Главная страница "Первого сентября"Главная страница журнала "Классное руководство и воспитание школьников"Содержание №15/2009

Класс-info

Киноэпопея

Татьяна Белоножкина

Безумство храбрых...

Риск как образ жизни

В конце мая этого года в кинозале Российского государственного университета физической культуры, спорта и туризма прошел XII Московский международный фестиваль горных и приключенческих фильмов «Вертикаль». На нем демонстрировались уникальные фильмы, рассказывающие об экстремальных приключениях, дикой и горной природе, о людях, которые не могут жить без путешествий, без адреналина и ветра, который в лицо…

Чувства зрителей

Мне посчастливилось в качестве зрителя побывать на многих кинофестивалях «Вертикаль», и каждый раз он заставлял меня по-новому взглянуть на окружающий мир, заново ощутить, насколько он интересен, многообразен и неизведан, увидеть, что в любой жизни есть место подвигу. На фестивале неизменно открываются новые имена, а после просмотров образуются новые группы, которые собираются повторить увиденные в фильмах маршруты. Причем возраст туристов-экстремалов значения не имеет. Были фильмы, где дети в возрасте от 8 лет вместе с учителем всходили на вершины, а также истории про то, как почти 80-летние дедушки покоряли опасные горы.

Фестиваль пользуется заслуженной популярностью: зрители, а они здесь особенные – подготовленные, – активно ходят на все дни фестиваля. Много студентов РГУФКСиТа, альпинистов, любителей активного образа жизни. Приходят с семьями, с маленькими детьми. Фильмы об экстремальных видах спорта имеют большой воспитательный потенциал. Документальные хроники о самых ярких захватывающих приключенческих ситуациях, драматические кадры реальных трагедий и удивительные судьбы великих путешественников учат мужеству, вере в свои силы в самых безнадежных ситуациях. Бывают и по-настоящему трагические моменты, когда на глаза наворачиваются слезы, – внезапные смерти, чудесные спасения.… Есть сюжеты, когда инвалиды без ног, на колясках покоряют вершины гор и, превозмогая недуги, осуществляют свои, казалось бы, абсолютно несбыточные мечты. И когда кто-то рядом со мной начинает вздыхать: все не так, жизнь не та, – советую идти в горы, а для начала посетить кинофестиваль «Вертикаль», чтобы подзарядиться энергией и поверить в возможности человека.

Смерть на высоте

Гран-при, главный приз кинофестиваля 2009 года, был присужден австралийскому фильму «Чудо на Эвересте» режиссера Дженифера Пидома. Всем известно, что 2006 год стал самым «смертельным сезоном» на Эвересте за многие годы. Гора унесла не один десяток жизней, и тела этих несчастных так и остались лежать в снегу. В фильме есть кадры, где альпинисты, которые только собираются совершить восхождение, проходят через такие чуть прикрытые могилы тех, кто не смог идти дальше. К смерти на высоте отношение другое, она никого не удивляет, а следующим вполне можешь оказаться и ты сам. Люди это прекрасно понимают, но продолжают идти дальше.

Трагическая история спасения австралийца Линкольна Холла потрясла тогда весь мир. В фильме рассказывается история альпинистов, которые ради спасения незнакомого им человека отказываются от собственного восхождения. Высота коварна, и у Линкольна из-за очень низкого атмосферного давления стремительно наступает отек мозга. Ситуация практически безнадежная. Оказать помощь погибающему альпинисту на большой высоте, в зоне смерти по многим причинам практически невозможно. Бывали случаи, когда человек еще жив, но мимо него проходят альпинисты, которые не в силах ничего для него сделать.

«На высоте невозможно понять, что происходит с тобой на самом деле, – звучит за кадром голос спасенного Линкольна. – Очень тонкая грань между «все хорошо» и между смертью. Мне кажется, что все о’кей, а я уже вот десять минут как лежу без движения. Пожалуй, только воспоминания о жене, семье помогли мне выжить – именно они подняли меня на ноги и позволили спуститься «на автомате».

Кругосветное путешествие на велосипеде

Швейцарская лента «Последнее приключение» – о последнем интервью Амброжио Фогара, альпиниста, яхтсмена и путешественника. Фогар после страшной аварии во время ралли Париж – Москва – Пекин в течение многих лет был прикован к постели. Парализованный, он предавался воспоминаниям и мечтам о приключениях в дальних странах. В фильме Фогар лежит в постели под капельницей, в окружении родственников, и рассказывает о своих необыкновенных жизненных коллизиях. Стоили ли они вот этого всего?

В фильме «Путешествие к сердцу мира» камера месяц за месяцем следит за хроникой исключительного подвига семейной пары, совершающей кругосветное путешествие на велосипеде-тандеме специальной конструкции. Она, инвалид детства с нарушениями опорно-двигательного аппарата, может управлять велосипедом только в лежачем положении.

Сила образов

Полудокументальная, полухудожественная лента «Красный шлем», снятая американскими операторами, победившая в номинации «Спорт-экстрим», интересна сюжетом. Красный шлем здесь метафора, символ экстрима. Симпатичный белобрысый мальчик боится рисковать: прыгать в неглубокую, но темную воду пруда и вдруг находит в лесу красный шлем, благодаря которому становится бесстрашным не только прыгуном в воду, но и байкером и бейс-джампером. Обретение красного шлема – это преодоление себя, своих страхов, начало познания новой реальности. Человек в красном шлеме бесстрашно летает над облаками, спускается по горным рекам, взбирается по альпинистской веревке вверх. Мальчик надевает на голову красный шлем и смотрит на мир совсем другими глазами.

