Главная страница "Первого сентября"Главная страница журнала "Классное руководство и воспитание школьников"Содержание №24/2009

Идеи

Классный час

Ольга Хухлаева ,
к. психол. н., профессор МГППУ, г. Москва

Я знаю, что многое могу!

Развитие оптимизма

Представление человека о самом себе влияет в его жизни на многое: здоровье, активность, творческий настрой. Связь успехов и достижений с позитивным отношением к своим личным особенностям подтверждена множеством экспериментов. Но как же это непросто – научиться видеть достоинства в себе и других...

Кладовая успеха

Давайте начнем наш разговор с маленького эксперимента. Разделите лист бумаги вертикальной линией на две части. В левой запишите все свои достоинства, качества, которые вам нравятся в себе, например: доброжелательность, искренность, легкий характер. В правой – те, которые вы считаете своими недостатками, от которых вы не прочь избавиться: медлительность, излишняя тревога по мелочам… Записали? А теперь сравните количество качеств в левом и правом столбиках. Правый намного больше?

То же самое можно сделать с ребятами любого возраста. В каждом классе только единицы покажут вам длинный левый столбик. Почему так? И стоит ли об этом задумываться?

Такая ситуация обусловлена воспитанием ребенка, в котором родители и другие взрослые делают акцент на его недостатках. Достоинства считают само собой разумеющимися. Так принято у нас в культуре. Это касается не только детей. Взрослые, не умеющие сказать добрые слова другому, легко выстреливают «правду-матку» в глаза и этим гордятся. Считают, что так проявляется их «принципиальность». Вот и живет человек, не осознавая своей ценности, не понимая, каким набором великолепных качеств он обладает, а значит, не имея доступа к своим ресурсам. Поэтому трудная ситуация, например «двойка» ребенка или проблемы на работе, многих взрослых сразу пугает, вызывает стрессовую реакцию, а порой и болезнь.

В школе, да и на страницах СМИ, редко звучит такое слово, как оптимизм, мало обсуждается его жизненная необходимость для человека. А ведь именно оптимизм, как мы уже отмечали, напрямую связан со стрессоусточивостью человека, сохранением в трудной ситуации высокого темпа деятельности и ее хорошего качества.

Однако оптимизм вызывает активность человека не только в экстремальных ситуациях. Есть данные, которые свидетельствуют о том, что он повышает профессиональную успешность во многих профессиях, в особенности в тех, где особенно важно сохранять энергию и устойчивость, несмотря на неудачи. Профессия педагога как раз относится к их числу. Помимо активности, оптимизм влияет на состояние здоровья. Американский врач Мадлон, заведующая кафедрой ухода за детьми медицинского факультета Йельского университета, утверждает, что беспомощность негативно влияет на здоровье, повышает риск раковых заболеваний. Вот еще мнения врачей: «Оптимисты гораздо реже подхватывают инфекционные болезни, чем пессимисты», «Наша иммунная система гораздо лучше функционирует, если мы настроены оптимистично». Можете ли вы согласиться с этими высказываниями? Оказывается, они верны. Действительно, как утверждают медики, часто впадая при неудачах в депрессию, человек как бы расшатывает свою иммунную систему.

Мартин Зелигман описывает исследование, проведенное по программе Фонда Гранта. Среди выпускников Гарварда в 40–50-е годы были выявлены люди здоровые, интеллектуально одаренные. За ними в течение более 50 лет осуществлялось наблюдение. Оказалось, что до 45 лет оптимизм практически не влиял на здоровье. Однако в среднем возрасте пессимисты начинали болеть чаще, чем оптимисты. А в 60 лет уровень их здоровья был намного хуже.

Оптимизм существенно влияет и на качество обучения. Приведу результаты эксперимента, который проводился со студентами Пенсильванского университета. Оказалось, что качество обучения их на первых курсах больше коррелирует с уровнем оптимизма студентов, чем с аттестатом зрелости, полученным в школе, т.е. с уровнем первоначальных знаний.

Интересными кажутся результаты экспериментов, которые проводились с учениками 4-х классов. Их предварительно диагностировали на оптимизм и пессимизм, а затем предлагали серию неразрешимых задач, погружая их в ситуацию неудачи в учении. После этого им давалась серия задач, которые имели решение. Стратегия решения задач в первой серии у пессимистов деградировала до уровня 1-го класса. Приступая ко второй серии задач, они считали, что смогут решить только 50% задач. Оптимисты же верили, что решат 90%. Понятно, что оптимисты намного лучше справлялись с задачами второй серии, чем пессимисты.

