Главная страница "Первого сентября"Главная страница журнала "Классное руководство и воспитание школьников"Содержание №1/2010

Специальный выпуск

Личность и общество

Яна Сартан ,
главный редактор газеты «Управление школой»

Яркие грани Шестиугольника

Образ одной страны

2009 и 2010 годы объявлены годами России во Франции и Франции в России

 

Знакомство с той или иной страной у каждого начинается по-своему. Для меня отправной точкой во Францию стала собачка Пиф – главный герой французских детских рисованных комиксов. Книжки с безумно яркими и увлекательными картинками, представлявшими смешные истории про простодушного песика, который обитал в семье дядюшки Цезаря, тетушки Агаты и их сына Дуду, появились у меня в раннем детстве. Вместе с мамой, преподавателем французского языка в МГУ, мы разглядывали рисунки, читали коротенькие тексты…

Путь от Пифа до первого визита во Францию был долгим. Как и дорога к тому, чтобы хоть чуть-чуть заговорить на французском. Всё это пришло уже во вполне зрелом возрасте.

Но вот парадокс: образ этой страны, сформировавшийся в детстве благодаря эффектным рисункам с изображением неунывающего Пифа, буквально излучающим энергию и солнечность, и сегодня остается для меня таким же.

Франция – это необыкновенные краски, перетекающие друг в друга ландшафты, приветливые люди и еще… постоянные открытия. Ведь мало где в Европе отыщешь такое многообразие исторических и природных достопримечательностей, как в Шестиугольнике (французы любят называть так свою страну, потому что ее карта напоминает распластанную шкуру животного – шестиугольник, Hexagone).

Париж прекрасен в любом ракурсе

С древней историей можно соприкоснуться на западе страны: в аббатстве Фонтевро сохранились надгробия Алиеноры Аквитанской и ее второго мужа, английского короля Генриха II Плантагенета. Именно эта пара в свое время определила ход европейской истории: Столетняя война, история Жанны д’Арк, осада Ла-Рошели – все начиналось с Алиеноры и этого ее замужества.

Восток Франции – это не только дижонская горчица, но и шедевр церковной архитектуры XX века. Здесь, в деревеньке Роншан, в 1950 году знаменитый Ле Корбюзье выстроил церковь Нотр-Дам-дю-О.

На севере Франции – белые меловые скалы, которые неоднократно изображал на своих полотнах Клод Моне, и Довиль – знаменитый курортный город, где к Коко Шанель пришел первый успех и признание.

На юге – блистательный Лазурный берег с его Каннами и Ниццей.

А ведь есть еще центральная Франция, атлантическое побережье, регион, граничащий с Испанией и сохранивший наследие катаров…

В одной статье невозможно передать впечатление от всех граней французского шестиугольника. Поговорим лишь о некоторых из них. И раз уж мы начали с буквы «П» (Пиф), не будем сбиваться с курса.

Сделаем три открытия: заглянем в Париж, заберемся на дюну Пила и прогуляемся в Ле-Пюи-ан-Веле.

Прогулка под землей

В Париже, как это ни странно, легко избавиться от стереотипов. Вот, скажем, прошлое французской столицы. Тут вроде бы естественно пойти на остров Сите, зайти в Собор Нотр-Дам. Но сам город противится этому и дает точный адрес своего прошлого: площадь Данфер-Рошро, 1.

Под этой площадью и окружающими ее улицами расположен доступный всеобщему обозрению участок парижских катакомб площадью в 11 000 кв. метров. Возникли катакомбы еще во времена римской Лютеции. Протяженность подземных коридоров, в которых добывали грубый известняк, гипс и глину для постройки домов и дворцов, составляет 160 километров. Парижане считают это место не самым удачным для прогулок. Но заглянуть туда при случае всё же стоит. Ведь здесь действительно похоронено прошлое города.

Дело в том, что в 1785 году власти Парижа, устав от бесконечных жалоб жителей, обитавших вокруг кладбища Праведников близ знаменитого Чрева Парижа, приняли решение кладбище это закрыть, а все останки перевезти в катакомбы. Но это стало лишь началом захоронения. Впоследствии сюда свозили тех, кто сложил свои головы во времена Французской революции, а также и обитателей других закрывшихся кладбищ города. Так, вплоть до 1950 года катакомбы принимали останки, найденные в земле Парижа.

Забраться на песчаную дюну непросто!

Сегодня, спустившись по ступенькам на двадцатиметровую глубину, вы попадаете в подземные галереи. Не без страха идете по узким коридорам, петляющим вправо-влево. И, наконец, попадаете к узкому проему в скале, над которым вырублена строка из Делиля: «Остановись, ты входишь в Царство мертвых».

Здесь действительно многие останавливаются, не находя в себе сил ступить в это царство. Потому что уже с порога видны сложенные вдоль стен галереи горы черепов и берцовых костей. Говорят, что здесь собрано около шести миллионов парижан, т.е. чуть ли не в три раза больше, чем живут в нынешней столице Франции.

Вот и одна молодая испанка намертво вцепилась в руку своего спутника. Его уговоры никак не могут заставить ее сделать шаг в царство мертвых. Однако, к собственному удивлению, меня эта прогулка привела в философское расположение духа.

В пути по галереям, выложенным с обеих сторон останками парижан, кое-где можно увидеть указания, когда и с какого кладбища они сюда поступили. Встречаются здесь и таблички с философскими высказываниями, и указания на неопознанные кости. Вас окружают наслоения эпох, времен, событий...

После пятнадцать минут прогулки среди костей, вы, преодолев 84 ступеньки, выходите на свет Божий. Нескончаемые горы костей остались позади, и вы в очередной раз убеждаетесь, что жизнь прекрасна.

