Главная страница "Первого сентября"Главная страница журнала "Классное руководство и воспитание школьников"Содержание №20/2009

Класс-info

Классный час

Всеволод Луховицкий

Внимание – человек!

Ситуации для обсуждения

Швейцарская академия развития (SAD) и Научно-методический центр «Гуманист» представляют новый проект – компьютерную игру «Другие мы», созданную для того, чтобы снизить уровень ксенофобии в современном российском обществе. Предлагаем вам выдержки из этой игры, о которых можно поговорить с ребятами старших классов. Объективная информация, полученная школьниками в ходе игры, поможет им задуматься о распространенных в обществе стереотипах и предрассудках, откроет их разум для восприятия необычных мыслей и образа жизни «чужих». Желающие бесплатно ознакомиться с полным описанием игры могут обратиться по адресу luhovic@mail.ru

На перемене

На большой перемене одиннадцатиклассница Инна вышла в школьный двор. На крыльце она увидела нескольких незнакомых мальчишек, кажется, из 9-го класса. Один из них с насмешливым видом говорил другому (похоже, кавказцу): «Ну, ты, черный…». Тот молчал, по его лицу сложно было понять, задевают ли его эти слова. Вокруг жизнь текла своим чередом. Несколько человек наблюдали, один посмеивался. Большинство просто не обращали внимание. Инне не понравились слова первого парня. Что Инна могла бы сделать?

А. Потребовать, чтобы он извинился.

Б. Найти в этом 9-м классе людей, с которыми можно обсудить ситуацию и понять, что на самом деле происходит.

В. Обратиться за помощью к взрослым.

Правильный ответ: Б.

Инна не имеет достаточно информации, чтобы разобраться в ситуации. Может быть, эти слова не воспринимаются как оскорбительные. И, конечно, ситуация не настолько критическая, чтобы прибегать к помощи взрослых или обращаться к закону.

Новенькая

В середине года в классе появилась новенькая, приехавшая из Дагестана. Она все время ходит в косынке и в закрытом платье. Говорят, она из мусульманской семьи, которая строго следует требованиям религии. Одноклассницы открыто смеются над ее старушечьим нарядом и сторонятся ее. Как помочь девочке?

А. Поговорить с ней наедине: объяснить, что в школе надо одеваться, как все, и тогда к ней будут лучше относиться.

Б. Договориться с кем-то из одноклассников и вместе заступиться за новенькую, показать, что вы к ней хорошо относитесь.

В. Пожаловаться классному руководителю, попросить принять меры против насмешников.

Правильный ответ: Б.

Если ничего не получается, можно попробовать вариант В. Нужно с уважением относиться к религиозным убеждениям других людей, к их индивидуальным особенностям. Если новенького плохо принимают из-за того, что он не такой, как все, постарайтесь больше общаться с ним, и одноклассники быстрее привыкнут к новичку.

Поздний час

Подземный переход, поздний вечер. Вы видите, как молодой африканец пытается убежать от группы парней, вооруженных палками и камнями. Прохожих нет, вы единственный свидетель. Что делать?

А. Отвлечь нападающих громкими криками, угрозами.

Б. Выбежать на улицу, позвать на помощь прохожих.

В. Запомнить приметы нападающих, отойти в безопасное место, вызвать милицию.

Правильный ответ: В.

Постарайтесь незаметно удалиться, запомнив как можно больше деталей: как выглядели нападавшие, в каком направлении двигались они и их жертва, как себя вели. Позвоните в милицию или подойдите к милиционеру и сообщите: «Хулиганы убивают человека», не уточняя, как выглядит жертва нападения. Точно назовите место, где вы видели нападение и прочие детали. Если вас потом попросят рассказать все для протокола, имейте в виду, что милиционер обязан вести такую беседу в присутствии ваших родителей или вашего учителя.

В метро

В вагон метро вваливается толпа возбужденных, кричащих футбольных фанатов. Несколько парней отделяются от своих приятелей и зачем-то идут по вагону, разглядывая пассажиров. Около одного из них они собираются и на глазах у всех начинают наносить ему удары тяжелыми ботинками и кулаками. Пассажир – парень явно восточной наружности – пытается уклоняться от ударов, но безуспешно. Остальные пассажиры явно растеряны. Что лучше сделать в первую очередь?

А. Дождаться остановки, выбежать из вагона, позвать милицию.

Б. Попросить кого-то из пассажиров остановить хулиганов.

