Главная страница "Первого сентября"Главная страница журнала "Классное руководство и воспитание школьников"Содержание №23/2009

Класс-info

Классный час

Ольга Арнольд ,
г. Москва

Знакомьтесь – тигр

Символ 2010 года

Много ли мы знаем о тигре, который по восточному календарю объявлен животным наступающего года? А между тем человека с тигром связывает долгая история, в которой есть место и для любви, и для вражды.

Тигр, о тигр, светло горящий
В глубине полночной чащи!
Кем задуман огневой
Соразмерный образ твой?
У.Блейк

 

Настоящий царь зверей

Фото И. Кожемякина

Итак, знакомьтесь – тигр, Рanthera tigris, из рода больших кошек, к которым относятся также лев, леопард и ягуар. Вроде бы зачем знакомиться с хорошо известным зверем? Только действительно ли мы о тиграх знаем всё? А знаете ли вы, например, что тигры – самые крупные из кошачьих? Они больше львов, так что по справедливости именно тигра надо было бы называть царем зверей. Из хищников тигры уступают по размерам только белому и бурому медведям, с последними у них нередко возникают конфликты. Впрочем, медведи, как ни странно, довольно регулярно входят в рацион питания тигров, в основном, конечно, взрослых самцов. Сейчас гораздо больше тигров живет в неволе, чем в дикой природе.

Тигры появились на земле относительно недавно, их предки отделились от общего ствола больших кошек примерно два миллиона лет назад; это произошло где-то в Юго-Восточной Азии. Сейчас существует шесть подвидов тигра, самый крупный из них – амурский. Вес крупного самца может достигать 300 кг и более, длина тела – до 3,5 м без хвоста, хвост же бывает более метра длиной. Эти звери отличаются также пушистым теплым мехом с большим числом полос. В природе их осталось около 500 особей, и почти все они живут на российском Дальнем Востоке. Самый многочисленный подвид тигров – бенгальские, населяющие Индию, они чуть меньше амурских. Звери остальных подвидов: индокитайского, малайского, суматранского и южно-китайского – значительно мельче.

Всего в природе тигров осталось примерно 5000, в неволе же, в зоопарках, цирках и просто у частных лиц, их живет гораздо больше. По некоторым подсчетам, только американцы содержат у себя дома около 12000 этих кошек!

С симпатичным саблезубым тигром Диего из мультфильма «Ледниковый период» настоящие тигры имеют, кроме названия, весьма отдаленное родство. Саблезубые кошки отделились от общей линии кошачьих очень давно и достигли наибольшего развития в плейстоцене (палеонтологическая эпоха, которая началась примерно 1650 тысяч лет назад и окончилась вместе с последним ледниковым периодом около 10 тысяч лет назад). Развитие саблезубых тигров пошло по пути увеличения клыков, в то время как у настоящих кошек клыки в процессе эволюции уменьшались. Саблезубые хищники с огромными заостренными клыками-кинжалами длиной до 17 см когда-то наводили ужас на все живое. Они населяли Европу, Азию и Северную Америку.

Страшным хищником был махайрод, останки которого находят на Яве в тех же слоях, где раскопали кости нашего древнего предка, человека прямоходящего, которого по старинке называют питекантропом. Махайроды питались в основном крупными копытными, нападали, очевидно, и на животных покрупнее, на шерстистых носорогов и древних слонов. Возможно, и на древних обезьянолюдей. С другими саблезубыми тиграми, дожившими до конца ледникового периода, несомненно, имели несчастье встречаться и люди современного типа.

Характерным представителем этих кошек был американский смилодон. В Калифорнии близ ранчо Ранчо ла Бреа, недалеко от города Лос-Анджелес, в древности находилось озеро, берега которого были покрыты жидким асфальтом. Животные, приходившие на водопой, завязали в нем и погибали. Там раскопали множество хорошо сохранившихся останков вымерших животных, в том числе многочисленные скелеты смилодонов, в основном молодых, – опытные саблезубые тигры были осторожнее и не бросались за легкой добычей, зная, чем это им грозит. Скелетов было так много, что ученые предположили, что они охотились стаями.

