Главная страница "Первого сентября"Главная страница журнала "Классное руководство и воспитание школьников"Содержание №22/2009

Живые истории

Глазами учителей

Искра Тандит ,
г. Москва

Трагедии по невниманию

Случаи из практики

Драматические события порой начинаются с мелочи, с незначительных на первый взгляд признаков беды. В суете и спешке, под грузом повседневных дел многому не придается значения. А ведь простое внимание способно не только предотвратить неприятности, но и спасти человеческую жизнь.

Ученик 4-го класса (назовем его Андреем) учился плохо, дома мать все время болела, отец избивал сына почти каждый день. По совету классного руководителя Андрей попросил разрешения завести собаку. Отец неожиданно согласился с условием, что ухаживать за ней будет сам сын. Андрей завел овчарку, кормил ее, гулял с ней, учил многому. Пес вырос, спал около кровати мальчика. Отец уже не мог не только бить сына, но даже подойти к нему.

Шел год за годом, Андрей стал дружинником школы, обеспечивая порядок на школьном дворе (охранников тогда не было), и говорил администрации, кого можно пустить на школьный вечер (тогда пускали всех трезвых подростков из микрорайона).

Очень нравилась ему одноклассница Лена, но у нее были очень строгие родители, разрешали ей гулять только с восьми до девяти часов вечера, проверяли выполнение уроков. Училась она на 4 и 5. Товарищи Андрея выходили со своими девочками гулять, а он – один.

Однажды Андрей сказал Лене: «Если ты сейчас уйдешь, то меня больше не увидишь». Она посмеялась и побежала домой, но, когда обернулась, увидела, что Андрей надел ошейник собаки на себя и задыхается, потому что ошейник случайно застегнулся. Она подбежала, но расстегнуть ошейник не смогла, бросилась за помощью к проходившему мимо мужчине, но собака к Андрею его не подпустила. Когда приехала милиция, Андрей был уже мертв. Хоронили его всем классом.

Лена и сейчас живет около школы, у нее уже двое детей и хорошая семья, но забыть этот случай она не может. Следствие хотело ее обвинить, но не было доказательств, и дело закрыли.

Поскольку всё происходило во дворе школы, директор вынужден был уйти.

Окончен выпускной класс, сданы документы в институты. Свобода! Решили напоследок сходить в поход. Директор школы в поход не отпускает – требует согласия родителей. «Одни пойдем, не маленькие», – решили выпускники и ушли без взрослых. Один из них погиб, его нашли утром у самого берега. Накануне вечером все выпили и решили купаться ночью. Никто из ребят не проверил, все ли вернулись с купания. Погибший был единственным сыном у родителей, талантливым художником… Горе… из-за невнимания друг к другу.

Учителя заметили странное поведение мальчиков из 6-го класса: одни были чрезмерно раздражены, возбуждены, другие – полусонные. Выяснилось: когда они гуляли на большой перемене, к ним подошел молодой парень и дал им бесплатно много конфет, такой добрый, смешливый, «свой парень». Химический анализ одной из оставшихся конфет показал наличие в ней наркотиков. Было установлено скрытое наблюдение во дворе школы, через несколько дней мужчину задержали. Цель наркодельцов – незаметно, через бесплатные конфеты приучить детей к наркотикам. Потом они будут сами доставать деньги, выносить из дома все ценное… В этом случае внимание всех взрослых в школе помогло предотвратить беду.

Дети прибежали в школу и сказали, что не могут войти домой: дверь никто не открывает. Классный руководитель пошел с ними. Долго стучали, наконец, дверь открыла пьяная женщина. Группа женщин-алкоголичек, пользуясь тем, что дети в школе, устроили пьяное сборище. Грязь, объедки, вонь. Женщины спят на полу, на полусгнившем диване, все пьяны до безобразия. И в этот дом должны войти двое детей и здесь жить, учить уроки, набираться нравственности? Школа бессильна перед алкоголем, а дети – тем более.

Cтало известно, что ученик 7-го класса рассказывает ребятам, как он спит с мамой. Не верилось… Вызвали мать. Вошла маленькая женщина средних лет, вся покрытая коростой псориаза, с рукой в гипсе. Что знали о ней в школе? Ничего.

Оказалось, что рука почти всегда в гипсе, а когда проходит, женщина устраивается на работу, через месяц-два сама ломает руку в одном и том же месте и берет больничный. Она живет с сыном в нищете, впроголодь. В комнате – кровать и продавленный до пола диван, на котором спать уже нельзя, и сын говорит, что с мамой спать лучше, приятнее. Мать лишили родительских прав, мальчика отдали в интернат. Когда он пришел в гости в школу, то похвалился: «Я теперь всегда сыт и сплю на белом белье, на настоящей кровати!».

Выпускной класс. Ученица отсутствует месяц, почему – выяснить не удалось, причем девочка хорошая. Вдруг приходит как ни в чем не бывало, ничего не объясняет, не рассказывает, ни с кем не разговаривает. Тем, кому доверяет, говорит одну фразу: «Я за этот месяц узнала такое, что другому не узнать за всю жизнь». Оказалось, отец отдал ее в услужение тому, кому был должен много денег, – такая практика существовала у их народа. С этим опытом девочка пойдет в жизнь. Она окончила школу, поступила в институт – высшее образование тогда было бесплатным. Как ее жизнь сложилась дальше, никто не знает.

Восьмиклассница пришла домой после дискотеки. Мать обратила внимание, что пальто дочери на спине испачкано землей, листьями, и сразу повела ее к врачу. Девочка сказала, что ее изнасиловал мальчик из 9-го класса той же школы, назвала того, с кем давно дружила. Началось следствие. Подростка забрали в тюрьму прямо из зала суда. Он кричал: «Мама, не отдавай меня, она же сама…». Выяснить истину, доказать ее не было возможности. С этим опытом как они оба будут жить дальше?

Поход в Крым. Под Судаком ученик 9-го класса нашел снаряд, ржавый, грязный. Почистил, завернул в свой спальный мешок и привез в школу, в музей. Учитель военного дела понял, что снаряд цел и может взорваться. Никто из органов МВД не хотел этим заниматься, долгое время были даже советы: «Закопайте в лесу!». Пиротехников все-таки удалось вызвать, снаряд увезли и взорвали. Страшно подумать, что произошло бы, если бы он взорвался раньше, сколько было бы жертв в поезде, в школе из-за невнимания руководителя похода.

Сколько трагедий удалось бы предотвратить, если бы чаще и настойчивее проявлялось внимание к каждому ученику, к небольшому коллективу, к взаимоотношениям в классе.

TopList