Главная страница "Первого сентября"Главная страница журнала "Классное руководство и воспитание школьников"Содержание №14/2009

Специальный выпуск

Игры и развлечения

Юлия Залесова ,
г. Москва

Открой свои возможности

Игры-импровизации

Словесные и театральные игры развивают у ребят ассоциативное мышление, коммуникативные навыки, актерские способности, чувство ритма. Их можно использовать в любой обстановке, с разным числом участников и без всякой предварительной подготовки. Такие игры выручат класс в длительном путешествии, в поездах дальнего следования или во время долгих переездов на автобусе.

Контакт

Эта игра развивает ассоциативное мышление, увеличивает словарный запас, развивает память, налаживает коммуникацию, развивает реакцию. В нее хорошо играть как с младшими, так и со старшими школьниками.

Водящий загадывает слово и называет его первую букву: например «к». Все остальные по очереди спрашивают водящего о каком-нибудь слове на букву «к», но формулируют вопрос так, чтобы другие участники команды догадались, какое слово имеется в виду, а водящий не догадался. Когда кто-то из игроков понял значение вопроса и подразумеваемое слово, он произносит: «Контакт».

Если водящий все-таки отгадывает заданное участниками слово, игра продолжается. Если нет, то он называет вторую букву от задуманного им слова. Так может продолжаться, пока слово не откроется полностью. Задача водящего – разгадать как можно больше слов команды и как можно дольше не выдать своего слова.

Например, водящий загадал слово «карамель». Один из участников его спрашивает: «Это не то, что едят на завтрак?» Участники команды должны догадаться, о чем идет речь. Если водящий не отгадывает слово в течение 10 сек., игроки называют свое слово – «каша», и это слово должно у них совпасть. Если два человека из команды называют два разных слова, то контакт не засчитывается.

Мама и папа

Эта игра направлена на развитие словарного запаса ребенка. В нее хорошо играть с младшими и старшими школьниками, можно всем вместе, даже с родителями.

Загадывается два существительных, одно – женского рода, другое – мужского, но таких, чтобы они были связаны друг с другом. Например, лысина и парик, нож и вилка. Человеку, который отгадывает эти слова, разрешается задавать вопросы всей команде, а команда на заданный им вопрос может ответить только «да» или «нет». Игрок выигрывает, если угадывает правильно. Затем отгадывающим становится следующий игрок в команде.

Существительные и шляпа

Игра на сплоченность, понимание, умение слушать и объяснять. Развивает образное мышление, реакцию, умение понятно строить предложение.

Участники садятся за стол, но важно, чтобы игроков было четное количество. Они берут некоторое количество бумажек, и каждый пишет на своем листе как можно больше существительных, которые только придут в голову. Затем все листы перемешиваются, кладутся в шляпу, и она идет по кругу.

Какой-нибудь игрок достает бумажку, разворачивает ее, и после этого должен объяснить своему визави (или соседу), не используя написанного на листе слова, а также однокоренных с ним слов, что означает данное существительное. На это дается две минуты. Слова отгадываются по порядку. Выигрывает та пара, которой удастся разгадать слова, написанные на наибольшем количестве бумажек.

Рифмы

Ведущий задумывает известное четверостишие и выписывает оттуда рифмы, а листочки раздает игрокам. Каждый игрок сочиняет с полученными рифмами свое четверостишие. Затем ведущий зачитывает вслух все сочиненные четверостишия, а каждый из участников должен отгадать, из какого стихотворения были взяты эти рифмы.

Очко засчитывается тому, кто угадал хотя бы конкретного поэта. Выигрывает тот, кто наберет больше очков.

Буриме

1. Вариант для старших школьников

Игра направлена на развитие словарного запаса, чувства ритма и рифмы.

Все участники садятся в круг, берут большой листок бумаги. Первый участник пишет на нем три рифмованные строчки и загибает листочек так, чтобы следующему участнику была видна лишь последняя из них. Следующий участник придумывает к ней рифмованную строчку, а также сочиняет еще одну – для соседнего игрока.

В итоге получается совместное стихотворение. Обычно оно выходит очень смешным, потому что кто-то из участников придумывает свой сюжет к доставшейся строчке, а кто-то поддерживает сюжет соседа.

Другая разновидность игры: участникам дается четыре рифмы, и нужно придумать свое стихотворение.

2. Вариант для младших школьников

С маленькими детьми можно играть не в стихотворное, а в рисовальное буриме. Правила игры те же, только вместо рифмованных строчек каждый участник рисует часть тела какого-нибудь одного существа.

Литературные герои

Эта игра развивает актерские способности, коммуникацию, вырабатывает командный дух, сплоченность, развивает абстрактное мышление.

Ребята разбиваются на команды. Каждая команда показывает какую-нибудь сценку, но желательно без слов. Лучше всего, если это будет сценка из известной всем книги. Например, на уроке недавно прочитали «Маугли» Р.Киплинга. Ученики разделились на 3–4 команды, по 4 человека, и каждая команда представляет какой-нибудь эпизод: одна показывает сцену на Скале советов, когда Маугли атакует Шерхана с помощью огня, другая команда изображает, как Акелла промахнулся, а остальные во время показа отгадывают, какой именно эпизод они видят и кого из героев играют участники.

Точно так же можно загадывать сказки, мультфильмы, легенды, мифы. Например, темой игры могут быть подвиги Геракла. Тогда каждая команда показывает какой-нибудь подвиг Геракла, а остальные отгадывают.

Характеры

Игра помогает развивать коммуникативные навыки, актерские способности, учит понимать психологию изображаемого характера.

Один участник водит, а остальные придумывают слово, количество букв которого совпадает с числом сидящих людей. Затем каждый игрок изображает какое-нибудь человеческое качество, название которого начинается с доставшейся ему буквы (занудство, лень, нахальство, доброта и т.д.). Водящий должен отгадать, какое именно качество изображается.

Другая разновидность игры: водящий выходит, а участники команды договариваются, кто из них какое качество изображает. При этом представлять качество разрешается не только мимически, но и с помощью слов, интонации.

Профессор

Игра направлена на развитие образности, мелкой моторики, способствует навыкам взаимодействия и сплочению коллектива, помогает бороться с психологическими проблемами – такими, как боязнь сцены, неумение говорить на большую аудиторию, отвечать на каверзные вопросы. Она хороша для застенчивых людей, которым трудно чувствовать себя свободно в общении.

Кто-то из ребят садится на стул и изображает профессора-маразматика. На него надевается большая куртка, обычно задом наперед. Другой человек встает у него за спиной и просовывает свои руки под его руками так, чтобы они выглядели как руки сидящего.

Все участники тайком от профессора загадывают какое-нибудь фантастическое изобретение, которое якобы сделал этот ученый. А профессору необходимо прочитать лекцию про свое новое изобретение и одновременно угадать, в чем оно состоит, поскольку заранее он этого не знает. Его единственный помощник – руки второго игрока, которые перед ним двигаются и пытаются изобразить то, что профессор изобрел, или как-то подсказать ему, что это такое.

Ученому важно не потерять лицо, ведь он читает лекцию: «Уважаемая аудитория, я знаменитый профессор, я недавно изобрел принципиально новое устройство, сейчас я припомню, в чем заключается суть моего изобретения». Одновременно все видят руки, которые что-то объясняют, и получается очень смешно.

Задача профессора – угадать, какое изобретение он сделал. Задача игрока, изображающего руки, – доступно объяснить жестами суть открытия.

TopList