Когда Южная Америка соединилась с Северной, туда пришли, в числе прочих животных, и смилодоны. Там они питались огромными местными неполнозубыми млекопитающими, гигантскими броненосцами и ленивцами, легко расправляясь с их панцирями и защитными костяными пластинками, и, возможно, были виновниками их исчезновения с лица земли. Но с изменением климата изменилась и фауна, вымерли многие крупные млекопитающие, копытные стали мельче и быстрее, и высокоспециализированные саблезубые тигры не смогли приспособиться к новым условиям существования и вымерли. Их место заняли универсальные хищники, большие кошки, в том числе и тигр.

Усатый, полосатый

Внешность тигра настолько характерна, что описывать ее не имеет смысла. Заметим только, что задние лапы зверя длиннее передних, что позволяет ему великолепно прыгать. Полоски на шкуре, которых обычно бывает не менее ста, не только зрительно расчленяют тело хищника в зарослях, скрывая его от глаз потенциальной жертвы, но и являются чисто индивидуальным признаком каждого животного: по их числу и форме тигров идентифицируют при учете. Обычная окраска – коричневая спина с темными, почти черными полосами и более светлым брюхом, но бывают и различные цветовые вариации.

На 10 000 обычных тигров рождается один белый, который в природе обычно не выживает. Эти тигры – не альбиносы: на белой шкуре отчетливо выделяются черные полосы, а глаза у них обычно голубые. Эти необычайно красивые, поистине царственные звери служили знаком богатства и могущества восточных владык, и иметь такой бесценный живой талисман в своем зверинце считалось очень почетно. Сейчас в зоопарках мира живут около 130 белых тигров, и все они – потомки одной пары. В Московском зоопарке содержатся великолепные белые тигр и тигрица, и у них регулярно рождаются белые тигрята.

Но сегодня нас больше должны интересовать не белые тигры, а золотистые, ведь 2010 год – это год Желтого тигра. Золотистый окрас, когда основной цвет фона шкуры на спине цвета охры, а брюхо и лапы белые, очень редок. В неволе насчитывается только 30 таких тигров.

В зоопарках также появляются на свет гибриды львов и тигров (в природе их ареалы в настоящее время практически не пересекаются). Потомки льва и тигрицы называются лиграми, а тигра и львицы – тигрольвами (тайгонами). Лигры растут всю жизнь и достигают гигантских размеров, тигрольвы же обычно меньше обоих родителей. В новосибирском зоопарке сейчас живет лигрица.

Но вернемся к тем зверям, кто обитает на воле. Основной враг тигров, конечно же, человек. Несмотря на строжайшие охранные меры, их поголовье в дикой природе неуклонно сокращается. Хотя охота на них повсеместно запрещена, как и отлов детенышей, браконьерство процветает из-за того, что за убитого тигра можно получить очень большие деньги. Контрабандные туши переправляют в Китай, где различные их части используются в «медицинских» целях. Кроме того, из-за хозяйственной деятельности людей охотничьи ареалы неуклонно сокращаются, как и численность копытных, которыми тигры питаются. Сейчас большинство диких тигров живет в различного рода резервациях.

У каждого тигра есть своя территория, размер которой доходит до 100 квадратных километров у самца, у самок владения поменьше. Обычно на огромной территории большого самца живут несколько самок с детенышами – его гарем. У самцов бывают битвы за территорию, изредка кончающиеся серьезными ранами или даже смертью, чаще дело завершается просто демонстрацией превосходства и бегством слабейшего. Тигрицы обычно менее агрессивны и даже могут делить с соседками добычу.

