Главная страница "Первого сентября"Главная страница журнала "Классное руководство и воспитание школьников"Содержание №19/2009

Идеи

Родительское собрание

Борис Куприянов ,
к.п.н., КГУ им. Н.А. Некрасова, г. Кострома

Драма в трех мизансценах

10-й класс: проблемы и решения

Общаясь с родителями выпускников, классный руководитель может не только обсуждать с ними текущие дела, но и заранее предупредить назревающие проблемы. Одна из самых актуальных – подготовка детей к продолжению образования. Для этого классному руководителю необходимо целостно увидеть всю ситуацию последнего года обучения в школе, выработать линию поведения и стать для родителей, заинтересованных в судьбе собственных детей, важным человеком.

 

Афиша

Последние два класса (десятый и одиннадцатый) – старшая ступень школьного образования, за ней начинается взрослая жизнь, с аттестатом зрелости и ЕГЭ-сертификатом. Ситуация чрезвычайно ответственная, родители теряют сон, приобретают хронические заболевания. Дети, как правило, переживают меньше, но всякого рода эксцессы случаются.

Значение этого периода для будущей жизни молодого человека трудно переоценить, и поэтому классный руководитель призван помочь всем персонажам общей истории решить актуальные для них жизненные задачи. Представим перечень действующих лиц и исполнителей школьной драмы:

– будущий выпускник (выпускница);

– родители будущих выпускников;

– администрация школы;

– учителя предметники;

– репетиторы;

– классный руководитель.

Главный герой

Начнем с главного героя. Для того чтобы нарисовать обобщенный и в то же время разноликий портрет старшеклассника, введем некоторые параметры.

• образ желаемого будущего (чего хочет школьник или школьница);

• каковы его познавательные способности (прежде всего память и мышление) и образовательный капитал (уровень усвоения учебного материала на предыдущих этапах обучения, проблемы в знаниях по тому или иному курсу);

• каковы его возможности к мобилизации (то, насколько школьник, что называется, может взять себя в руки, настроиться на эффективную работу).

За всем этим – отношение к себе, уверенность или неуверенность в своих силах, во многом сформированная родителями, педагогами и сверстниками.

Продолжая размышления о главном герое, отметим две широко распространенные черты: инфантилизм и иждивенчество. Думается, что современный старшеклассник достаточно сильно отчужден от экономических реалий, поэтому часто плохо осознает последствия своих поступков. Он, например, не всегда представляет меру напряжения семейного бюджета из-за расходов на оплату репетиторов.

Отсюда одна из важных задач – помочь будущим выпускникам осознать ситуацию с позиции взрослого, принять участие в обсуждении вариантов желаемого будущего, совершить цепочку выборов и определиться с жизненной стратегией. Именно в этот период у старших школьников возникает возможность получить ни с чем не сравнимый опыт самостоятельного и ответственного осмысления обстоятельств собственной жизни, анализа, рефлексии, целеполагания и т.д.

Родители главного героя

Самый трагический персонаж нашей пьесы – родители. Родители вовлечены в ситуацию в полной мере, они видят почти весь масштаб пьесы, и, самое главное, они осознают риск неудачи. Конечно, среди них встречаются те, для кого в силу разных причин все перипетии с ЕГЭ и поступлением не актуальны. Необходимое участие родителей в жизни выпускников обусловлено недостаточным жизненным опытом старшеклассников, а также их недостаточной подготовкой к решению собственных проблем. Для понимания ситуации опишем две противоположные крайности.

Первая состоит в том, что родители не особенно вникают в обстоятельства окончания школы и продолжения образования, или слишком заняты своими делами, либо надеются на школу, самого ребенка, якобы предоставляя ему самостоятельность. Самостоятельность – вещь хорошая, но только в том случае, когда предыдущая логика семейного воспитания эту самостоятельность культивировала, развивала. Но и при таком сценарии жизненный опыт будущего выпускника недостаточен для решения грозящих ему проблем.

Вторая крайность выражается в том, что родители на этапе окончания ребенком школы фактически подменяют его как в плане выбора, так и во всех организационных делах. Всю картину предстоящей баталии за поступление в вуз видят только они, зачастую не посвящая своих чад в детали и нюансы. Они договариваются с репетиторами, определяют цели и порядок действий. Особенному риску подвергают старшеклассника те мамы и папы, которые не отдают себе отчета в том, что в образе желаемого будущего для чада они реализуют свои, порой неудавшиеся, мечты или свои представления о благополучии, далеко не всегда совпадающие со способностями и увлечениями ребенка.

