Главная страница "Первого сентября"Главная страница журнала "Классное руководство и воспитание школьников"Содержание №22/2009

Идеи

Школьная жизнь

Ирина Блёсткина ,
учитель начальных классов, МОУ Гимназия № 80, г.Нижний Новгород

Классный театр

Играем вместе с родителями

Знакомство с театром младших школьников совсем не обязательно начинать с постановки серьезных спектаклей, которые им пока не под силу. Первые инсценировки могут стать игрой, в которой каждый получит роль по своим силам и возможностям. Играя в театр с одноклассниками и родителями, ребенок постепенно почувствует себя взрослым, умелым, способным создать и претворить в жизнь любой творческий замысел.

Родители – артисты

Помните ли вы, в какие игры больше всего любили играть, когда были маленькими? Я уверена, что любимыми играми почти всех детей были так называемые сюжетно-ролевые игры: в «больницу», в «школу», в «магазин» и другие. Думаю, что большинству нравились главные, руководящие роли – учителя, врача, продавца. Все хотели быть уважаемыми, значимыми. Этого хочет любой человек, в каком бы возрасте он ни был. Для того чтобы дать ребенку возможность почувствовать себя главным, важным, необходимым для других, и создавалась воспитательная система нашего класса, которая называется «Яркий мир». Большая ее часть состоит из сюжетно-ролевых игр, меняющихся вместе с ребятами: они становятся все более серьезными, постепенно перерастая в систему самоуправления.

Не только дети, но и большинство педагогов любят театр, раз они выбрали профессию учителя, предполагающую и артистизм, и некоторую театральность. Но не все задумываются о том, насколько любят театр родители учеников. Поэтому в начале года мы в нашем классе начинаем «играть в театр» именно с родителями. Сначала дети отправляются на спектакль вместе с родителями. А в следующий раз мы решаем, что родителям тоже нужно отдыхать, и они идут в театр уже без детей. Эти два первых шага втягивают родителей в интересную игру, которая дает им возможность вернуться в детство.

Как только приближается Новый год и нужно организовать в классе елку, оказывается, что дети еще слишком неопытны, чтобы самостоятельно поставить большой и интересный спектакль. Вот тогда-то родители и понимают, что они – артисты! Начинается очень интересное время подготовки. Выбирается спектакль, распределяются роли, шьются костюмы. И все это проделывают родители, а дети им помогают в меру своих возможностей. Вы думаете, что среди них мало желающих принять участие в такой игре, как постановка новогодней сказки? Многие родители сравнительно недавно были студентами. Они все когда-то участвовали в КВН и школьных спектаклях, а потом неожиданно выросли, стали взрослыми людьми, и в их жизни нет места театру, где они могли бы играть. А они этого хотят.

В любом классе есть группа родителей, которые заранее обособляются от всех классных дел, стараются не участвовать ни в одном классном мероприятии. Но эти-то родители в классном театре зачастую и раскрываются с самой неожиданной стороны, они-то и становятся самыми активными участниками классных спектаклей.

У каждого ребенка появляется возможность гордиться своими родителями, радоваться за них, хвастаться перед ребятами из других классов, какая мама была красивая в роли Снежной Королевы, как папу все узнали в роли Деда Мороза, потому что из-под шубы были видны форменные брюки. По вечерам, когда родители собираются на репетиции, из-за дверей класса слышны громкий смех, пение. Родители начинают дружить семьями, проводить вместе свободное время, что облегчает учителю решение многих воспитательных задач.

Каждому – главную роль

Во втором полугодии дети тоже включаются в игру. Сначала мы несколько раз посещаем детские спектакли в театрах города, беседуем о театральных профессиях, обсуждаем музыку и декорации к спектаклям. Потом наступает время подготовки к спектаклю. Этот спектакль посвящен маминому празднику 8 Марта. Мы выбираем именно форму спектакля, а не концерта, потому что в концерте обычно могут принять участие не все дети, а только те, которые занимаются танцами, пением, музыкой. В спектакле каждый ребенок получает роль. Пусть очень небольшая, в несколько слов, но это обязательно роль со словами.

Сценарий обычно придумываем всем классом на основе известной сказки. Самая большая проблема – в любой сказке слишком мало персонажей. Поэтому мы берем знакомый сюжет и увеличиваем количество действующих лиц, чтобы всем хватило ролей, переписываем слова и реплики. Я слежу за тем, чтобы наиболее подвижные и бойкие дети получили роли в первой половине спектакля. Тогда они не успеют слишком устать и напереживаться.

