Главная страница "Первого сентября"Главная страница журнала "Классное руководство и воспитание школьников"Содержание №16/2009

Живые истории

Глазами родителей

Наталья Осипова ,
председатель родительского комитета 5-го класса «А», г. Москва

Ни дня без строчки

Лекарство от конфликта

Если в классе возникла кризисная ситуация, совместная работа над газетой поможет ребятам и учителю выйти из конфликта, найти почву для сотрудничества. Издание классной газеты создаст пространство для общения, обмена впечатлениями, мнениями, новостями. Такой проект, как газета, позволяет вовлечь в него не только детей, но и родителей, каждому найти дело по душе.

Идея классной газеты родилась случайно и принесла плоды, на которые никто не рассчитывал. Сначала изменились отношения между детьми, родителями и классным руководителем. А потом оказалось, что, издавая газету, можно решать множество задач, связанных с жизнью класса: придумывать и обсуждать новые дела, обмениваться впечатлениями о событиях, узнавать историю собственной семьи, учиться общению.

Учебный год начался сложно. Во-первых, наш замечательный четвертый класс разделили на два. Во-вторых, естественно, появилось много новых педагогов. Ну, к этому мы, родители, и наши дети были почти готовы.

Но нам еще в мае обещали, что классным руководителем будет учитель английского языка, и это нормально для школы с углубленным изучением иностранных языков. А 1 сентября выяснилось, что классным руководителем в нашем классе стал преподаватель русского языка и литературы, человек в нашей школе новый, образование получивший в другой республике.

Мнения родителей резко разделились. Зачем нам столько русского языка? Зачем нам столько дополнительных рабочих тетрадей? Когда наши дети окончат школу, ЕГЭ обязательно отменят. Примерно так рассуждали 5–6 родителей. Остальные их мнения не разделяли, но, как всегда, были пассивны. Но было еще «в-третьих» и, как позже выяснилось, даже «в-четвертых».

Итак, в-третьих. Нашу замечательную школу летом объединили с соседней, которую из-за отсутствия учеников просто закрыли. Сначала здание старой школы хотели снести и построить новое современное здание, но потом кто-то в высоких инстанциях передумал, а может, в связи с наступающим кризисом уже не было денег, но здание осталось. Значит, кому-то в этом здании надо заниматься. Маленьким нельзя – условия не самые хорошие. Старшим тоже – все предметные кабинеты в основном здании. Проблему решили в пользу пятых классов. Тут к небольшой группе недовольных родителей прибавилось еще не менее пяти-шести.

«В-четвертых» разразилось через две недели. В параллельном классе не стало классного руководителя, и оба класса оказались у одного: того самого нового для школы преподавателя русского языка и литературы.

Страсти кипели. Атмосфера накалялась. К Дню учителя стало очевидно, что и этот преподаватель не выдержит всех жалоб и писем и уйдет из школы.

Наверное, это действительно исключительная ситуация, но хотя бы с одной или двумя из этих проблем сталкивается каждая школа в начале учебного года. Дети обижены, родители недовольны, департамент образования завален жалобами. Самое грустное, что каждая сторона, уверенная в своей правоте, начинает вовлекать детей в эти нешуточные взрослые игры.

Возможно, есть разные способы решения таких проблем. Объединенный родительский комитет 5-го «А» и 5-го «Б» классов выбрал свой путь и стал искать в этой непростой ситуации плюсы. Плюс первый – классный руководитель преподает русский язык и литературу. Значит, дети пишут сочинения. А если из этих сочинений что-то выбрать и попробовать издавать газету? Не стенные газеты, которые дети в большом количестве уже принесли в школу, а настоящую, многотиражную, чтобы у каждого ребенка был свой экземпляр и чтобы она выходила не по праздникам, а регулярно – например, раз в две недели.

Кто не возражает, чтобы его сочинения публиковали? Лес рук. Кто против? Трое. Но вскоре и эти трое соглашаются на публикацию своих творений.

Как назвать газету? Два класса постоянно пытаются столкнуть лбами, противопоставить, нужно срочно вернуть детей к нормальному, дружескому общению. Так родился заголовок «А+Б». Пожалуй, этот плюс между двумя первыми буквами алфавита оказался решающим.

Для чего мы учимся? Для школы или для себя? Ответом на этот вопрос стал девиз газеты – латинская крылатая фраза: «Не для школы, а для жизни мы учимся».

