Главная страница "Первого сентября"Главная страница журнала "Классное руководство и воспитание школьников"Содержание №24/2009

Класс-info

Классный час

Наталья Гришина ,
к.п.н., СГУ им. Н.Г.Чернышевского, г. Саратов

Давай, душа, давай!..

Как развить способность видеть и творить чудеса

Школа для волшебников – это реальность. Туда можно поступить учиться в любом возрасте вместе с детьми из своего класса. И постепенно, шаг за шагом, вместе открывать законы сотворения чуда.

Так незаметно, постепенно я зарастаю пустотой,–
Часы идут, но ничего не происходит…
Песок течет, и всё...
И сердце бьется, кровь струится, и селезенка – ёк-ёк-ёк,
И день за днем идет процесс пищеваренья,
И больше ничего...
А. Иващенко, Г. Васильев

 

Заповеди чудотворца

В детстве каждый из нас верил в чудо, в добрых волшебников и в исполнение желаний. Не многие, становясь взрослыми, сохраняют эту веру, несколько преобразованную, но немеркнущую, на всю жизнь. У большинства со временем вера в чудо покрывается слоем житейской пыли, появляется склонность всё обосновывать, выискивать недостатки и просто не видеть вокруг ничего удивительного: всё происходящее привычно, а что непривычно, то поддается логическому объяснению, критике или скепсису – трем разрушителям чудесного и новизны. И вырваться из этого заколдованного круга практически невозможно, ведь, чтобы произошло что-то неожиданное, по словам Х. Кортасара, нужно быть готовым к тому, чтобы это случилось…

Каким же образом не просто сохранить на всю жизнь, но и развить в себе и своем воспитаннике живость восприятия, непосредственность реакции, способность удивляться и радоваться, видеть позитивное зерно в самых патовых ситуациях? Как научить ребенка творить чудеса своими руками? Попытаемся найти ответы на эти непростые вопросы.

Заповедь первая: начать с себя!

Первое, что необходимо сделать учителю, – это самому пробудиться, или восстановить в большей или меньшей степени утраченную способность, с одной стороны, видеть, с другой – творить чудесное. Другими словами, нужно перестать… «есть сахар», да-да! В объяснение последних слов приведем одну из версий известной истории о Махатме Ганди и мальчике, который слишком любил сладкое.

Однажды к Ганди пришла женщина и попросила, чтобы он убедил ее не в меру полного сына перестать есть сахар.

– Мадам, – сказал он, – приходите ко мне через три недели.

Удивленная таким поворотом событий, женщина, тем не менее, пришла со своим сыном три недели спустя. Ганди посмотрел на мальчика и сказал:

– Прекрати есть сахар.

Когда мальчик вышел из комнаты, мать повернулась к Ганди и спросила, почему он не произнес эти слова три недели назад.

– Три недели назад я тоже ел сахар, – ответил Ганди.

В течение нескольких недель, подобно М.Ганди, педагог может запустить механизм пробуждения (это непростой процесс, требующий длительной внутренней работы), чтобы потом совместно с детьми сделать этот процесс более глубоким и интенсивным.

Прежде всего, самому учителю необходимо проанализировать, в какой степени им утрачена способность видеть и творить чудесное. Понаблюдать за собой, задавая следующие вопросы: как часто я удивляюсь, наблюдая за явлениями окружающего мира? Часто ли радуюсь и радую других людей?

Если это происходит нечасто, поразмышлять о причинах и параллельно с размышлениями – начать действовать.

Первое, что, на наш взгляд, можно предпринять, – это обратиться воспоминаниями к своему детству, пережить вновь с позиции накопленного опыта моменты, зачастую кажущиеся комичными, но такие важные, во многом определившие наше развитие. Как замечательно сказано в стихотворении Ю.Мориц «Побег»:

Давай, душа, давай –
Проникнем за ограду,
Там розовый трамвай
Бежит по снегопаду,
В кофейне за углом
Поджаривают зерна,
И лестницы излом
Пропах напитком черным…

Попробуем вспомнить (в скобках привожу примеры из своего детства, чтобы натолкнуть вас на собственные эпизоды):

• что больше всего удивляло в явлениях окружающего мира и подолгу задерживало ваше внимание (узоры, которые рисует мороз на оконном стекле или стекле трамвая; блики от фонарей, которые, если зажмурить глаза, становились бесконечно растянутыми);

