдача очень сильная. Прицел приближает в 4 раза, видно всё отлично.

Памятник воинам-афганцам в Славяносербске
http://media.meta.ua/imgview.php?fid=1054077

О своей службе Василий писал так:

Двадцать девятого числа – присяга. Наш взвод в роте и в батальоне пока отличный, поэтому надеемся на увольнение после присяги. А так увольнений здесь почти не бывает. Из ребят, с которыми уезжал, остались мы двое в одной роте и даже в одном отделении. Он учился в нашем техникуме, но я его до этого даже не знал. Земляков здесь нет, из Коми мы первые набирались в этот полк. Еще до сегодняшнего дня не прыгали с парашютом, но хочется до смерти прыгнуть, особенно с АН-12.

Читая письма Василия, понимаешь, насколько дороги были ему мы, наша семья. Он всегда интересовался и здоровьем бабушки, и нашими делами, и, конечно, больше всего беспокоился о маме, Ангелине Серафимовне.

Как ты там, мама? Трудно тебе одной, да еще меня забросили в эту дыру. Но ты за меня не беспокойся. Всё отлично было, есть и будет…

Скучаю, мама, очень сильно скучаю по тебе и родным. Но что поделаешь, надо – значит, надо. Время-то вроде и проходит. Вот уже середина января, мне ведь уже стукнуло 20 лет. Круглая дата. Как там бабуля с дядей Алешей? Всё кряхтят по-стариковски и жалуются на жизнь? Мне вот тут не приходится жаловаться. Просто некогда. А когда начнешь что-нибудь вспоминать, становится еще грустнее и тяжелее. Как ты там, мама, одна со всеми справляешься? Что у тебя новенького и что болит у тебя? Черт, и ничем не могу помочь тебе, даже обидно на судьбу за это. А всё же трудно, наверное, тебе, мамочка. Какая все-таки ты у меня хорошая, даже слов нет. И как я всех вас люблю, одному черту известно…

После таких слов понимаешь, что семья – главная ценность человека, надо беречь родных, жалеть. А еще память о Василии учит меня относиться ко многим вещам в жизни с юмором. Он был очень веселый, общительный, имел много друзей и легко их заводил. Играл на гитаре и был всегда душой компании. Я думаю, эти качества помогали ему в армии. И очень любил сладости. В нашей семье никогда не заваливались конфеты, печенье – Василий всё быстро «подметал».

У меня всё четко, только одно плохо: отравился фруктами. Ездили вчера работать и объелись арбузов и винограду. Потом в конце дня нарвались на дыни с персиками. А покормили нас не слабо. Знаешь, я давно уже не ел щи настоящие. У нас тут какая-то бурда. Пойдешь служить, узнаешь, что такое домашний суп или чай.

Погода у нас тут отличная, похоже, уже устанавливаются чисто весенние дни. Днем солнце, жарко, ходим раздетые. Одно плохо: дают черный хлеб. А этот хлеб (если честно) у нас даже свиньи не стали бы есть. Еда в основном такая же: суп, каша и опять каша. Ну, конечно же, чай.

Василий прослужил полтора года в тяжелых условиях, о которых мы могли только догадываться и о которых подробно узнали только после перестройки. Я по малолетству гордилась тем, что брат служит за границей и придет домой в самой, как я считала, красивой форме – десантной.

Мама, сегодня замполит меня сфотографировал. Как раз мы получили новую форму, горную. Это штаны-комбез, штурмовка, шерстяные свитера, полусапожки на ремнях и шнурках с шипами, в общем, всё как надо. Фоткал только без винтовки. Я побоялся с оружием сфоткаться. Вдруг не дойдет…

Через два дня приказ

И служить оставалось не так много.

Ты, наверное, волнуешься за меня, мама, не надо. У меня всё отлично, через 2 дня приказ (27 марта), а этот приказ для меня сейчас, пожалуй, самое главное во всей жизни. Останется еще два приказа, после второго я приеду домой. Даже не верится, останется только лишь 2 приказа…

А в начале сентября мы получили письмо от товарищей с известием о гибели Василия.

Они отходили на БМД, спасали «духа». На горе стоял крупнокалиберный ДШК «духов». Когда «духа» посадили в БМД и все уже залезли, но забыли закрыть люк. В это время начал ДШК «штамповать». Василий начал закрывать люк, тут и...

Памятник воинам-афганцам в Киеве
http://www.bolhov.ru/

Пуля отскочила от крышки и рикошетом попала в голову. Василий награжден орденом Красной Звезды (посмертно). А еще позже мы узнали, что он был награжден медалью «За отвагу», но нам об этом не писал, ведь мы не должны были знать, что в мирное время в армии медали дают.

Василий похоронен на Краснозатонском кладбище. Три года назад мародеры украли с памятника барельеф. Теперь памятник восстановлен, но я с болью думаю о тех людях, чьи руки поднимаются на святое. Каждый год одноклассники Василия и те, кто учился с ним в целлюлозно-бумажном техникуме, приходят на кладбище. В школе № 9, которую он закончил, установлена мемориальная плита. А я, младшая сестра, которая давно уже стала старше Василия, рассказываю о нем своим ученикам.

Почтим память Василия и всех, кто сложил свои головы в Великой Отечественной войне и в Афганистане, минутой молчания.

TopList