Первый номер с репортажем и фотографией с Дня здоровья, материалом под рубрикой «Моя родословная» и анонсами дней рождения текущего месяца вышел на двух сторонах обычного листа (А4). На объединенном классном часе дети читали и раскрашивали фломастерами каждый свой номер, наперебой предлагали свое участие и темы будущих номеров. С этого момента газета стала выходить уже на четырех страницах. А один из 16 номеров вышел даже на восьми страницах. Редакционный портфель был всегда полон – мечта каждого редактора.

Может возникнуть впечатление, что эксперимент удался. На самом деле он только начинался.

Когда-то, еще лет 40 назад, даже в школах заучивали цитату «Газета – пропагандист и организатор…». Сейчас в сознании большинства родителей газета прежде всего ассоциируется с выражением «желтая пресса». Наша газета должна была стать понастоящему классной, т.е. интересной для ребят. Увидел новый мультик первым – расскажи всем. А чем ты занимаешься вне школы – расскажи. Какие книжки ты читаешь – расскажи. Зачем мы идем в музей? Твоя любимая игрушка? Как ты провел каникулы? Как проходит наш шахматный турнир? Темой очередного репортажа, интервью, очерка, рецензии может стать любое событие, которое тебя волнует. А про школьное привидение можно? Можно. Написали. Но пока не увидели на странице газеты, не верили, что и это опубликуют.

Газета постепенно стала превращаться из любимого развлечения в организатора полезных дел. Каждый номер газеты давал возможность решать новые проблемы, именно те, которые возникают ежедневно, – из серии «воспитание школьников».

Можно каждый день ругать учеников за то, что бегают по коридорам, писать замечания в дневник, посвящать этой неувядающей проблеме целый классный час. Мы (классный руководитель и члены родительского комитета) попробовали спросить самих детей. Они написали – из их мнений в газете получился замечательный круглый стол с предложением открыть игровую комнату для турниров, соревнований, общения. В день выхода номера газеты с этим круглым столом взрослые пошли к директору школы.

Надо сказать, что здесь на нашей стороне было и старое, обособленное здание, где оставались пустые кабинеты. И то, что поначалу казалось минусом в восприятии детей и родителей, неожиданно обернулось плюсом. Кажется, уже третьим. Администрация школы согласилась отдать нам один класс под игровую комнату. Пятиклассники стали единственными в школе обладателями своей игровой. Мыли этот класс, украшали, приносили настольные игры всем миром – и дети, и родители. На торжественное открытие с безалкогольным шампанским и домашними пирожками к детям пришли не только родители, но и учителя, и представители администрации. Был настоящий концерт – с придуманными ребятами сценками, песнями, танцами. Стали ли дети меньше бегать по коридорам? Может быть. Но не это главное.

Ученики начали по-другому относиться к себе. Моментальная – в течение суток – реакция администрации на их предложение показала, что с их мнением считаются. Им доверяют. Для них, пятиклассников, понятие «самоуправление» перестало быть абстрактным. А еще общая подготовка к празднику сблизила их с родителями и классным руководителем. И уже следующее обращение в газете «А+Б» воспринималось естественно, ведь это была их газета. Она помогла им, но может помочь и другим.

Мы готовимся к новогоднему празднику, а есть дети, которые проведут этот праздник в больнице. В газете опубликовали информацию с сайта «Подари жизнь!» о благотворительном фонде Чулпан Хаматовой. Следующий классный час обсуждали, что мы можем сделать, чем помочь. Решили организовать благотворительный базар, где все должно быть сделано своими руками. Газета регулярно освещала все этапы подготовки к празднику и его благотворительной составляющей. За месяц ребята вместе с родителями сделали 94 работы: корабль, картины, мягкие игрушки, браслеты, подсвечники, открытки. На новогоднем празднике пятых классов в актовом зале основного здания поделки заняли три стола. Покупателями стали родители, учителя, директор и сами пятиклассники. Рассчитывали продать тысяч на пять, а получили 8650 рублей. Дети были горды. Они сами поехали отвозить в фонд деньги, и им в благодарность в фонде подарили картину, которую нарисовал их сверстник, больной раком. Эта картина висит в классе и напоминает, как важно уметь чувствовать чужую боль.

Одна из рубрик газеты – «Моя родословная» – началась с банальных сочинений: «Я очень люблю своих бабушек и дедушек». Но кто их бабушки и дедушки, чем они интересуются и занимаются, кроме приготовления вкусных обедов и выращивания цветов на даче, дети не знали. А про своих прабабушек и прадедушек большинство детей даже не слышали.