• какие вопросы не давали покоя (что означает надпись, сделанная загадочными иероглифами на круглых коробках импортного мармелада);

• каким действиям придавалось особое, почти мистическое значение (закапывание «клада», состоящего из подручного материала – цветных осколков стекла, камушков, цветов, листьев; стремление ни в коем случае не наступать на полосы между плитами набережной – иначе произойдет несчастье; придание особого значения различным числам: 7 – удача, 6 – не повезет, 4 – любовь);

• о чем мечталось (хоть раз увидеть деда Мороза; найти цветик-семицветик; мгновенно перенестись из места пребывания – школы, бассейна – домой; чтобы тело могло принимать любую форму в переполненном транспорте);

• любимые игры, занятия (в принцев и принцесс, причем их бумажные фигурки изготавливались собственноручно, с большим вдохновением);

• эксперименты (что будет, если прыгнуть с зонтиком с гаража или съесть за один раз 10 мандаринов – не меньше! – сразу столько витаминов, родители похвалят; что испытывают слепые люди – закрыть глаза и идти, не подглядывая, слушая только команды «поводыря»; если заморозить молоко, получится ли мороженое?).

Также можно:

• поинтересоваться, какие чудеса происходили в истории человечества и в современном обществе;

• начать замечать удивительное в явлениях окружающего мира (в природе, культурных артефактах, поведении людей);

• пробудив внутренний неиссякаемый источник любви и детской непосредственности, начать самому удивлять и радовать себя, людей близких и даже незнакомых, сотворяя обыкновенные чудеса.

Заповедь вторая: пробудившись, вдохновлять!

Пробудившись, учитель может начать вдохновлять ребят яркими рассказами о чудесах, имевших место в истории человечества, происходящих в современном мире, и, наконец, о чудесах, происходящих в вашей жизни и жизни других людей.

Это может быть рассказ о семи чудесах света (самых прославленных достопримечательностях античной культуры), к которым принято относить пирамиду Хеопса, висячие сады Семирамиды, храм Артемиды в Эфесе, статую Зевса в Олимпии, мавзолей в Галикарнасе, колосса Родосского, Александрийский маяк. Или рассказ о новых семи чудесах света – 7 июля 2007 г. в день «трех семерок» в столице Португалии Лиссабоне таковыми были названы: Великая китайская стена, Колизей (Италия), Мачу-Пикчу (Перу), Петра (Иордания), Тадж-Махал (Индия), статуя Христа-Искупителя (Бразилия), Чичен-Ица (Мексика).

Приводим рассказ об одном из новых чудес света – Тадж-Махале, который нам довелось увидеть воочию (но при описании использован материал сайта http://migranov.ru/agrastory.php). Очень важно при рассказе о Тадж-Махале передать его символичность: это чудо, сотворенное самой Любовью во имя Любви. Поэтому мы постарались приблизить свой рассказ к стилю восточных сказок.

Вечное чудо любви

Величественный, божественный, сияющий и, несмотря на свою 74-метровую высоту, такой легкий и воздушный, что подобен сказочному сновидению, поднимается в долине реки Ямуны мавзолей Тадж-Махал – самое прекрасное архитектурное творение Индии, а, быть может, и всей земли... Высоко в небо устремляются белые мраморные купола: один большой и четыре маленьких, в целомудренных очертаниях которых можно угадать женские формы. Отражаясь в неподвижной глади искусственного канала, Тадж-Махал словно парит перед нами, являя собой образец внеземной красоты и совершенной гармонии...

Но не только архитектурное совершенство привлекает к Тадж-Махалу миллионы путешествующих со всего света. Не меньшее впечатление на сердца людей производит и история его возникновения... История, больше похожая на восточную сказку или легенду, которой позавидовал бы любой поэт...

Этот памятник-мавзолей повествует о нежной любви мусульманского короля Великих Моголов Шаха Джахана к своей жене – сказочной красавице Мумтаз Махал.

Шах Джахан был еще принцем, когда в начале XVII века женился на девятнадцатилетней девушке. Молодые супруги нежно любили друг друга. Несмотря на то, что у Шаха Джахана, как и у любого восточного правителя, был большой гарем, он был настолько влюблен в свою молодую жену, что не обращал никакого внимания на других женщин. Любимая жена родила своему повелителю восемь сыновей и шесть дочерей. Но вскоре после рождения четырнадцатого ребенка красавицы Мумтаз не стало...