Территория периодически метится; если метки отсутствуют в течение нескольких недель, ее тут же занимают «бездомные» звери. По этим меткам тигры не только узнают, что территория занята, но и получают сведения о ее хозяине. По меткам самки самцы узнают, когда она готова к спариванию. Раньше считалось, что владелец поместья встречается со своими женами только во время гона, но сейчас существуют данные, что тигр-отец периодически навещает самок с потомством, даже делится с ними добычей, хотя воспитанием детенышей – их обычно бывает в помете от двух до четырех – занимается исключительно мать, она же учит их охотиться. Тигрята становятся самостоятельными года в полтора, но обычно остаются с матерью два-три года и дольше. Живут тигры, по разным данным, от 30 до 50 лет (в неволе обычно дольше).

Охотник и добыча

Фото А. Жданова

Тигры охотятся исключительно поодиночке, устраивая засаду или незаметно подкрадываясь к жертве. Основная их добыча – дикие копытные, различные олени и кабаны, но охотятся они и на таких крупных животных, как буйволы, которые могут быть в 6–7 раз тяжелее хищника. В отличие от других крупных кошек, тигры неплохо относятся к воде, любят в жару купаться и хорошо плавают, поэтому нередко в их рацион попадает рыба. Бывает, тигры убивают и крокодилов. Не отказываются они также от фазанов или обезьян, не брезгуют эти кошки питаться и возле человеческого жилья, нападая на собак и домашний скот. Иногда в их зубы попадает и человек.

В Индии эта проблема всегда стояла особенно остро. Количество погибших в пасти тигров-людоедов просто поражает. Так, первый убитый знаменитым охотником на людоедов Джимом Корбеттом тигр-убийца, прозванный Людоедом из Чампавата, загрыз 436 человек. Тигры, по мнению Корбетта, становятся людоедами в основном из-за травм или старческих недугов, которые не дают им охотиться на обычную добычу. Практически все убитые им тигры обладали какими-то физическими недостатками, чаще всего – вследствие ран, нанесенных браконьерами, или из-за столкновений с дикобразами. Иногда тигры превращались в людоедов по чистой случайности: убив человека при неожиданной встрече и попробовав его мяса, они переключались на эту относительно легкую и вкусную добычу. Людоедами могли становиться также детеныши, которые помогали матери охотиться на людей, однако, выйдя из-под опеки тигрицы, молодые тигры чаще всего возвращались к традиционной пище – диким копытным.

Страшные цифры потерь среди местного населения, однако, объясняются отнюдь не только неутолимым аппетитом людоедов или их многочисленностью. Индусы во времена Британской империи были беспомощны и беззащитны перед зубами и когтями злобных хищников, и дело тут не только в национальном характере со склонностью к фатализму, из-за которого жертвы практически не сопротивлялись. Людоеды вызывали у местных жителей мистический страх, их считали не реальными животными, а оборотнями, злыми духами, с которыми бороться бесполезно. Рычание тигра действительно наводит ужас на все живое, потому что, кроме звуков в слышимом диапазоне, они издают и инфразвуки, которые непосредственно действуют на мозг, вызывая необъяснимую тревогу. При появлении тигров люди чаще всего бросались врассыпную, даже не пытаясь отбить жертву.

Со времен Корбетта в Юго-Восточной Азии многое изменилось, в том числе и отношение к зверям-людоедам. Сейчас их пытаются перевоспитывать. В Индии и Таиланде тигров-людоедов не убивают, сколько бы жертв ни было на их совести, а ловят живьем и помещают в зоопарки; отстреливают их в самых крайних случаях. Так, в настоящее время в зоопарке Дели живет тигрица-людоед, совершенно потерявшая страх перед людьми. Кроме того, нередко пойманных тигров-людоедов просто отвозят в самые дебри, в джунгли в глубине заповедников, где людей практически не бывает. Правда, обычно они возвращаются... Очевидно, большинство чиновников, отвечающих за охрану природы, считает, что тигры – на грани вымирания, а людей и так много.