Есть еще одно важное правило: если ребенок получил в спектакле одну из главных ролей, в следующем спектакле у него может быть только эпизодическая роль. Таким образом, каждый ученик в течение нескольких лет обязательно выступит в главной роли.

Классный театр оказывает большую психологическую поддержку детям, которые не уверены в себе, своих внешних данных, в своей значимости в классе. Не секрет, что роли Дюймовочки, Принцессы, Золушки чаще всего достаются самым красивым девочкам в классе. Но в нашем классе существует твердое правило: если в этом спектакле тебе досталась роль положительного персонажа, будь готов в следующем сыграть отъявленного злодея – Пирата, Бабу Ягу, Двоечника, Гуся-Лебедя. Если в этом спектакле у тебя была главная роль, то в следующем ты можешь рассчитывать только на эпизодическую.

Так решается и воспитательная задача: не слишком выделяя более ярких детей, поддерживаем тех, кто еще не уверен в своих творческих силах и способностях. Постепенно оказывается, что маловыразительных и неартистичных детей в классе нет. С каждым спектаклем дети становятся все более раскованными, пластичными, не боятся сцены.

Мир театральных профессий

На следующем этапе мы готовим новогодние спектакли для Школы будущего первоклассника. Это очень ответственно, поэтому подготовка начинается во время осенних каникул. Ребята распределяют обязанности и при работе над спектаклем: кто-то вместе с родителями готовит декорации, кто-то подбирает музыку или шьет костюмы. Родители помогают детям выбрать песни для сольного и хорового исполнения, разучивают и репетируют танцы. Большую помощь оказывают ребятам их старшие товарищи. Роли Деда Мороза и Снегурочки исполняют старшеклассники, которые когда-то тоже «играли в театр» в начальной школе. С их помощью решается и проблема с организацией звукового оформления спектакля. Старшие друзья на первых спектаклях становятся и звукооператорами, и суфлерами, и оформителями сцены. Позднее эти роли переходят к самим артистам.

Новогодние праздники в классе проводятся дважды: в последний четверг второй четверти гимназисты показывают спектакль для будущих первоклассников, а в последний день учебы родители показывают для своих детей новогоднюю сказку, которую подготовили сами.

Часто мы подыскиваем тему спектакля, ориентируясь на уже имеющиеся костюмы: какие костюмы есть в наличии, про это и будем сказку придумывать. А костюмов в гимназии много. После праздников учителя стали обращать внимание на то, что костюмы занимают много места в шкафах. Тогда мы обратились к директору гимназии, и она встретила идею создания костюмерной с пониманием. Под костюмерную была выделена одна из лаборантских. Костюмы там собраны по возрастам и темам, поэтому подобрать себе нужный костюм может любой ребенок.

Новые костюмы, сшитые к спектаклю, тоже поступают в костюмерную. Сейчас у нас более ста костюмов – путем небольшой трансформации и переделки они превращаются в костюмы для новых спектаклей. Маски, парики, элементы костюмов, сделанные своими руками, могут составить конкуренцию той бутафории, которая используется в настоящих театрах. Мы привлекаем к процессу изготовления костюмов родителей, с удовольствием участвующих в спектаклях.

«Играя в театр», ребята знакомятся с профессиями актера и режиссера, костюмера и бутафора, учатся уважать труд того, кто находится на сцене. А главным результатом такой «игры в театр» становится развитие выразительной, яркой речи детей, умение красиво двигаться, находить взаимопонимание с товарищами, готовность прийти на помощь растерявшемуся другу быстро и незаметно для окружающих.

В моем классе есть традиция: в конце каждого учебного года родители пишут своему ребенку открытое письмо, в котором рассказывают ему, чему они научились вместе с ним за год, какие успехи ребенка их особенно радуют, что огорчает. Родители пишут, как они гордятся своим ребенком и что интересного узнали о нем за прошедший год. Одна мама написала своей дочери, что только благодаря ей она поняла, как интересно оказаться на сцене, побыть актрисой и почувствовать, что такое актерский успех. За это мама была очень благодарна своему ребенку и классу, в котором такое возможно.

TopList