Песчаное царство

Дюна Пила на Атлантическом побережье Франции – удивительное место. С одной ее стороны простирается бескрайний океан, где на отливе видны песчаные наносы, а с другой, насколько хватает глаз, тянется сосновый лес. Рядом, в бухте, виден город Аркашон – один из самых статусных французских курортов, как его «брат» и «сестра» на Лазурном берегу – Сен-Тропе и Ницца. К слову, Аркашон долгое время считался одним из ведущих бальнеологических курортов, морской воздух которого признавали целительным для легочных больных.

Но вернемся к Пиле. Это самая большая песчаная дюна Европы – длиной около 3 км и шириной 500 м. В 1855 году высота дюны составляла всего 35 м, сегодня же она достигает примерно 115–117 м! Песок наносится ветром с океана, и дюна мало-помалу растет в высоту и движется в сторону самого Аркашона (видимо, примерно с такой же скоростью, как Венеция уходит под воду).

Вскарабкаться на дюну может каждый желающий. Для тех, кто хочет облегчить себе это занятие, есть лестница (правда, всё равно занесенная наполовину песком). Более смелые лезут наверх, так сказать, по целине, утопая по щиколотку в песке. Но и те, и другие счастливы. Наверху всех ждет вознаграждение: прогулка по гребню Пилы и необыкновенные виды на океан, лес и белеющие далеко внизу виллы.

Особенно счастливы, конечно же, дети: ну где еще найдешь такое количество чистейшего песка, на котором можно валяться, в который можно закапываться и из которого можно выстроить всё, что душе угодно?!

На дюне царит дух беззаботного веселья и радости жизни. Французы и немцы, русские и голландцы, англичане и бельгийцы – на верхушке горы встречаются все. Улыбки, обмен репликами на всех языках сразу, восхищенные взмахи рук в сторону океана. Спускаться отсюда не хочется…

Но вниз манит бухта Аркашона с ее устричными плантациями. Жизнь здесь подчинена расписанию приливов и отливов. В прилив устричные поля не видны, в отлив песчаное дно обнажается, и видны бесконечные специальные мешки, в которых и растут устрицы. Трактор ездит по морскому дну, работники переворачивают мешки, что-то вынимают, перекладывают, сортируют…

Атлантическое побережье с его водой, ветрами и песком предстает здесь во всем своем природном великолепии.

Остроконечный город

История древнего городка Ле-Пюи-ан-Веле неразрывно связана с христианством. И, пожалуй, нигде так глубоко и так явно, как здесь, это не чувствуется (сравниться с ним по ощущениям могут разве что Париж и Шартр). Этому духу город обязан явлению здесь Девы Марии, а также разнесшимся слухам о целебной силе вулканического камня.

В 430 году н.э. здесь, на месте бывшего языческого поселения, была построена первая церковь. Тогда же началось и паломничество.

Те, кто подъезжает к Ле-Пюи на автомобилях, непременно останавливаются до въезда в город, на дороге, спускающейся с холмов. Чарующий вид, который открывается на весь городок, раскинувшийся между холмов и гор, остается в памяти надолго. Когда смотришь на него, кажется, будто кто-то давным-давно выдавил из земли высокие и островерхие скалы, – они ритмично возвышаются на местности. Но главными здесь, конечно, являются три непохожих друг на друга, доминирующих над городом монументальных сооружения. Это церковь, возведенная на скале, колокольня собора Нотр-Дам и огромная розовая статуя Богоматери. Они придают Ле-Пюи совершенно особый вид и колорит.

Часовня Св. Михаила

270 ступеней вверх по практически отвесной скале д’Эгиль – и оказываешься в примостившейся на ее верхушке крохотной часовне Святого Михаила. В ней сохранились старинные капители, несколько фресок и буквально чувствуется дыхание времени.

В 950 году н.э. местный епископ Готескальк возглавил из Ле-Пюи первое паломничество в Сантьяго-де-Компостела к святыне св. Иакова. Путь прошел удачно, епископ вернулся и в честь этого события построил на пике скалы часовню. Впоследствии Ле-Пюи долгое время служил одной из четырех исходных точек для паломничества в Сантьяго-де-Компостела.

Что касается необычного облика собора Нотр-Дам, то он обусловлен влиянием архитектуры Ближнего Востока. Собор словно парит над городом, он внесен в Список памятников Всемирного наследия ЮНЕСКО, связанных с путями св. Иакова.

Собор удивляет тем, что выглядит построенным как будто в XIX веке, а не в XII: очень уж сильно отреставрирован он изнутри. Но стоит обойти его кругом и обнаружить пару часовен с остатками фресок XII века, и его древность становится очевидной. Хотя всё равно вид его непривычен: это и не романская церковь, и не готическая, а смесь византийского стиля с мавританским.

В храме есть статуя Святого Иакова – того самого, к которому идут паломники в Сантьяго-де-Компостела. Возле этой статуи – отдельная дверь, надпись над которой сообщает о том, что как раз отсюда нужно выходить на паломнический путь в Сантьяго-де-Компостела…

Третья точка притяжения в городке – статуя Богоматери Французской, отлитая из металла двухсот пушек, участвовавших в битве французов в Севастополе в Крымской войне 1855 года.

История, религия и ландшафт переплелись в Ле-Пюи-ан-Веле в единое целое, и кажется уже невозможным отделить одно от другого.

Нынешний французский шестиугольник проявлялся на карте Европы постепенно, как переводные картинки из детства. Когда-то всё описанное выше было отдельными районами и областями. Лишь в XIX веке французское государство сформировалось окончательно, практически в своем нынешнем виде. Однако до сих пор Франция привлекает разнообразием и выразительностью, и каждый может найти здесь свою грань и свои краски.

Фото Марка Сартана

TopList