Фото А. Жданова

Но есть место, где люди всегда, испокон веков, составляли значительную часть обычного рациона тигров, – это Сундарбан в штате Западная Бенгалия, на границе с Бангладеш. В индийской части Сундарбана каждый год от клыков хищника погибают примерно 50 человек (а всего в Индии – около 300). Тигры охотятся на рыбаков в лодках и бортников (сборщиков меда диких пчел) в лесах; чаще всего они атакуют людей не тогда, когда они стоят в полный рост, а когда занимаются своим делом, сидя на корточках и становясь таким образом ниже. Зная, что тигры всегда нападают со спины, бортники надевают на затылок маски с изображением человеческого лица. Несмотря на собираемую тиграми дань, местные жители до сих пор их почитают.

В Сундарбане тигров-людоедов отлавливают и отвозят вглубь национального парка, где, по идее, они не должны встречаться с людьми. Чтобы «перевоспитать» людоедов, проводят различные эксперименты. Например, в джунглях расставляют манекены, которые при прикосновении зверя бьют его несильным, но болезненным ударом электрического тока. Впрочем, споры между сторонниками жесткой линии и поборниками «перевоспитания» людоедов продолжаются и вряд ли когда-нибудь закончатся, потому что вряд ли найдутся добровольцы, которые согласятся на собственной шкуре проверить, остался ли тигр людоедом.

Тигры нападают на людей и в других странах этого региона. Так, недавно в Непале тигр съел пятерых туристов, остановившихся на пикник к югу от столицы страны – Катманду. Тигр напал на них неожиданно, выскочив из близлежащих зарослей. Спастись удалось только одному из шести отдыхавших – он залез на дерево и просидел там несколько часов; тигр поджидал его внизу. Власти считают, что именно этот тигр мог ранее убить еще восемь человек. Даже активные поиски людоеда результата не дали. Вообще-то в Непале на тигров-людоедов не охотятся, охотятся там на браконьеров – егери имеют право стрелять в них без предупреждения. А если человека съели – ну, что ж, не повезло бедняге.

Надо сказать, что и на нашем Дальнем Востоке встречались отдельные случаи нападения тигров на людей; жертвами становились одиночки, застрявшие по каким-либо причинам в тайге, вдалеке от человеческого жилья.

Нередки несчастные случаи и по вине тигров, живущих в неволе. Разумеется, эти тигры нападают на человека не от голода, чаще всего в этом виноваты сами люди. Периодически страдают от их зубов и когтей неосторожные посетители зоопарков, которые перелезают за ограждение и подходят к животным слишком близко. В США, где во многих штатах держать крупных хищников дома не возбраняется, жертвами агрессивных «домашних питомцев» часто становятся хозяева. Еще бы! Тигр – не домашняя киска, это дикий зверь. Впрочем, любой владелец кошки может себе представить, какие раны ему нанесла бы его разъяренная питомица, если бы она была не в пятьдесят раз больше, как тигр, а всего лишь в три... Нельзя держать диких животных дома, это плохо и для людей, и для зверей. А с тиграми могут и должны работать только специалисты, хотя и они не застрахованы от несчастных случаев, если потеряют бдительность. Иначе может получиться, как в известном английском лимерике:

Улыбались три смелых девицы
На спине у бенгальской тигрицы.
Теперь же все три –
У тигрицы внутри,
А улыбка – на морде тигрицы.

Характерно, что, хотя тигры часто используются как цирковые животные, дрессировщики высокого класса редко получают из-за своих питомцев травмы, несмотря на постоянный риск. Показательны исключения. Например, в 2007 году несчастный случай с заслуженным артистом России Артуром Багдасаровым произошел потому, что ему пришлось разнимать драку двух тигров на арене. Его поранил любимый тигр по имени Цезарь, который, кстати, в тот же вечер участвовал в представлении. Дрессировщик вскоре поправился; нечего и говорить, что если бы тигр хотел убить человека, ему достаточно для этого одного удара лапой.

