Главная страница "Первого сентября"Главная страница журнала "Классное руководство и воспитание школьников"Содержание №23/2009

Идеи

Школьная жизнь

Марина Саватеева ,
г. Москва

Чудеса своими руками

Оформление класса

Давайте попробуем отказаться от покупных гирлянд, магазинных шаров и мишуры и сотворить новогоднюю красоту общими усилиями, а главное – собственными руками. А вдруг получится придумать нечто такое, чего еще не было нигде и никогда?

Конкурсы дизайнерских идей

Творческие конкурсы стоит проводить задолго до наступления Нового года. На их основе и зарождается большинство оформительских идей, которые можно будет использовать для украшения класса или других школьных помещений к празднику.

Среди учеников младших классов можно провести конкурс на самую длинную гирлянду, которая потом украсит актовый зал. Кроме того, для детей с первого по четвертый класс можно организовать конкурс на самую большую аппликацию. Большой раскрашенный гуашью лист картона заселяется сказочными персонажами и наполняется пейзажем. Один ребенок пусть придумает образ главного героя, другой – изобразит для этого персонажа дорогу и лес вдалеке, третьему предстоит все украсить сугробами, а кто-то еще наклеит повсюду снежинки. Задание состоит в том, чтобы выстроить некий сюжет, который прочитывался бы на общем панно.

Для детей средней школы задание усложняется: фигурки делаются объемными, как оригами. Аппликация может быть и тканевой, выполненной из кусочков ткани, посаженных на клей ПВА. Она будет выглядеть более празднично, если украсить ее кружевами или бахромой. Для создания плавных переходов в общей композиции стоит воспользоваться красками по ткани, но подойдут и простая акварель или цветные гелиевые ручки. Аппликация, которая заняла первое место, вывешивается в холле на первом этаже так, чтобы она была хорошо видна при входе в школу, создавая праздничное настроение.

Кроме того, ребят могут увлечь конкурсы: на лучший новогодний рисунок и индивидуальную аппликацию. Эти работы размещаются за стеклом шкафов и стеллажей, в которых хранится дидактический материал, они имитируют цветной витраж.

Среди старшеклассников проводится конкурс на самую необычную поделку для украшения помещения из самого необычного материала. В качестве примера неуемной детской фантазии можно привести настенную гирлянду, имитирующую гроздь винограда. Ребята расположили чайные ложечки выпуклой стороной к зрителю таким образом, что верхняя ложечка своей чашечкой закрывает ручку нижней. Сверху ложки были красиво перевязаны пышным зеленым бантом.

Необычная елочка

В средних классах устраивается конкурс на лучшую сказочную елочку. Задание – оформить небольшую искусственную елку подручными средствами, выдержав определенный стиль.

Например, «Елка-сладкоежка». Для этой елки подойдут небольшие конфетки в ярких блестящих фантиках. Особенно хорошо будут смотреться миниатюрные конфетки, напоминающие разноцветные капельки дождя. Чтобы елка выглядела законченно, можно набросить на нее несколько нитей серебристого или цветного дождя.

Другой вариант: «Елка-игрушка». Для этой елки подойдут многочисленные игрушки из киндер-сюрприза: машинки, человечки, персонажи мультиков. В общем, все мелкие игрушечки, какие есть, можно повесить на елку, а саму елку обсыпать блестками.

Забавный и несложный вариант: «Елка-свечка». Основным украшением такой елки служат крошечные свечки для украшения торта. Их можно подкрасить краской из баллончика. Если на кончики веток нанести серебряной и золотой краской легкий налет, то елка смотрится, словно окутанная инеем.

«Елка-шишечка» украшается настоящими маленькими шишечками, собранными в лесу и окрашенными из баллончика-пульверизатора.

«Елка-фэнтэзи» обвешивается различными фантастическими фигурками, вырезанными из разноцветных полупрозрачных пластиковых упаковок: например флаконов от шампуней.

Неожиданный вариант: «Елка-зачетница». Эту елочку может сотворить учитель литературы, распечатав на компьютере цитаты из художественных произведений, нарезав их на полоски и обклеив конусную картонную елочку. Ученик может получить дополнительную оценку, сорвав «веточку» и ответив, кому принадлежит цитата.

Елочка, занявшая первое место, украшает холл первого этажа, другие распределяются по классам.

Шары и гирлянды

Особенно нежными и воздушными смотрятся гирлянды, сотворенные собственными руками. Под потолком зала или класса в различных направлениях натягивается длинная леска, а к ней с помощью такой же лески крепятся шары. Для создания единой композиции через леску перебрасываются ленточки, которые используются для оформления подарков и букетов.