Школьные педагоги и репетиторы

Репетиторы – своеобразный персонаж нашей истории. Во-первых, они играют роль второго плана, хотя и среди них встречаются виртуозы. Не так давно значительная часть репетиторства представляла собой коррупционную ширму. Репетиторством занимались преподаватели вузов, которые потом принимали вступительные экзамены (одни честно натаскивали будущих абитуриентов на те задания, которые сами и формулировали, другие даже не особенно себя утруждали). Сегодня главное в репетиторстве – это понимание нюансов заданий по ЕГЭ и подготовка к точной трактовке (многократное повторение: от лат. repetitor – тот, кто повторяет). В современном репетиторстве есть несколько важных форм, которые в каждом конкретном случае могут сочетаться по-разному.

• Репетиторство как восполнение имеющихся у учеников пробелов в освоении образовательной программы. В этом случае родители платят за некачественное выполнение школой (учителями-предметниками) своих обязанностей.

• Репетиторство как организация и контроль тренировки учеников в решении задач различного типа и уровня. Такой вариант репетиторства востребован в том случае, когда у школьников есть проблемы с самоорганизацией и дисциплиной. В данной ситуации родители платят за лень своих детей.

• Репетиторство как реализация образовательной программы повышенного уровня, вызванная тем, что часть содержания не входит в школьную образовательную программу, зато включена в тестовые материалы ЕГЭ, особенно часто это касается заданий уровня «С».

Существующие сегодня практики репетиторства различаются по степени формальности. Основные варианты таковы:

• репетиторов нанимают через структуру (агентство); отношения регламентируются договором; неофициальных отношений у родителей с репетитором не существует либо они минимальны; услуги достаточно дороги за счет наличия посредников;

• репетиторов нанимают по рекомендации (школьного учителя, вузовского преподавателя, родителей выпускников прошлых лет и других авторитетных людей); договор может быть, а может и отсутствовать, неформальных отношений нет; высокая цена может быть обусловлена хорошим имиджем репетитора;

• репетиторами становятся близкие знакомые, друзья, родственники, те люди, с которыми родителей ученика связывают тесные неофициальные отношения, поэтому цена в несколько раз ниже, чем средняя, однако с регулярностью занятий могут быть проблемы.

Для администрации школы сдача очередным выпуском ЕГЭ и поступление в вузы и ссузы – это своего рода щит на воротах Царьграда, символика побед, из которых формируются мифы о «хорошей и плохой школе». Бывает, что школы, не признаваясь открыто, начинают существовать по схеме «селективной школы» Ф.Ванискотт. Это выражается в том, что постепенно отсеиваются ученики по двум основаниям: те, у кого возникают учебные трудности, и те, чьи родители не готовы финансировать репетиторов, занятия с которыми снимают остроту возникших проблем. Поэтому к хорошим баллам на ЕГЭ и поступлению на бюджетные места прямое отношение имеет не только, а в некоторых случаях не столько школа. Все это не исключает реальную работу и ощутимые результаты отдельных педагогов-предметников, которые следят за пассажами разработчиков егэшных заданий, считывают сущность и натаскивают старшеклассников на решение тех задач, которые им будут предложены в КИМах.

Учителя-предметники делятся на две категории: ЕГЭ-озабоченные и ЕГЭ-беспечные. Про вторых в данной пьесе много не скажешь, потому что их участие в ней сводится к формуле «попытаться не мешать». Во имя детей, их будущего большинство учителей идут навстречу, снижают требования в ситуации, когда данный предмет не входит в перечень актуальных для сдачи и поступления в вуз. Однако здесь есть один подводный камень, связанный с выбором детей и родителей. Лучше, если будущие выпускники и их близкие заранее просчитают все возможные варианты, создадут плацдарм для отступления. Другими словами, если резко ограничить число сдаваемых предметов, то одна неудача способна перечеркнуть шансы и колоссальные усилия, затраченные учителем, репетитором и самим учащимся. Поэтому нужен хороший план экзаменационно-поступательной кампании, в котором обозначены несколько вариантов.

