Главная страница "Первого сентября"Главная страница журнала "Классное руководство и воспитание школьников"Содержание №21/2009

Специальный выпуск

Идеи и размышления

Нелли Барсегян ,
г. Москва

Недолюбленные

Крик души учителя

Чтобы подготовить ребенка к ЕГЭ, родители могут нанять репетитора. Однако уважению к себе и другим, умению сотрудничать, сопереживать и находить верных друзей не научит ни один репетитор. Но кто тогда возьмет это на себя? На ком лежит ответственность за будущее нынешних детей?

Проходя мимо школы, расположенной по дороге на работу, мой муж увидел трех подростков, которые с наслаждением пили пиво, громко разговаривали и жестикулировали. На вопрос, почему они не в школе, ответили просто: «Не твое, папаша, дело, гуляй по холодку». Было 9 часов утра и действительно прохладно.

Да, их не было в школе. Но кто-нибудь огорчился сильно?! Вполне возможно, что – никто. Аккуратный учитель отметил в журнале их отсутствие и продолжил урок. Ему даже в некоторой степени было лучше, поскольку такие подростки, как правило, только усложняют работу на уроке. А зачем учителю, тем более, если он не классный руководитель, лишняя головная боль? Ведь так приятно работать со спокойными, успешными и послушными детьми!

Было бы хорошо и государству, и властям, если бы все вокруг были успешными, устроенными и законопослушными гражданами. Но, увы…

Сейчас постоянно говорят о чудовищном расслоении в обществе. К сожалению, это так. Не все богатые и успешные, не все понимают, что даже огромное богатство не может сделать человека счастливым. Поэтому я хотела бы остановиться на другом расслоении, о котором почти не говорят, – на расслоении, начинающемся с детства.

Родители недолюбили своего ребенка, недоработали, не приучили к элементарным вещам, не объяснили, потом школа тоже недоработала, недолюбила, а через какое-то время спокойно отмела его. И от этого «недо» всё пошло и поехало, да только не в ту сторону. Направление изменилось.

И что теперь делать? Как менять ситуацию, как бороться с таким явлением, как асоциальное поведение подростка, а затем и его полная нереализованность? Сколько их, таких?! Подумать страшно… Изложу свое видение этой проблемы, на мой взгляд, очень важное.

Прежде всего, нужно переориентировать школу в постановке целей, поставив на первое место формирование умения достойно жить среди людей, быть успешным не только и не столько в будущей профессии (с этим как раз легче разбираться), а в настоящий момент. Мы должны помочь детям научиться находить друзей, понимать себя, осознавать свою значимость (я нужен!), а следовательно, понимать личную ответственность, размышлять над собственными поступками и сложностями жизни. К сожалению, все это не входит в школьную программу, но так необходимо!

У подростка не должно быть страха ни перед учителем, ни перед родителями. Ученик движется в своем темпе – поддержите его! Есть класс и общие задачи, но есть один ученик, со своим «лица необщим выраженьем». Надо видеть это выражение, замечать и чувствовать, как оно меняется и почему, т.е. работать с учеником. И прежде всего – разговаривать, выслушивать, знать, что с ним происходит именно сегодня и сейчас. У учителя на это часто нет времени, а иногда и желания.

Дети не выносят равнодушия, оно их ломает, и тогда начинается расслоение, о котором я говорю. Подросткам необходимо быть значимыми и заметными; в жизни каждого из них должны быть люди, которым они доверяют, с кем можно поговорить о самом важном, о самом сокровенном. Ведь каждая девочка, прежде всего, – будущая жена и мать, а каждый мальчик – будущий отец и муж. Нам, взрослым, надо это осознавать, к этому готовить наших учеников. Это очень непросто, но необходимо. Тут уже не наймешь репетитора и не подгонишь под стандарт. А как хочет каждый из нас иметь хорошую семью – единственный рай на земле!

Асоциальное поведение подростков – не только школьная проблема. Это проблема общества, которое пока молчит. Больше говорят о ЕГЭ. В обычных школах (не элитных) классы большие; не каждому ребенку уделяется достаточно внимания. Учителям стало выгодно работать репетиторами. К сожалению, энтузиастов становится все меньше.

Менять надо многое, и радикально. Для начала, может быть, стоит провести семинары, выслушать учителей и выработать положения, которые помогут двигаться в нужном направлении:

1. Сократить количество учеников в классах.

2. Ввести должность классного воспитателя.

3. Приглашать на работу настоящих педагогов, независимо от наличия у них педагогического диплома.

4. Достойно оплачивать труд учителя.

Решение этой проблемы должно стать национальным проектом.

TopList