Главная страница "Первого сентября"Главная страница журнала "Классное руководство и воспитание школьников"Содержание №16/2009

Идеи

Работа с учениками

Юрий Гурин ,
игротехник, школа № 590, г. Санкт-Петербург ;
Нина Зорская ,
замдиректора по воспитательной работе ;
Тамара Рощина ,
педагог дополнительного образования, школа №590, г. Санкт-Петербург

Школьный домовенок

Необычный гость, или Линейка с продолжением

Идея появления на празднике забавного существа, которое воплощает дух школы, необычна. Но, как показал опыт, дети очень нуждаются в добром и приветливом друге, в том, чтобы первая встреча со школой или возвращение в нее после долгих каникул начинались с улыбки.

Первого сентября в России отмечают прекрасный праздник День знаний. В школах проходят традиционные праздничные линейки. На них звучат приветственные речи, читаются стихи, поются песни, разыгрываются сценки. Каких только персонажей не увидишь в этот день на школьном крыльце! Тут могут появиться герои сказок и кинофильмов, звезды эстрады, исторические деятели, музы и даже сами школьные науки. Сыграв свои роли, они покидают школу до следующего Дня знаний или до другого масштабного события. Может быть, они вернутся, а может, нет.

Мы хотим рассказать вам о персонаже, который, появившись на школьном крыльце 1 сентября, возвращается к ребятам вновь и вновь. Его зовут Пчелыч. Он очень добрый, общительный и довольно симпатичный. У него приветливая мордашка и великолепная улыбка. Одевается Пчелыч в яркий полосатый костюмчик. Кто такой Пчелыч? Ну, если хотите, это такой большой домовой пчел.

Почему к нам приходит именно Пчелыч? Это давняя история. Когда-то много лет назад (лет 16 примерно) в школе был объявлен конкурс на лучший вариант школьной эмблемы. Среди других интересных вариантов выделялся лаконичный рисунок одной школьницы. Она изобразила… пчелиные соты. Эмблема понравилась и с точки зрения художественных достоинств, и с точки зрения идейного, так сказать, содержания. В самом деле, пчелы – дружные, работящие, организованные и толковые создания, и в этом на них вполне можно равняться. Не зря говорят: «Он трудится, как пчелка». В общем, в итоге был утвержден именно пчелиный вариант. С тех пор пчелиная терминология прочно вошла в жизнь школы. Например, помещение, в котором занимаются ученики начальной школы, называется деревня Пчелкино, название лицейской газеты – «Из жизни пчел», а директора школы частенько именуют Главным пасечником…

Однако нам пора вернуться на школьное крыльцо. Итак, на нем появляется Пчелыч. Кстати сказать, он может существовать в двух ипостасях. Во-первых, роль Пчелыча может исполнить загримированный школьник. Ну и конечно, Пчелыч может быть обычной мягкой игрушкой. Приветствуя собравшихся, он по секрету сообщает, что живет в школе с момента ее постройки, радуется ее успехам и переживает из-за неудач. И, конечно, знает обо всем, что происходит в стенах школы. Особо приветствует Пчелыч самых младших участников праздничной линейки – первоклассников. Он поздравляет их с началом учебы и высказывает свою уверенность в том, что непременно подружится с такими замечательными ребятами. Пчелыч желает первоклашкам хорошего настроения и успехов и обещает приходить к ним в гости. Еще раз поздравив всех с праздником, Пчелыч удаляется. Линейка вскоре завершается, но общение Пчелыча с учениками только началось.

Проходит неделя, другая, и вот в один прекрасный день Пчелыч появляется у первоклашек на уроке. Если роль Пчелыча исполняет актер, то он приходит в класс сам, если же Пчелыч игрушка, то его либо приносит кто-то из педагогов, либо незаметно достает учитель. Пчелыч начинает общаться с первоклашками. Оказывается, он действительно прекрасно знает все, что происходит в классе, знает, чему научились дети за эти дни, знает, что у них получается и что вызывает затруднения. Мало того, оказывается, Пчелычу известно даже, кто с кем дружит и кто с кем поссорился.

Добрый Пчелыч дает детям полезные советы о том, как вести себя на уроке и дома, во что играть на перемене и во дворе, мирит ребят. Интересно, что мнение Пчелыча оказывается весьма значимым для маленьких учеников, они стараются следовать его советам. Прощаясь, Пчелыч напоминает ребятам о том, что теперь они тоже жители школы, просит беречь ее так же, как мы все бережем свой дом. Пчелыч обещает навещать ребят, а если навестить по какой-нибудь причине не получится, обещает прислать письмо.

И в самом деле, время от времени дети получают письма от Пчелыча. В письмах могут содержаться поздравления, предложение провести творческий конкурс (например, конкурс рисунков), напоминание о том, как себя вести (например, находясь на улице). Ну а если поведение некоторых учеников оставляет желать лучшего, Пчелыч может написать, что очень огорчен теми или иными поступками или происшествиями и вынужден отложить свой визит. Но надеется, что в ближайшее время все наладится, и он снова окажется в классе у своих друзей – первоклассников.

Пчелыч любит приходить на праздники, поздравлять детей и учителей и веселиться вместе с ними. Иногда Пчелыч приходит не один, а со своими друзьями – известными персонажами, которых любят дети, Буратино, Феей, Незнайкой, Котом в сапогах и другими. В особых случаях Пчелыч может навестить кого-нибудь персонально. Поддержать в трудную минуту, поговорить по душам, подарить что-нибудь… Пчелыч объясняет ребятам, что в жизни не все бывает гладко, чаще бывает так, как на его костюмчике, – светлая полоска, потом темная, зато потом – снова светлая! Редко, но бывает и так, что Пчелыч отправляется к школьнику домой, погостить на выходные или на каникулы (конечно, в виде игрушки).

Так персонаж, который приветствовал школьный коллектив на линейке 1 сентября, становится другом и помощником для детей и для педагогов, становится полноправным жителем школьного города. И нам кажется, что в каждой школе найдется место для своего доброго Пчелыча.

Фото из архива школы

TopList