Один мальчик рисует на руке свастику. Классный руководитель разговаривает об этом с бабушкой. Бабушка: «Как ты мог? Твой прадедушка Берлин брал». Мальчик: «А ты мне про это никогда не рассказывала». Бабушка: «А ты меня никогда не спрашивал».

Попросили через газету всех бабушек и дедушек рассказать детям истории их рода. Надо сказать, что к этому моменту газета стала уже семейным чтением. Ее читали и родители, и бабушки, и дедушки, многие откликнулись на просьбу газеты. Обилие уникальных историй поразило.

Подумайте сами, многим ли пятиклассникам интересно слушать воспоминания бабушек и дедушек. Надо делать уроки. А еще занятия в музыкальной или художественной школе, в спортивной секции. И хочется посмотреть фильм, который уже все видели, поиграть на компьютере, пообщаться с друзьями. Но тут не просто дедушкины воспоминания, а задание редакции.

Один ребенок принес домашнюю легенду, другой – фотографии и письма с фронта. Третий до ночи писал сочинение о прадедушке, участнике Великой Отечественной, а мама переживала, что его материал не попадет в газету, посвященную Дню Победы.

А когда в классе появилась подлинная семейная фотография столетней давности, сделанная накануне отъезда на фронт Первой мировой войны, ее рассматривали с благоговейным трепетом. Бабушка одного из учеников принесла в школу семейный архив своего деда, в котором отразилась история шести поколений. Ее дед был врачом в Первую мировую войну. Его старший сын, участник финской войны, получил орден Красной Звезды в Кремле из рук М.И. Калинина. Все три сына и отец участвовали в Великой Отечественной. Один сын дошел до Берлина, но там умер от ран. Другой после войны окончил Академию Жуковского, а потом преподавал в Звездном городке. Третий сын стал создателем Всесоюзной организации «Поиск» и 20 лет ею руководил.

История оживала на глазах, становилась ближе и понятнее. Родители стали приходить на классный час и рассказывать о своих профессиях и о своих семьях. И дети уже знали, что это не просто чей-то папа или мама, а капитан подводной лодки или работник издательства, где выпускают учебники и книги.

Можно хвастаться перед товарищами, что у меня есть машина. Хотя она не у тебя, а у родителей. А можно гордиться, что твой предок – прадедушка или прапрадедушка – защищал родину. И это именно твой предок, в тебе его гены. Он это делал и для тебя. И ты должен быть достоин его. Ни одного из этих высоких слов никто не говорил детям, но они каким-то образом чувствовали это сами.

Дети учились не только писать в газету, но и оценивать чужие публикации. Стало хорошей традицией обсуждать вышедший номер и, как в настоящих, больших редакциях, определять лучший материал. За это автор получал «тугрик». Так появилась классная валюта, которую можно заработать правильным решением олимпийских задачек, интересными и полезными делами, выступлением на концерте, публикацией в газете.

Изменились и родители. Вот их мнения: «Я с удовольствием читаю каждый номер газеты от корки до корки», «Теперь я знаю, чем интересуется, чем живет мой ребенок, чем живут его одноклассники», «Какие у нас замечательные дети! Как они изменились за этот год!».

Сначала не все ученики забирали газету домой. Но уже со второго-третьего номера таких детей становилось все меньше. А вскоре, приходя в класс после болезни, ребенок спрашивал, где его номер газеты. Газета становилась источником информации о том, что было в эти дни в классе, дневником двух классов о прожитом годе. Хочется верить, что большинство ребят сохранят эти номера и они станут для учеников памятью о детстве, о друзьях, о школе. Может быть, кто-то благодаря своим удачным первым опытам, решит стать журналистом. Это все впереди.

А сегодня «А+Б» для них уже не только и не столько название их классной газеты, но определение их дружбы, их творчества, их общих жизненных ориентиров. Дети стали воспринимать себя как часть коллектива «нашего большо-о-о-го класса А+Б». Когда один мальчик вбежал в класс с радостным криком: «Учитель сказал, что мы написали контрольную лучше, чем «Б», – другой ученик, который предыдущие четыре года считал, что у него в школе нет друзей, возмутился: «Как мы можем этому радоваться, ведь это же наши друзья».

Возможно, некоторые родители так и не изменили своего мнения о старом здании, о новом учителе, о важности русского языка. Зато остальные родители точно перестали быть пассивными.

TopList