Горе Шаха Джахана было настолько велико, что он хотел покончить с собой. Жизнь без своей возлюбленной казалась ему лишенной смысла и радости. У смертного ложа супруги король от горя поседел... И вскоре объявил в стране двухлетний траур, во время которого были запрещены праздники, танцы и музыка. Позже в Агре, бывшей в то время столицей Могольской империи, над могилой Мумтаз вознесся мавзолей, который, по замыслу Шаха Джахана, должен был стать символом рая на земле. Не случайно на надгробии выбиты слова: «Сей облик начертать могли лишь небеса».

Портреты Шах Джахана и Мумтаз – картины XVII—XVIII вв.,
взяты с сайта Википедии: http://ru.wikipedia.org/wiki/Тадж-Махал

Строительство этого грандиозного мавзолея, превосходившего красотой и размерами все остальные, продолжалось более двадцати лет (примерно с 1630 по 1652 гг.). В работе принимали участие более двадцати тысяч человек, включая лучших зодчих и архитекторов, приглашенных из Персии, Турции, Самарканда, Венеции и самой Индии. Законченное произведение поражает своим совершенством и красотой линий и красок... Действительно, это чудо из чудес – на века.

Легкий, как утренняя песня, чистый, как горный родник... Тадж-Махал представляет собой пятикупольное сооружение на платформе, с четырьмя минаретами по углам (они слегка наклонены в сторону от усыпальницы для того, чтобы в случае разрушения не повредить ее), к которому примыкает сад с фонтанами и бассейном. Стены выложены из полированного полупрозрачного мрамора (привозившегося на строительство за 300 км) с инкрустацией из самоцветов. Были использованы бирюза, агат, малахит, сердолик и др. Мрамор имеет такую особенность, что при ярком дневном свете он выглядит белым, на заре – розовым, а в лунную ночь – серебристым.

Прекрасный своими совершенными формами Тадж-Махал поражает и своими деталями: изящной резьбой, ажурными решетками и драгоценными цветными камушками, сверкающими в белоснежных стенах. Сводчатые переходы украшены арабской вязью, запечатлевшей на камне некоторые из сур Корана. Вокруг Тадж-Махала был разбит великолепный декоративный парк с озерами, фонтанами и каналами, занявший в общей сложности 18 гектаров.

В отличие от других сооружений, которые обычно помещались в центре сада, Тадж-Махал расположен в его конце, являясь венцом сада. Вдоль искусственного канала с фонтанами посажены кипарисы, очертания крон которых перекликаются с куполами четырех минаретов... Слева и справа от мавзолея расположены две изящные мечети, выполненные из красного песчаника, своим цветом оттеняющие белизну его стен. Изумрудно-зеленые лужайки и большие яркие цветы дополняют картину, делая ее совершенно волшебной и сказочной. Выверенные и гармоничные линии сада в сочетании с его венцом – мавзолеем, парящим как облако над землей, – создали неповторимое по своей красоте чудо искусства... Такое светлое, живое и радостное...

На другом берегу Ямуны, напротив Тадж-Махала, Шах Джахан намеревался возвести еще одну гробницу – для себя. По замыслу, его мавзолей должен был воспроизводить формы Тадж-Махала, но строиться не из белого, а из черного мрамора. Оба мавзолея должны были соединяться мостом из серого мрамора. Но, увы, грандиозные планы и замыслы Шаха Джахана не осуществились...

В 1658 году Шаха Джахана сверг его сын Аурангзеб. Он прекратил строительство второго мавзолея, а отца заточил до конца жизни в башне Красного Форта в Агре. Там Шах Джахан и провел оставшиеся 9 лет, в комнате, из окна которой был виден Тадж-Махал. Тяжело больной, поседевший, одинокий и измученный... Когда-то он владел целым миром, теперь же у него не было ничего... Ничего, кроме одной-единственной радости – узкого тюремного оконца. В нем не виделось ни бескрайних долин его родной земли, ни темных кущ манговых деревьев, ни золотого восхода ласкового солнца... В маленькой раме окна был виден лишь он – подобный сновидению, сияющий, как белоснежный лебедь в небесах, – мавзолей его давно умершей возлюбленной...

Только после смерти Шах Джахан вновь воссоединился со своей любимой – согласно завещанию, его похоронили рядом, в одном с ней склепе. На надгробиях всегда живые цветы. Не мертвым людям – вечно живой Любви!..