В. Найти переговорное устройство, сказать машинисту, что в вагоне драка.

Правильные ответы: Б и В.

Машинист вызовет милицию, пока поезд идет к станции. Когда происходит что-то неожиданное, многие люди оказываются в оцепенении. На это и рассчитывают хулиганы. Если вы четко и решительно скажете одному из пассажиров: «Придержите его!», указав на конкретного хулигана, тот очнется и вмешается. Затем подключатся и другие.

Как помочь?

В вашем классе учится мальчик, которого травят. Он приехал откуда-то с Кавказа, плохо говорит по-русски. Началось с насмешек над его языком, потом парни из класса стали его часто бить, хотя мальчик ничего плохого не делал. Эти парни – вообще драчуны и говорят, что надо бить кавказцев. Учителя не обращают на это внимания. Как лучше поступить?

А. Организовать других сильных парней, чтобы они побили обидчиков.

Б. Сообщить в милицию, в отдел по работе с несовершеннолетними.

В. Рассказать о ситуации классному руководителю, если потребуется – директору школы.

Правильный ответ: В.

По Закону «Об образовании» учителя обязаны защищать любого ученика от оскорблений и унижений. Родители мальчика могут потребовать, чтобы учителя навели порядок. Но вы с одноклассниками и сами можете заявить, что происходит нарушение закона. Если учитель и директор не примут мер, можно послать жалобу в Управление образования. Попросите ваших родителей помочь подготовить этот документ.

Происхождение

У твоего друга все дедушки и бабушки разных национальностей. Его предки – поляки, евреи, белорусы, эстонцы. К какой национальности (в смысле этнической принадлежности) следует отнести твоего друга?

А. Кем себя считает он сам.

Б. К какой национальности относится его фамилия.

В. Раз он живет в России и говорит по-русски, то он русский.

Правильный ответ: А.

Человек может сам решить, к какой национальности он принадлежит. Однако он может не относить себя ни к какой национальности, а определять себя иначе. Например, считать себя жителем какого-то города, или гражданином страны, или просто человеком, представителем человечества. Все эти варианты вполне допустимы.

Первоклашки

Вы пришли на перемене к учительнице, которая учила вас в начальной школе. Она с грустью говорит о том, какие слабые ученики поступили в первый класс в этом году. Для примера она рассказывает о трех учениках, постоянно говорящих «пошла», «сказала» вместо «пошел», «сказал». Чем объяснить эти ошибки?

А. Они сговорились и нарочно издеваются над учительницей.

Б. В родном языке этих детей нет, как в русском языке, грамматического понятия рода.

В. Дети не совсем здоровы, если до 7 лет не научились правильно говорить.

Правильный ответ: Б.

Грамматический род в русском языке не связан со смыслом слова. Во многих языках этого понятия вообще нет. Иноязычный человек не понимает, почему, например, «лампа горела», а «огонь горел». К ошибкам такого типа надо относиться максимально терпимо, ни в коем случае не ругать и не смеяться.

Дружная семья

Вы часто приходите в гости к своему приятелю-татарину. У него большая семья: мама, папа, бабушка, старшая сестра и два младших брата. К вам очень хорошо относятся все члены семьи, но вас все время смущает поведение бабушки: вы ни разу не видели, чтобы она чем-то занималась по хозяйству. Чем это объяснить?

А. Она больна, поэтому ничего не может делать по дому.

Б. У нее плохие отношения с остальными членами семьи, она не хочет им помогать.

В. По татарским обычаям пожилая женщина не должна заниматься домашней работой – это дело молодых.

Правильный ответ: В.

В татарской семье, соблюдающей обычаи, пожилая женщина занимает особое положение. Ее не просто уважают – ее никто не заставит ухаживать за малышом или мыть посуду.

Поход

Группа школьников собирается в поход. Неожиданно одна девочка говорит, что она не ест колбасу и мясные консервы и сама возьмет для себя запас сухофруктов. Остальные пытаются ей объяснить, что в походе нужно есть мясо как самую сытную пищу, но она не хочет слушать дружеских советов. Почему?

А. Она вегетарианка.

Б. Она верующий человек, а на время похода как раз приходится пост.

В. Ей нельзя есть консервы и колбасу по медицинским показаниям.

Правильным ответом может оказаться каждый из трех вариантов.

В любом случае товарищи девочки должны отнестись с уважением к ее предпочтениям в еде, ни в коем случае не заставлять ее есть то, чего она не может.

TopList