Интересно, что многие педагоги понимают влияние оптимизма на учебную успешность и различными способами стараются повышать его уровень.

Одна учительница начальных классов рассказала, что в работе с пессимистичным ребенком она использует создание ситуаций публичного успеха. К примеру, раздает ему больше поощрительных звездочек, чтобы дети удивились и вслух выразили свое восхищение. А иногда приглашает родителей, чтобы они при всех оценили достоинства ребенка.

Другая учительница заметила, что если перед контрольной работой она настраивает детей на предстоящие трудности, просит «собраться», то оценки получаются ниже, чем когда она снижает ожидаемую сложность работы, говоря о ней: «Легкая, все вы наверняка справитесь».

Так как же целенаправленно формировать в учениках оптимизм? Вспомним наш маленький эксперимент. Первое направление работы – это побуждение ребят к поиску своих достоинств, хороших качеств. Конечно, начинать нужно с обучения их так называемой «позитивной лексике», потому что дети с ней знакомы намного хуже, чем с негативной. Как мы уже говорили, человек, знающий свои достоинства, имеющий доступ к своим ресурсам, будет опираться на них в трудной ситуации, сохранять уверенность в себе в любых условиях.

Второе направление, которое неразрывно связано с первым, – это побуждение ребят к поиску достоинств окружающих: сверстников, взрослых, знакомых и малознакомых. У многих это вызовет удивление. «Хорошие качества есть только у друзей», – считает большинство. Какое отношение к оптимизму имеет умение видеть хорошие качества у окружающих? Самое прямое. Ребенок будет искать ресурсы не только в себе, но и в окружении, доверять людям, получать от них необходимую поддержку.

Игры и упражнения для младших школьников

Желательно при воспитании оптимизма использовать игровые формы, которые будут различны в зависимости от особенностей класса и возраста ребят. Приведем примерные задания, которые можно проводить во время классных часов.

В центре круга

Ребенок садится на стульчик в центре круга и берет в руки игрушечного льва. Ведущий предлагает детям поискать его внутреннюю силу, т.е. назвать его главное хорошее качество, которое отличает его от других. Дети с помощью ведущего выбирают это качество и хором произносят например: «Артем – умный», «Жанна – нежная». На стульчик садятся все дети по очереди.

Пропущенные буквы

Ведущий предлагает детям догадаться, какие качества людей он задумал по первым двум звукам, например, «че…» (честный), «ла…» (ласковый), «до…» (доброжелательный), «жи…» (жизнерадостный). Еще можно попросить их определить, что задумано, по словам с пропущенными буквами: например, «ве…ливый, не…ный».

Отзывчивый

Детям предлагается подумать, какого человека можно назвать отзывчивым. Придумать, как будет проходить день в школе у отзывчивого человека.

Узнай себя

Ведущий называет три каких-либо хороших качества и просит встать тех детей, которые считают, что эти качества у них есть.

Пять качеств

Для игры необходим мяч. Дети по очереди встают в центр круга и, ударяя мяч о пол, произносят: «Я знаю пять хороших качеств». Далее на каждый удар они называют качества, считая их, например: ласковый – раз, трудолюбивый – два, великодушный – три, добрый – четыре, смелый – пять. Потом встает следующий ребенок, и так постепенно все дети по очереди побывают в центре круга. Ведущий просит ребят не повторять одни и те же слова.

Другой вариант игры с мячом: дети передают по кругу мячик и называют по одному хорошему качеств, как бы даря его соседу.

Передача мыслей

Ведущий задумывает качество, которое ему нравится в ребенке. Затем внимательно смотрит ему в глаза, как бы передавая свою мысль (очень важен контакт глаз). Ребенку необходимо догадаться, какое качество было задумано. Ведущий при этом поощряет помощь участников группы в отгадывании хорошего качества ребенка. Затем к передаче мыслей взглядом привлекаются все дети по очереди.