Шары плоскостные создаются по принципу серпантина. Из страниц глянцевых журналов или из цветной бумаги нарезаются узкие полоски, которые склеиваются между собой в длину и потом скручиваются, образуя круг. Через определенные промежутки они скрепляются при помощи степлера или связываются цветными ниточками для того, чтобы не раскручивались. Шары можно сделать и объемными. Нужно надуть несколько воздушных шариков небольшого объема и обмотать их цветными нитками, а затем смазать клеем ПВА. Когда клей высохнет, то шарик останется только проколоть и аккуратно вытащить.

Шары для гирлянд можно выполнить из салфеток. Сейчас выпускается огромное количество салфеток не только цветных, но и самой разнообразной тематики. Из ненужной бумаги, например из исписанных тетрадных листов, скатывается шарик, а затем заворачивается в красивую салфетку. После этого он перевязывается золотой или серебристой ленточкой и за петельку подвешивается к леске.

Отличная идея для праздника в классе – во все салфеточки упаковать небольшие подарки для каждого ученика. Это может быть орешек, конфета, ластик, точилка.

Гирлянды можно создать из подручных упаковочных материалов: из цветных и полосатых стаканчиков от йогурта, из крошечных упаковочных коробочек, обклеенных или разрисованных, из смешных фигурок, которые несложно вырезать из пластиковых емкостей.

Другой вариант – гирлянда, выполненная из картонных ячеек от яиц. Исходный материал смачивается водой до тех пор, пока он не превратится в однородную массу, а потом из него лепят шарики, маленьких снеговиков и др. После сушки шарики раскрашивают либо в белый цвет, если хотят создать подобие снежков, либо в яркие сочные цвета, если это елочные шары. Получившееся «папье-маше» подвешивается к натянутой леске.

Кроме гирлянд, подвешенных к потолку вдоль кабинета или зала, замечательным украшением к празднику всегда были настенные гирлянды. Замечательно смотрится гирлянда, сплетенная из тоненьких березовых веточек или собранная в кольцо из хворостинок самого обыкновенного веника. Украшается она пластиковыми и пластилиновыми бусинками, ягодами рябины, шиповника и всевозможными дизайнерскими находками.

Неисчерпаемым кладезем для подобного декора, могут служить ненужные или сломанные девчачьи заколки, резинки, кулоны, колечки и прочая детская бижутерия. Пара бантов из красочной ткани или гофрированной бумаги, несколько ленточек и ниточек, которые используются при оформлении букетов – и новогодний венец готов! Кстати, сначала его можно использовать для награждения победителей конкурсов, возложив на голову, а потом уже – более утилитарно, повесив на дверь или стену.

Гирлянды могут быть и тематическими. В кабинете биологии будут хорошо смотреться кленовые листья, вырезанные из исписанных тетрадных листов, а в кабинете информатики – старые диски. Иногда гирляндами служат и использованные шпаргалки.

Витраж на окна

В витражной росписи есть огромное преимущество: ее не надо смывать, а можно просто отклеить и убрать до следующего Нового года. Принцип работы с витражной краской прост: наносится замкнутый контур, а когда он подсохнет, то внутренние объемы заполняются краской.

Витражная краска прекрасно подойдет для украшения всех вертикальных поверхностей, особенно окон, так как имеет прозрачную структуру. Ею несложно рисовать сразу по стеклу, но те ребята, которые не решаются это делать, могут сначала создать рисунок на скользкой поверхности, например на прозрачной файловой папке. Когда рисунок высохнет, он легко отклеивается и переносится на стекло стеллажей, на школьную доску, на поверхность окна.

Если в помещении есть комнатные цветы, не забудьте обернуть горшки салфетками с новогодней тематикой, стянув их красивыми ленточками.

Взаимные пожелания

На большом листе ватмана можно приклеить фотографии учеников и под каждой сделать именную запись, чем запомнился ушедший год. Это – хороший повод задуматься об итогах и о том, что каждый может пожелать себе в новом году. А вот для пожеланий своим друзьям можно использовать конверты, прикрепленные к натянутой леске с помощью прищепок. При желании их можно украсить бумажными фигурками.

На классном часе раздайте цветные бумажки и попросите детей написать друг другу пожелания. Пусть каждый сочинит пожелание и самому себе, а затем постарается этот конверт сохранить до следующего Нового года. Интересно, какие из желаний, загаданных накануне праздника, осуществятся?

TopList