Главная страница "Первого сентября"Главная страница журнала "Классное руководство и воспитание школьников"Содержание №18/2009

Идеи

Здоровье

Ольга Никитина ,
г.Нижний Новгород

Педагогика и диспансеризация

Подготовка к медицинскому обследованию

Диспансеризация многим, если не всем, учителям кажется страшным наказанием, преследующим их из года в год. Однако не стоит забывать: она необходима. Во-первых, для того, чтобы предотвратить развитие заболеваний на первых стадиях. Во-вторых, чтобы понять, какие нагрузки можно давать детям в связи с особенностями их организма (в первую очередь на занятиях физической культурой).

К сожалению, часто диспансеризация проводится из рук вон плохо. К ней редко относятся серьезно даже врачи, что уж говорить о детях и об учителях. В поликлиниках на внезапно нагрянувших туда школьников смотрят с раздражением – дети носятся по коридорам, кричат, нарушается привычный равномерный ритм работы. Учителя командуют: «Тихо! Успокойтесь!». Но разве можно угомонить целый класс, оказавшийся на свободе (в поликлинике) в урочное время, слабо понимающий смысл происходящего и лишенный привычного наказания или поощрения отметкой?

Когда врачей приглашают в школу, ситуация не лучше. Учеба фактически срывается во всех классах: дети носятся по коридору, врываются в кабинеты. Свобода – это всегда испытание.

Однако вместо того чтобы терпеть и жаловаться на диспансеризацию, можно попробовать использовать эту ситуацию и сделать ее образовательной.

Классный час

К походу в поликлинику стоит готовиться заранее. Медицинский персонал школы организует только встречу детей с врачами. Как она пройдет? Это уже зависит от классного руководителя. При этом мало назначить время встречи и объявить о том, что с собой нужно принести баночку с мочой.

Прежде всего нужно сделать так, чтобы дети поняли, зачем диспансеризация им нужна. Для этого можно провести классный час, посвященный диспансеризации, пригласить на него врача (не обязательно школьного), учителя физкультуры. Они сумеют не только рассказать ребятам, почему им придется посетить разных специалистов, но и ответить на множество детских вопросов. Именно эти вопросы должны стать главной частью собрания класса.

Детям бывает сложно сформулировать вопросы, особенно если заранее их к этому не приучили. Поэтому мы приведем некоторые из них: если классный руководитель сам построит беседу с приглашенными как ответы на свои заранее продуманные вопросы, через некоторое время в разговор вступят ребята.

Возможные вопросы к врачу

• Что означает слово «диспансеризация»?

• Почему ее проводят регулярно?

• Посещение каких врачей при этом обязательно? Зачем?

• Почему во время диспансеризации обязательно берут на анализ кровь и мочу? О каких заболеваниях можно узнать с их помощью?

Почему врачи задают детям одни и те же вопросы, например жалуются ли те на что-либо? Нужно ли каждому специалисту рассказывать про все свои недомогания? Может быть, лучше промолчать?

• Если ребенок на что-то пожаловался, а врач в ответ написал, что он здоров, правомерно ли это? В каком случае нужно повторить свою жалобу?

• Что такое остеохондроз? Плоскостопие? Почему такой диагноз ставят многим, но в жизни мы этого почти не замечаем?

Вопросов может быть гораздо больше, главное – заметить момент, когда они появятся и у учеников. И еще. Если учитель сам знает ответы на все вопросы, нужно постараться найти интересное в этой беседе и для себя: если разговор будет интересен для педагога, он станет интересным и для его учеников.

Возможные вопросы к учителю физической культуры

• Почему результаты диспансеризации важны для каждого ребенка?

• При каких заболеваниях опасна серьезная физическая нагрузка?

• Почему для борьбы с болезнью определенная специалистом физическая нагрузка бывает необходима?

• Могут ли упражнения заменить лекарства? В каком случае?

Учителя физической культуры обязательно нужно привлечь к такой работе. Это не принято в нашем обществе, а зря. За последний учебный год на занятиях физической культурой в школах и средних специальных учебных заведениях умерли семь учеников. Это много, очень много. Самое ужасное, что этим детям не давались никакие особенные нагрузки, смерти произошли либо из-за врачебной ошибки (дети были определены для занятий в основную группу), либо из-за скоротечного развития различных поражений сердечной мышцы (разминка – бег – острый инфаркт миокарда у девятилетнего ребенка). Дети, как и их родители, не научены пристально следить за собственным здоровьем. Если такая беседа заставит ребят впервые задуматься о том, что за свое здоровье, прежде всего, отвечают они сами, что к вопросам здоровья нельзя относиться пренебрежительно, можно будет сказать, что вся работа проведена не зря.

Биология

Другой способ организации подготовки к диспансеризации связан со школьным предметом «биология». В рамках занятий можно предложить ребятам сделать небольшие доклады о различных заболеваниях, о том, как их можно диагностировать на ранних стадиях развития. Если этот материал изучается в данном классе по программе, в рамках курса анатомии, физиологии и гигиены, это сделать очень просто. Если же диспансеризация проводится в младших классах, то стоит привлечь к ним на уроки ребят-старшеклассников, дать им возможность рассказать младшеклассникам о том, что они нашли.

Можно провести мини-конкурсы на знание различных медицинских терминов, вполне уместна будет небольшая ролевая игра «Прием в поликлинике» с последующим ее обсуждением участниками и зрителями.

Такая работа сделает изучаемый предмет более важным, интересным, покажет ребятам, что биология нужна не для того, чтобы получить отметку, а для того, чтобы научиться следить за собственным здоровьем, а в дальнейшем – за здоровьем своих близких, детей.

В поликлинике

Но вот настало время диспансеризации – завтра классный руководитель ведет класс в поликлинику. Но даже если дети будут заинтересованы в происходящем там, удержать их от соблазна громко разговаривать в очередях, убедить в необходимости (и возможности!) в компании друзей вести себя как взрослые культурные люди трудно. Обычно никакие предварительные беседы и угрозы не помогают. Вместо этого гораздо эффективнее будет организация на это время небольшой игры.

Можно предварительно разбить учеников класса на группы (мальчиков и девочек – отдельно, так как в поликлинике часто в один кабинет разрешат заходить одновременно двум-трем детям одного пола). Каждой группе предложить выбрать ответственного за диспансеризацию, которому учитель даст маршрутный лист с номерами кабинетов врачей. Задача каждой группы – так простроить свой график, чтобы пройти всех специалистов, пересекаясь как можно реже с другими группами. Или – пройти как можно быстрее (но это опасно, так как дети могут вступать в конфликты друг с другом). Или – пройти диспансеризацию так, чтобы не вступить в пререкания ни с другими группами, ни с пациентами поликлиники. Задание лучше всего заранее обсудить с детьми, а точнее – придумать вместе с ними, равно как и условия дальнейшего подведения результатов. Победителям – приз, также заранее оговоренный с ребятами.

После диспансеризации

Следующий классный час должен быть посвящен тому, что происходило во время диспансеризации. При этом акцент не стоит делать на болезнях: это – частное пространство каждого ребенка, вторгаться в него не имеет права никто. А вот наградить тех, кто сумел хорошо организовать свою группу, ни с кем не поругаться, стоит – так дети поймут ценность культурного поведения в обществе, и на следующий год у классного руководителя будет гораздо меньше проблем.

TopList