Главная страница "Первого сентября"Главная страница журнала "Классное руководство и воспитание школьников"Содержание №20/2009

Идеи

Школьная жизнь

Татьяна Полякова ,
заслуженный учитель школы РФ, г. Ульяновск

Как нарисовать птицу

Кое-что об учительской этике

Поле деятельности учителя по сплочению школьников – огромное. Только вот не востребована сегодня их дружба и не прописана нигде в школьных документах. Значит, оплаты за эту работу нет. А если у кого-то есть личное желание возиться с детьми, в лучшем случае это воспринимается как блажь, в худшем – вызывает завистливо-враждебное отношение: ради дешевого авторитета старается, у других учителей авторитет отбирает, подарков особых добивается...

Идем по общей лестнице,
Звонок услышав звонкий,
Ровесники, ровесницы,
Мальчишки и девчонки.

Девчонки и мальчишки,
Мальчишки и девчонки –
Нам всем подружиться пора!
И будет нам весело в классе,
Да здравствует дружба, ура!

Это из моего детства. В реальной школьной жизни такой картинки не было, но в песне звучало очень красиво, и верилось, что так не просто может быть, но и должно быть.

Наверное, эта детская мечта и стала своеобразным педагогическим кредо в моей взрослой жизни – в работе учителя русского языка и литературы и классного руководителя.

Сколько возможностей есть у учителя, чтобы объединить детей в классе, в школе!


Из детских анкет:

Здорово, что нам удалось подняться над процессом учебы и получить творческое удовольствие! Гордитесь, нас много, и мы все разные и замечательные.


Объединить, не подавляя личностные интересы, не усредняя творческие способности, не выстраивая параллель власти, а, наоборот, исподволь формируя человеческое единство.

Это единство может возникнуть на уроке: мы думаем, говорим, слушаем. Мы все такие разные, но мы слышим друг друга, мы можем ошибаться, можем не очень хорошо знать материал, можем не все понять сразу – но мы учимся этому, и у нас, конечно, получится.

Единство может формироваться во внеклассной деятельности, если она, эта деятельность, осознанная и понятная. То есть мы не просто идем классом на экскурсию или на симфонический концерт по распоряжению свыше, а идем с определенной целью, и о степени достижения этой цели мы обязательно поговорим, и сделаем выводы, и решим, насколько нужны нам подобные мероприятия в дальнейшем.

Или литературные вечера в старших классах. Подготовка к ним может стать мощнейшим средством единения ребят из разных классов, как параллельных, так и смежных. Надо только не раздавать листочки с текстом роли для заучивания, а создать совместно с ребятами сценарий вечера.

Именно создание сценария (а совсем не сам показ!) является формированием единства.

Даже такой острый момент, как распределение ролей, особенно главных, может стать не яблоком раздора, а совместным проектом.

Внешние данные, голос, дикция, движения – все это можно спокойно обсудить с ребятами, начать репетиции, попутно обмениваясь мнениями, если нужно кого-то заменить.


Размышление учителя:

Растить это «Мы».


Совместное обсуждение – великая вещь. Зависть, тайная и явная, недоброжелательность, обиды уступают место доводам разума, логике, личным наблюдениям, анализу.

Ведь это наш вечер, мы его готовим, мы вместе ищем лучший вариант.

И у нас все роли важные: и главные, и второстепенные, и сопутствующие (оформители, фотографы, художники, музыканты, декораторы, если надо – то и консультанты, и советники, и разнообразные помощники). Только надо помнить, что роли должны быть у всех, и в афише или программке это должно быть записано.


Из детских анкет:

Получается, что жизнь – это не только школа. А школа – это не только уроки. Но и радости, которые мы же создаем! Но и мгновения счастья, которые мы получаем!


Курсы повышения квалификации проходят раз в пять лет, много чего слушают там, много пишут, курсовые работы разные защищают. Но такого предмета, как учительская этика, у нас нет.

Да и недосуг нам еще учительской этикой заниматься – без того масса отчетов и зачетов. Планы урочные разных видов: от ежедневного до годового; планы воспитательные, планы отдельных мероприятий, планы родительских собраний, планы родительских комитетов, планы работы учебного кабинета и пожарной безопасности, дневники классных руководителей, электронные дневники, опять же заполнение обычных дневников и классных журналов… Плюс сами уроки и сами мероприятия.

А ведь все это как бы во благо детей. Мы столько для них делаем, какая уж тут учительская этика. И так все понятно!

Поэтому, когда дети после уроков идут сами к какому-то учителю (и сегодня, и завтра, и вообще всегда), в учительской среде порой это воспринимается неодобрительно.


Из детских анкет:

– Прощай, школа! Нам было хорошо с тобой, очень-очень. Нам было хорошо всем вместе, девчонкам и мальчишкам…

– Прощай, школа! Век бы тебя не видеть…


И появляется у коллег желание пнуть исподтишка выскочку – бросить вскользь на своем уроке какие-нибудь ехидные слова в адрес того учителя, вроде безобидно-сочувствующие, но с дальним прицелом: «Что же это он (она) вам так много задает? Ведь другие предметы еще есть».

Или: «Сочинений-то что-то у вас многовато, в других классах гораздо меньше».

Или: «Это что же сегодня вы так плохо подготовились? Опять одну литературу учили…».

И всегда в классе найдутся дети, которые подумают, что их действительно жалеют эти учителя, сочувствуют их нелегкой доле.

И всегда найдутся другие, более проницательные. И единство, которое мы долго и тщательно создавали, начинает раскачиваться…

Все как всегда, ничего нового из области истин, которые стары как мир. «Каждый выбирает по себе…».


Размышление учителя:

Ни о ком не забыть, никого не пропустить в «титрах».


Все так. Но ведь это школа. Еще пока школа. Еще пока «идем по общей лестнице…».

Вот и мне по-прежнему кажется, что учителя в школе многое могут сделать (помимо учения) для формирования в детях духовного, душевного стержня через умение сопереживать, сочувствовать, через обретенное в школьные годы единение, которое впоследствии, во взрослой жизни, обязательно прорастет, поможет сориентироваться в непростых ситуациях.

Вот только поработать бы с учительской этикой, и бумаг-отчетов уменьшить, и хотя бы иногда на заседаниях и педсоветах вести речь о конкретных живых детях, их интересах и ценностях, причем интересах и ценностях реальных, как бы глупы и странны они ни были.


Размышление учителя:

Я учитель, я школьник, я решаю задачи,
У меня то удачи, то одни неудачи.
Тех и этих изведав, я свое продолжаю.
Я не знаю ответов –
я решаю,
решаю…


А деньги, национальные проекты – это хорошо, очень хорошо. Но школа – конструкция не только материальная, поэтому требует еще и других измерений. Когда мы это поймем, тогда, может быть, и об учительской этике вспомним. Ради детей, их духовности и душевности.

TopList