Храм Тигров

Фото А. Жданова

В зоопарках и цирках сейчас содержатся тигры, которые уже в течение многих поколений живут и размножаются в неволе и никогда не знали естественной среды обитания. То, что эти великолепные звери сохранятся в искусственных условиях и наши отдаленные потомки будут иметь счастье с ними общаться, неоспоримо. Хочется надеяться, что тигры останутся и в дикой природе. Для этого необходимы усилия и правительств, и различных зоозащитных организаций, и отдельных энтузиастов. К таким энтузиастам относятся и монахи тайского монастыря с труднопроизносимым для европейцев названием, известного как Храм Тигров.

Этот буддистский монастырь находится на севере Таиланда. С самого его основания настоятель Пра Ачарн открыл двери храма не только для людей, но и для всех животных, которым была нужна помощь. Сейчас на территории монастыря находится целый зверинец: здесь живут павлины, дикие свиньи, олени, дикие козы, гиббоны, а еще брошенные хозяевами буйволы, коровы и лошади. Ну и, конечно, тигры. Убивая тигрицу, браконьеры обрекают ее детенышей на гибель. Первого тяжело раненного тигренка монахам принесли в 1999 году, он прожил только несколько месяцев, но чуть позже в монастырь попали еще несколько осиротевших тигрят, отобранных у браконьеров.

Сейчас в монастыре живет семнадцать тигров. Они участвуют в повседневной жизни монастыря, иногда заходят в храм на богослужения – прихожане к этому уже привыкли. Порою они «медитируют» вместе с монахами: пока те сидят в позе лотоса и предаются благочестивым размышлениям, тигры лежат у их ног, смотрят куда-то вдаль (а может, вглубь себя) и думают о чем-то своем, тигрином.

Монахи занимаются делами не только небесными, но и вполне земными. Они издают газету и журнал, выступают на радио, ведут свой сайт в Интернете, даже вмешиваются в политику. Но главное их занятие, вне служения Господу, конечно же, – это уход за тиграми и их воспитание. Ни один из монахов до встречи с тигрятами не имел никакого опыта обращения с хищными животными, всем им пришлось учиться: сначала на практике, а потом в монастырь стали приглашать опытных дрессировщиков. Сейчас с тиграми работают обученные монахи.

За все время пребывания тигров в монастыре не было ни единого случая нападения на людей, не считая, конечно, царапин от коготков тигрят. Это отсутствие агрессивности можно объяснить тем, что каждого детеныша в храме выкармливают вручную и происходит запечатление: с самого юного возраста тигры находятся среди людей и считают их частью своего мира. К тому же эти звери не знают вкуса свежей крови: с раннего детства монахи-вегетарианцы кормят их вареным мясом и курами, а также кошачьим кормом.

Храм стал местом постоянного паломничества туристов. Тигров к посетителям выводят в послеобеденное время, когда у зверей слипаются глаза, когда они сонны и малоактивны. Их можно гладить, сниматься с ними на память, за особую плату тигр положит голову вам на колени. Благодаря туристам монастырь получает деньги на содержание и прокорм зверей и на строительство нового комплекса, где звери будут жить практически на свободе. Храм стал центром разведения тигров в Таиланде и восстановления их популяции. Пока тигрята воспитываются в монастыре, их нельзя выпускать в дикую природу. Монахи надеются, что в недалеком будущем, когда тигры будут жить на большой огороженной территории в джунглях, новые детеныши будут расти вдали от людей и смогут овладеть навыками, которые помогут им выжить на воле. Это особенно важно, потому что в Таиланде осталось всего около двухсот тигров Корбетта – одного из самых редких подвидов.

Те, кто побывал в Храме Тигров и близко пообщался с этими очаровательными кошками, становятся их ярыми поклонниками и защитниками. Девиз настоятеля гласит: «Почему мы не можем жить вместе? В наших жилах течет одна кровь, и она красная». Лучше, пожалуй, не скажешь...

TopList