Ситуация классного руководителя во всей этой истории полностью зависит от того, как он понимает свою роль. Есть классные руководители, которые свою ответственность видят исключительно в пространстве школы. При этом мальчики и девочки, обучающиеся во вверенном классе, воспринимаются сугубо как ученики, а при переходе их в статус взрослых людей, когда они перестают быть школьниками, ответственность заканчивается. Еще один момент в самоопределении классного руководителя представляется очень важным: в какой момент педагог считает свою миссию исполненной – когда отшумел выпускной и все сертификаты выданы или когда выпускники решили свои жизненные задачи? Как всегда, возможны варианты. Но даже в случае если в июле и августе телефон классного руководителя не разрывается от звонков, думается, справедливо, чтобы педагог максимально подготовил всех участников пьесы к возможным поворотам сюжета.

Классный руководитель может попасть в сеть неоднозначных обстоятельств. Сложности связаны с тем, что подготовка к ЕГЭ требует от школьников значительных усилий, что вступает в противоречие с существующим учебным планом. То есть, с одной стороны, надо бы сосредоточиться на тех предметах, которые придется сдавать, а с другой – явно игнорировать уроки, не попавшие в приоритетный список, было бы неверно. Здесь возникает необходимость помочь самим будущим выпускникам выстроить индивидуальную траекторию, да и педагогам, работающим в классе, занять гибкую и ориентированную на детей позицию.

Вторая проблема состоит в том, что последние годы обучения в школе – потенциально самые интересные в плане самореализации школьников. И пожертвовать интересной школьной жизнью только ради поступления, наверное, также не совсем правильно.

Но даже если классный руководитель не особенно вникает в репетиционные дела будущих выпускников, крайне нелепо делать вид, что этой значительной и актуальной сферы жизни у старшеклассников нет. Более того, кроме классного руководителя, просто некому помочь ученикам и родителям адекватно соотнести репетиционную и школьную нагрузку. Классный руководитель в этой сфере должен быть крайне осторожен: репетиторство – зона проявления амбиций школы, вузовских преподавателей; репетиторство – бизнес, где количество учеников и уровень оплаты напрямую зависят от имиджа репетитора. Добавим еще и правовые неоднозначности и получим осиное гнездо, приближаться к которому захочется далеко не каждому. И все же, повторюсь, нельзя делать вид, что этого не существует.

Первая мизансцена

Самым своевременным будет провести разговор на первом родительском собрании в 10-м классе, обрисовав кратко ситуацию (актуальные задачи, возможности, необходимые действия). Классный руководитель может сформулировать для родителей проблемные вопросы:

• Когда предполагается разговор с ребенком по поводу дальнейшей учебы после школы? Есть ли у родителей представление, о чем рассказывать? Нужна ли методическая помощь?

• Как составить семейный план подготовки к сдаче ЕГЭ и последующих действий? Кто из членов семьи за что отвечает? Ясно ли, какой набор предметов будет приоритетным? Какие предметы могут быть запасными? Как составить список вузов, на поступление в которые можно ориентироваться? Каковы приоритеты: остаться в своем городе или попытать счастья в других городах? Как решать вопросы проживания отдельно от родителей?

• Какие ресурсы (финансовые и образовательные и т.д.) имеются в семье, какова, например, степень необходимости репетировать те или иные предметы? Есть ли возможность участвовать в олимпиадах, дающих право на льготы при поступлении? Можно ли получить целевые направления, в каких организациях и на каких условиях?

В ходе разговора с родителями можно сформулировать некоторые принципы, уточняющие предмет обсуждения и планирования.

«О времена, о нравы». В современной ситуации старшеклассники и их родители часто выбирают не профессию, а направление, в котором выпускник школы будет получать дальнейшее образование. Какие предметы осваиваются успешнее? Переход на двухуровневую систему высшего профессионального образования (бакалавриат и магистратуру) приводит к тому, что вуз занимается не столько профессиональной подготовкой, сколько образованием. Как бы к этому ни относиться, целесообразно воздержаться от обсуждения мировых проблем, несовершенств законодательства, ошибочных решений руководства Минобраза, Рособрнадзора, гороно, директора школы и т.д. Совместные заклинания вряд ли помогут, а времени потратится много.