Такова эта красивая и печальная история, давшая нам образцы великой любви и великого творчества...

Ажурная красавица среди роз

Также заслуживают внимания и чудеса современности, в отношении которых, на наш взгляд, задает тон Франция. Вот несколько примеров.

Центром постоянных интриг и сюрпризов во Франции является Эйфелева башня – ее регулярно «переодевают», проводят интереснейшие акции. Так, в 2006 году в преддверии рождественских и новогодних праздников на ее первом этаже появилась имитация заснеженного елового леса. Вместо традиционной ледовой площадки перед глазами туристов предстал 80-метровый лесной лабиринт. Прогуляться по нему можно было под звуки, имитирующие скрип снега под ногами или треск и шорох ветвей. Работники аттракциона время от времени переставляли елки местами, чтобы сбить посетителей с толку. В вечерние часы «Железная дама» украшалась световым изображением 20-метровой ели, как бы подвешенной макушкой вниз между вторым и первым этажами.

В 1981 году известный французский модельер Кензо затянул полотном и засыпал золотой пылью площадь Виктуар. Через год он установил роскошные шатры вокруг старинного замка в Бордо, чуть позже украсил знаменитый мост Понт-Неф десятками тысяч горшков с цветами. В 1990 году Елисейские поля на три дня засеяли пшеницей.

Не отстают от Франции и другие страны.

В 2003 году в Берлине на Потсдамер плац был реализован Розовый проект немецкого художника Сергея Дотта – трехметровые бутоны украсили улицы, дома и водоемы в центре Берлина. Роз было 80 штук, они светились в темноте, тихонько хихикали и переговаривались в течение нескольких недель. В июне 2005 года С.Дотт отправил три большие розы в путешествие в Санкт-Петербург на выставку «Розы в городе».

Солнце в рюкзаке

Не менее интересными могут являться рассказы, основанные на вашем опыте: с какими чудесами вы лично сталкивались в своей жизни, какие чудеса делали другим людям или о чем слышали из их уст, что произвело на вас сильное впечатление.

Так, мне до сих пор вспоминается один эпизод из моей походно-альпинистской юности. В конце долгого траверса и сложного восхождения на две горы Кавказского хребта: Кизген-Баши и Советский воин (названия помню до сих пор!) – один из альпинистов достал из рюкзака… маленькое солнце – желтую ароматную спелую дыню. Да-да! Он нес ее в рюкзаке весь этот длинный путь, чтобы порадовать своих друзей в момент кульминации – заключительного восхождения. Эмоции необыкновенного подъема, радости я помню до сих пор!

Из недавних впечатлений поразил рассказ известного музыканта Владимира Теодоровича Спивакова в телевизионной передаче «Линия жизни», посвященной его 65-летнему юбилею. Он вспомнил одну из гастрольных ситуаций, когда по его просьбе персонал ресторана ранним утром приготовил для него обед. Во время трапезы работники выстроились вдоль стены и с удовольствием наблюдали за реакцией маэстро: на тарелке горчицей была написана фраза: «Мы Вас очень любим».

Как мы видим из этих ситуаций, чудо не обязательно должно быть глобальным: и маленькая неожиданность, сделанная из чувства искренней любви, приносит огромную радость, дает прилив жизненных сил, ощущение внутренней наполненности и ответной любви.

Главный секрет

Однако не стоит слишком сильно увлекаться рассказами: не зря говорится, что лучше один раз увидеть… Во время совместных дел (походов, прогулок, экскурсий и т.д.) можно вместе с детьми подмечать удивительное в явлениях окружающей жизни (природе, культурных артефактах). Можно вместе с ребятами сделать интерактивную стенгазету «Удивительное рядом» (о технологии подготовки интерактивных газет С.Д. Полякова мы писали в № 9/2009) или ввести такую рубрику в регулярно выпускаемое классное издание – журнал или газету (а при подготовке газеты, например, использовать факты, приведенные в данной статье).

Стоит провести КТД «Охотники за чудесами», перед этим дав анонс в классной стенгазете: «Объявляется охота за чудесами! Участвуют все!».