Гора-убийца

Документальная лента «Русская стена вершины К2», победившая в номинации «Горные фильмы», рассказывает как раз о таких людях, настоящих мужчинах из сборной команды России, которые летом 2007 года совершили первопрохождение западной стены К2 – самого сложного, самого северного восьмитысячника – без использования кислорода. Неоднократно по ходу демонстрации фильма в зале звучали аплодисменты. Данный маршрут никто не осмеливался даже попробовать: насколько он был красивым, настолько и опасным. Времени у альпинистов было не так много, нужно было торопиться: погода в любой момент могла основательно испортиться. К2 – гора особенная, со сложным характером, с ней надо говорить только на «Вы». Ее часто называют горой-убийцей, пожирательницей человеческих душ – столько жизней она оставила себе.

Овацией встретили автора фильма, руководителя экспедиции Виктора Козлова, который сказал, что самым главным достижением экспедиции стало то, что все 11 альпинистов взошли на вершину и вернулись домой живыми. «Мы снимали на высоте 8 тысяч метров, и цена нашего приза очень высока во всех смыслах этого слова. В наших планах– сделать большой восьмичасовой фильм о нашей команде и еще о трех экспедициях, – поделился планами Козлов. – Хочу отметить, что все члены нашей сборной команды – настоящие альпинисты, которые не мыслят себя без гор. Например, буквально на днях наш товарищ, 71-летний Николай Черный, взошел на Эверест».

От судьбы не уйдешь…

Как-то раз на одном из фестивалей член жюри, президент Международной ассоциации океанических гребцов, член Королевского географического общества, известный путешественник, организатор и координатор всех гребных переходов одиночек через Атлантику Кэннет Крачлоу рассказал мне любопытную историю:

«Вот вы спрашиваете, что такое экстремальное путешествие, зачем рисковать жизнью, ради чего? Риск, скажу я вам, понятие относительное. Один мой знакомый, переплыв на маленькой лодочке не один океан, обойдя несколько раз вокруг света, борясь с огромными волнами, испытав невероятные трудности и лишения, закончил жизнь, ремонтируя на даче электропроводку. Он встал на табурет, в лампе что-то щелкнуло, и он, упав, свернул себе шею. Можно, абсолютно ничем не рискуя, выйти из дома и попасть под машину. По мне, так лучше уж погибнуть в океане, в горах, чем в собственной кровати. Если есть позыв идти в горы, то иди! Переплыть океан? – не мешкай! Жизнь коротка, нужно успеть все, и если у вас есть мечта, то следуйте за ней, несмотря ни на что».

В этом году у берегов Италии была обнаружена лодка нашего великого путешественника, 75-летнего Евгения Гвоздева. Он погиб предположительно 2 декабря во время сильного шторма под Неаполем. Человек всю жизнь жил путешествиями и морем: дважды в одиночку обогнул под парусами земной шар, а в сентябре 2008 года из Новороссийска отправился в третье кругосветное одиночное плавание на своей яхте «Гетан». Именно он когда-то сформулировал, почему мужчина «уходит в отрыв»: «Я убежден, если женщина родила и воспитала хотя бы одного ребенка, она на этом свете сделала все, что ей было предначертано Судьбой, и может со спокойной совестью расстаться с этим миром. Нам, мужчинам, надо сделать в жизни нечто такое, о чем не стыдно было бы рассказывать этому ребенку: забраться на Эверест, посадить сад, вылечить человека, написать книгу: ну хоть что-нибудь нужное, полезное».

Жизнь экстремала

Очень интересна номинация «Приключенческие фильмы». Одна моя знакомая, которую я привела на фестиваль, до сих пор, по прошествии уже нескольких лет, вспоминает картину, где рассказывалось о судьбе альпиниста, который упал в пропасть, а его товарищ ушел, думая, что тот погиб. А альпинист невероятным усилием воли выбрался, спустился в базовый лагерь.… И как им обоим теперь сосуществовать после случившегося? Обычно в приключенческих фильмах затрагиваются и философские, и этические моменты. В этом году на фестивале победил швейцарский фильм «Жизнь экстремала. Томас Ульрих». Лента рассказывает о швейцарском путешественнике Томасе, который вместе со своим другом-норвежцем путешествует по местам исторических походов пионеров полярных широт. Фильм – об экспедиции на Землю Франца-Иосифа, а также о семейной жизни Томаса, о том, как домашние переживают его многомесячные «исчезновения».

Двенадцать лет кинофестиваль «Вертикаль» собирает лучшие фильмы об экстремальных путешествиях со всего мира, и радует то, что довольно много среди них – российских. По словам Артура Чилингарова, наша страна обладает огромным потенциалом для путешествий. Может быть, поэтому Россия известна своими первопроходцами и первооткрывателями. А кино остается на сегодняшний день не только одним из главных видов искусства, но и, возможно, самым ярким популяризатором идей спорта.

Фото с интернет-сайтов

 

 

Справка:

История фестиваля

Впервые кинофестиваль «Вертикаль» состоялся весной 1998 года и за эти 12 лет встал в один ряд с самыми известными международными кинофестивалями подобного рода. В 2003 году он был включен в Международный альянс горных кинофестивалей, в который входят 17 крупнейших фестивалей из 14 стран. В конкурсной программе «Вертикали» приняли участие более 1200 документальных фильмов из 45 стран. Была создана культурная ниша, в которой объединились путешественники, кинематографисты, а также им сочувствующие. В конкурсе участвуют фильмы в семи номинациях: пять из них – международные, а две – российские: телепередачи и любительские фильмы. Любительская номинация позволяет приобщить к участию в фестивале представителей из всех регионов России и русскоязычное население из стран СНГ. В состав жюри ежегодно входят директора зарубежных кинофестивалей, известнейшие путешественники, спортсмены, кинематографисты и журналисты.

TopList