«Все в наших руках». В подготовке к продолжению образования целесообразно всю полноту ответственности взять на себя родителям, не надеяться ни на кого и особенно на волшебника в голубом вертолете: «прилетит, бесплатно покажет, оставит в подарок» и т.д. С другой стороны, задача поступления хотя и очень трудна, но решаема, если подойти к ней как к задаче (т.е. понять, что спрашивается и каковы условия). Решение задачи состоит из двух частей: успешная сдача ЕГЭ и точный выбор вуза. О второй задаче следует более подробно поговорить в 11-м классе, ближе в Новому году: в 10-м классе эта информация еще не актуальна.

«Г-г-г-главное – не б-б-бояться». Откажитесь от запугивания, нагнетания истерии – такое нередко встречается. Почему-то многие считают, что, запугав родителей, легче заставить их активно участвовать в решении проблем детей. Думается, что это порочный принцип. Наоборот, не боязнь, а здравая и ответственная позиция родителей определит итоги совместных усилий. Кроме того, нужно посоветовать родителям не пугать детей, а начать с ними взрослые разговоры, разделить с ними ответственность за принимаемые решения.

«Встречные усилия». Классный руководитель должен обозначить свою позицию во всей работе по данному направлению. Можно договориться с родительским комитетом и в узком кругу обозначить те наиболее неоднозначные моменты, которые не стоит обсуждать публично: прежде всего это урегулирование отношений с учителями-предметниками в обозначении егэшных приоритетов будущих выпускников. Здесь надо быть весьма аккуратными, так же как при обсуждении темы репетиторов. Есть учителя-предметники, болезненно воспринимающие любые покушения на значимость преподаваемой дисциплины: «Математика – царица наук, и все тут!». Следует подумать о факультативах по выбору, снизить пресс тех предметов, которые не попали в приоритет.

«Ты, время, – не деньги, но тоже тебя не хватает». Родителей следует предупредить о том, что в выборе нельзя тянуть, опасно откладывать самоопределение на потом. Можно подвергнуть будущее детей риску, если через год опомниться и понять, что нужно готовить еще какой-либо предмет, который прежде отсутствовал в списке первостепенных.

«Взять языка». Для проведения этого родительского собрания можно пригласить классного руководителя прошлого выпуска, родителей выпускников для того, чтобы они поделились своими впечатлениями. Конечно, надо встретиться с этими людьми заранее и обсудить основные тезисы их рассказа. Главное, чтобы это было недолго и по делу.

Вторая мизансцена

Серьезную работу следует провести также и с учениками. Им целесообразно рассказать о теме родительского собрания и настроить их на сотрудничество с родителями и учителями. С целью подготовки к выбору можно провести коллективное творческое дело «Исследуем возможности». Идея может быть простая: каждая группа готовит и представляет (рекламирует) те или иные вузы своего и ближайших городов с рекомендациями, кому и куда можно поступить. Затем создается общеклассный рейтинг ближайших вузов.

Еще один возможный ход – это индивидуальный комплексный план подготовки к поступлению. Разработать его несложно – достаточно определить задачи и проблемы, возможности и ограничения, план действий.

На встречу с десятиклассниками можно пригласить студентов-первокурсников, также предварительно обсудив с ними основные вопросы. Можно провести это мероприятие в виде пресс-конференции, тогда было бы хорошо позвать трех-четырех человек. Такую встречу удобно приурочить к первым студенческим каникулам. Хорошие возможности создает сегодня и Интернет, особенно сетевые сообщества «В контакте» и «Одноклассники». Здесь можно развернуть обсуждение, интервьюирование выпускников, окончивших школу в прошлом и позапрошлом годах.

Третья мизансцена

Третье направление действий классного руководителя связано с оптимизацией взаимодействия с администрацией школы и учителями-предметниками. Здесь целесообразно провести совещание с завучем, чтобы договориться о правилах и единых педагогических требованиях. Работа с коллегами самая тяжелая, но необходимая. Конечно, многие предпочитают не совещания, а индивидуальное обсуждение. Здесь универсальных инструментов нет, важнее еще раз актуализировать педагогическую позицию: «От нас зависит будущее выпускников!». Речь должна идти о том, как превратить обучение в старших классах в партнерство, какие общественные договоры с родителями и детьми необходимо заключить и как часто стоит уточнять различные положения.

Рискнем предположить, что после таких разговоров с родителями и старшеклассниками многие частные вопросы жизнедеятельности учеников в школе будут решаться более конструктивно. Классный руководитель, приняв на себя часть ответственности, заслужит у детей и родителей доверие. Хотя, без сомнения, вся эта работа сложна, кропотлива и требует больших усилий.

TopList