Главная страница "Первого сентября"Главная страница журнала "Классное руководство и воспитание школьников"Содержание №15/2009

Класс-info

Книжные баталии

Ксения Молдавская ,
литературный критик

Что за гадость ты читаешь?!

Вообще-то меня попросили написать о том, какие книги можно порекомендовать подросткам. И я честно собиралась это сделать. Но тот самый показанный подругой список рекомендательный, который я цитировала, сбил меня с мысли и выбил из колеи. И я подумала: «А вот не буду ничего рекомендовать. Пусть раз в жизни подростки порекомендуют книжки своим учителям. А учителя эти книжки прочтут – и составят о них собственное мнение. По крайней мере, детям и педагогам тогда будет о чем поговорить. Надеюсь, на равных».

Приятельница пожаловалась, что дочка ее четырнадцатилетняя подсела на какой-то книжный сериал про вампиров: «Это у них новая мания какая-то!»

А моему тринадцатилетнему сыну на день рождения подарили пару книжек, имеющих непосредственное отношение к его любимой компьютерной игре. Про сталкера какого-то. Нет, не «Пикник на обочине», но тоже фантастика. У них весь класс зачитывается.

Что в такой ситуации проще всего сделать родителю?

«Не куплю такой фигни, – сказала приятельница дочке. – Хочешь, можешь тратить собственные сбережения».

«Фрррр! – сказала я сыну. – Очередная безграмотная лажа? Может, сначала классику почитаешь? Стругацких?»

Что мы сделали? Правильно! Отмахнулись от детских пожеланий, облили интонационными нечистотами их модные книжки и снова занялись собственными делами. Почему мы так поступили? Да потому, что это проще всего! Гораздо проще, чем, пересилив себя, прочитать историю романтических кровопийц или сильно могучих боевиков. То самое пресловутое «не читал, но скажу», воспетое и осмеянное, оно по-прежнему руководит нами, родителями и педагогами, когда речь идет о подростковом чтении. Самый распространенный пример такого отношения – «Гарри Поттер». Десятилетнюю историю его почти скандального бытования в России я даже пересказывать не буду, сами знаете. Уже выросло новое поколение, которое взрослело вместе с героем очень умной эпопеи Джоан Роулинг, а кое-кто до сих пор не успокоился и все пытается противопоставить ее несчастного героя Великой Русской Литературе. Ага, вот так, со всех прописных.

Великая Русская Литература – это, надо признать, уже не гордость наша, а беда. Мы так привыкли ею гордиться, что, кажется, ничего вокруг и видеть уже не надо. Особенно, конечно, гордятся педагоги. Да, несколько лет преподавания русского языка и литературы в средней школе дают мне право относить себя к педагогам. Мало того, к самой страшной, с точки зрения детского чтения, их категории – к словесникам. К тем самым, которые, сдав в институте дурацкий зачет по детской литературе, с радостью о нем забывали. К тем самым, кто опрометчиво считает, что любые проблемы лечатся Толстым и Достоевским, а все прочее – лишь подготовка к чтению Великих. Правда, сами они слегка устали за пять филфаковских лет, поэтому последующие двадцать отдыхают за чтением чего-то значительно более легкого, но они всегда готовы вернуться к Достоевскому, да. А детскую литературу по инерции презирают.

Вы видели эти списки чтения на лето, которые выдаются школьникам вместе с записью о переводе в следующий класс? Такие не составляются под руководством иных чувств, кроме презрения: «Гаршин. Детство Темы». Нет, это не я Гаршина с Гариным-Михайловским спутала, это написано на листочке, полученном десятилетним сыном моей подруги от учительницы. В том же списке очень на первый взгляд странно представлена современная литература. То есть современная не представлена вовсе, но есть советская, на которой «все выросли». Она надежна, проверена давним читательским опытом – а что частично устарела, так кого это волнует. Наша Классика (опять с больших букв, да) не стареет. Да и вообще, все детские книги давно уже написаны, зачем бедняжкам головы морочить?

Нежелание морочить головы только развивается по мере взросления школьников. К восьмому классу их собственные читательские потребности, кажется, вообще перестают учитываться, потому что времени до окончания школы мало, а Великой Классики, Литературы, Которая Учит Жизни, – много. Подростков вообще надо постоянно Учить Жизни, правда? Чтоб не расслаблялись, ага. Ну и что, если они хотят читать что-то современное и что-то свое?

Ох… Написала я все это и сама испугалась. Обличаю-обличаю, а ведь сама такая и есть. Авторитарная, все на свете знающая.

Пойду-ка с горя почитаю этих ребенских «Сталкеров». По крайней мере, если это и в самом деле так отвратительно, как я думаю, то я смогу не отмахнуться от сына, а аргументированно доказать свое мнение. Хотя, конечно, чего тут доказывать: гадость, поделка, однодневка…

TopList