Догадки по кругу

Участникам предлагается внимательно посмотреть на своего соседа справа и попробовать угадать, что нравится в нем его маме. Дети по очереди проговаривают вслух свои догадки. Затем нужно определить, кто угадал правильно. Хотя чаще всего дети, о которых угадывают, затрудняются отметить правильность или неправильность отгадок. После первого круга может быть организован второй, в котором дети угадывают, что нравится в соседе его друзьям, далее третий круг – что нравится учительнице в школе. Ведущий должен быть готов оказать детям помощь в угадывании, особенно в третьем круге.

Волшебные очки

Ведущий говорит детям следующее: «Давайте вспомним сказку “Снежная королева”. Там было зеркало, в котором все доброе и прекрасное уменьшилось, а все дурное и безобразное делалось еще больше и заметнее. Вспомните, сколько бед натворили осколки этого зеркала, которые попали в глаза людям. Но, оказывается, когда Кай и Герда выросли, они сделали волшебные очки, в которые, в отличие от зеркала, можно было разглядеть то хорошее, что есть в человеке, и даже то хорошее, которое человек иногда прячет от всех.

Мне хочется, чтобы каждый из вас примерил сейчас эти очки. Как это сделать? Просто представить себе, что они надеты, посмотреть внимательно на каждого из ребят и постараться увидеть как можно больше хорошего в каждом, может быть, то хорошее, что обычно не замечается».

Ведущему лучше самому первому примерить «волшебные очки» и показать детям, как в них смотреть. Важно, чтобы после игры дети поделились своими чувствами в обеих ролях: смотрящих и рассматриваемых. Игру можно повторять несколько раз, отмечая в последующем обсуждении, что раз от раза в «волшебные очки» можно увидеть все больше и больше хорошего. Можно предлагать всей группе «надевать очки» и разглядывать в них поочередно каждого участника.

Игры и упражнения для старшеклассников

С подростками выполнять задания на поиск достоинств у себя и сверстников сложнее, чем с младшими школьниками. Они стесняются говорить об этом вслух. С ними можно работать, используя задания, написанные на заранее заготовленных листах. Приведем примеры (составлены совместно с Л.А. Кобзевой).

Зеркало-помощник

Выдели те строчки, на которых описаны твои внешние отличия. Можешь дописать свои варианты на пустых строчках

• красивые глаза;

• пушистые волосы;

• ясный взгляд;

• сильные руки;

• быстрые ноги;

• добрый взгляд.

Пестрые письма

Давай заглянем в почтовый ящик.

Здесь накопилось много писем. Какие-то из них адресованы тебе, а какие-то попали сюда из-за невнимательности почтальона. Выбери, раскрась или дорисуй те конвертики, которые точно адресованы тебе.

Знакомство с характером

Характер человека, его внутренние, душевные отличия от других можно сравнить с погодой. На какую погоду или стихию похож твой характер? Нарисуй или опиши.

А если бы твой характер был транспортным средством, то каким? Нарисуй или опиши.

Отличия и достижения

Продолжи предложение:

Мои главные отличия – ________________________

И я ими горжусь!

Продолжи предложение. Напиши как можно больше того, что ты можешь делать.

Я могу: ______________________________________

Тайные победы

О многих победах и достижениях может быть известно только тебе. Потому что только ты знаешь, сколько труда, воли и сил потребовалось, чтобы совершить главные победы – победы над собой.

Подумай, что ты можешь, и заполни пустые места в дипломах и грамотах.

Грамота
За то, что я…
  Благодарность
За то, что я…
  Диплом
За то, что я…
  Кубок
За то, что я…

Приз за могущество

Приятно не только получать награды, но и вручать их другим. Кому из своих знакомых ты вручил бы приз ЗА МОГУЩЕСТВО?

Вспомни, опиши или нарисуй ситуацию, в которой ты проявил свое Могущество. Что ты при этом чувствовал?

Задания, которые мы привели для подростков, можно давать по одному или в комплекте. Те ребята, которые хотят, озвучивают свои работы классу, показывают рисунки. Остальные, выполняя их, тоже проводят важную внутреннюю работу.

Понятно, что перечень игровых заданий, повышающих оптимизм, может быть очень большим. Любой классный руководитель, несомненно, придумает свои, которые очень понравятся ребятам его класса. Но сначала ему нужно вернуться к левой колонке списка – своим достоинствам – и отыскать их в себе как можно больше. А по утрам и вечерам прочитывать ее вслух своим близким, чтобы и они знали, какой замечательный человек находится рядом с ними.

TopList