И, наконец, когда вы почувствовали, что всерьез заинтересовали детей этой темой, можно переходить к следующему, наиболее сложному и творческому этапу совместной работы – сотворению чуда. Лучше всего следовать логике героя Александра Грина, который благодаря любви к Ассоль открыл для себя одну «нехитрую истину»: «Она в том, чтобы делать так называемые чудеса своими руками. Когда для человека главное – получать дражайший пятак, легко дать этот пятак, но, когда душа таит зерно пламенного растения – чуда, сделай ему это чудо, если ты в состоянии. Новая душа будет у него и новая – у тебя. Когда начальник тюрьмы сам выпустит заключенного, когда миллиардер подарит писцу виллу, опереточную певицу и сейф, а жокей хоть раз попридержит лошадь ради другого коня, которому не везет, – тогда все поймут, как это приятно, как невыразимо чудесно. Но есть не меньшие чудеса: улыбка, веселье, прощение и – вовремя сказанное, нужное слово. Владеть этим – значит владеть всем».

В этих словах содержится квинтэссенция искусства сотворения чуда: во-первых, оно должно соответствовать уровню потребностей конкретного человека (для кого-то и пятак – предел мечтаний); во-вторых, чудо не обязательно должно быть глобальным – им могут быть самые простые человеческие проявления; в-третьих, настоящее чудо способствует качественному преобразованию души. Еще чудо – это всегда неожиданность. И самое главное – чтобы сотворить чудо, нужно иметь любящее сердце. Помня об этом, приступаем к деятельности!

Сотвори чудо!

Фото Натальи Гришиной

КТД «Сотвори чудо!» можно подготовить по типу классического КТД «Сюрприз» (о нем подробно рассказано в статье Н.Гришиной «Искусство сюрпризов», № 24/2008 – Прим. ред.). Напоминаем технологию его проведения.

Коллективное трудовое дело – это творческий подарок, подготовленный ребятами и их старшими друзьями на радость близким или далеким людям.

Возможные виды сюрпризов

• Трудовой сюрприз типа ПСМ (праздничный сюрприз малышам), например: подготовка и проведение школьниками разных классов новогоднего праздника в детском саду или во дворе, на детской площадке, в красном уголке, с играми и хороводами вокруг елки, с аттракционами и подарками-самоделками;

• праздничный сюрприз типа НШ (нашим шефам) – для производственного коллектива, учреждения, воинской части и т.д., например: украшение к празднику помещения, выступление с праздничным концертом, подарки-самоделки каждому члену коллектива;

• трудовой сюрприз типа РШ (родной школе): праздничное оформление помещения, благоустройство двора, сооружение катка и др.;

• трудовой сюрприз типа ПДД (подарок далеким друзьям) – может быть послан как отдельным людям (например: ветеранам Отечественной войны и труда, их семьям), так и целым коллективам (детскому саду, школе, строителям, полярникам, воинам, морякам, геологам, метеорологам и т.д.); в качестве подарка могут быть подготовлены и посланы игрушки, в том числе елочные, рисунки, фотографии, макеты и модели, коллекции, сочиненная ребятами пьеса, рассказ-эстафета, журнал-эстафета и т.п.;

• трудовой сюрприз типа «Золотая фантазия»: украшение гирляндами из осенних листьев фасада и двора школы, внутренних помещений, территории детского сада, изготовление коллекции для далеких друзей и т.д.;

• трудовой сюрприз типа «Снежная сказка»: зимняя трудовая операция, участники которой создают (по секрету от малышей!) различные скульптуры из снега, строят крепость, сказочные терема и другие сооружения для ролевых игр (Деда Мороза и Снегурочку, снеговиков разного вида, сказочную голову с бородой-горкой, зайку, белочку, кота, белого медведя, слона, крокодила и других животных, кре­пость-замок с башней, стеной, воротами, лабиринт, терем-теремок, корабль, подводную лодку, самолет, ракету и т.д.).

Советы организаторам

• Как и всякий сюрприз, праздничную операцию готовьте по секрету от тех, кому предназначен подарок. Например, «Золотая фантазия» устраивается в воскресенье. В необходимых случаях нужно договориться с руководителями коллектива и сделать их хранителями «тайны».

• Разработка плана операции происходит на общем сборе участников, руководит подготовкой сюрприза совет дела (штаб операции) или командир сводного отряда.

• Итоги операции стоит обсудить на общем сборе-«огоньке», чтобы извлечь уроки для будущих сюрпризов и других творческих дел.

Хотелось бы надеяться, что наши размышления помогут педагогам запустить волшебный круговорот добра, благодаря которому каждое мгновение жизни наполнится радостью и чудесами.

TopList