Главная страница "Первого сентября"Главная страница журнала "Классное руководство и воспитание школьников"Содержание №14/2009

Специальный выпуск

Игры и развлечения

Янина Дагилис ,
МОУ «Гимназия № 33», г. Ульяновск

Яблочный сезон

О необычном в обычных предметах

Как в известной русской народной сказке «Каша из топора», веселое игровое занятие можно сделать практически из всего. Например, поговорить с детьми хотя бы о... яблоке. Этот знакомый всем детям фрукт станет хорошим поводом для того, чтобы вспомнить различные сказки и мифы, провести занимательные конкурсы и викторины и просто пообщаться друг с другом.

Введение в тему

Учитель. Ребята, отгадайте загадку:
Я румяную матрешку
От подруг не оторву.
Подожду, пока матрешка
Упадет сама в траву.
(Яблоко.)

Дети отвечают. Называется правильный ответ.

Учитель (держит в руках яблоко). Как вы думаете, это обычное яблоко или необычное? Почему?

Ученики отвечают. Как правило, мнения разделяются: одни считают, что яблоко самое обыкновенное, другие считают его чуть ли не сказочным.

Учитель. Давайте разбираться: если оно обычное, то ничего особенного с ним связано быть не может, если необычное, то наверняка нам встретится что-то интересное. Попробуем разобраться?

Учитель записывает на доске: «Яблоко – обычно или необычно?»

Полезный фрукт

Учитель. Итак, как вы считаете, для чего нужны яблоки?

Дети отвечают: для еды, для красоты, в них витамины, для укрепления зубов и десен...

Учитель. А частью чего они являются?

Школьники отвечают: частью дерева – яблони.

Учитель. Яблоню, правда, дикую, можно встретить в лиственных и даже сосновых лесах. А в садах она впервые появилась благодаря древним грекам более 4000 лет назад. Древние германцы верили, что деревья эти пользуются покровительством всех богов, даже молнии их не трогают, и поэтом окружали свои жилища яблоневыми садами. На территории Руси яблони появились... около 1000 лет назад.

Рассказ учителя сопровождается слайдами.

Учитель. Обратите внимание на нашу корзину с яблоками. Какие сорта яблок вы знаете?

Дети называют сорта, которые им знакомы, растут у них в саду. На экране отражаются слайды с изображением яблонь разных сортов.

Учитель. Опытные садоводы по форме, цвету, окраске яблока могут безошибочно определить сорт яблони. А из чего состоит яблоко?

(Прикрепляет на магнитную доску в соответствующем поле части яблока.)

Ребята вспоминают, что они об этом знают. Помочь им могут картинки на слайдах или на доске. Дети называют: мякоть, плодоножка, зернышки, сердцевина, кожура.

Учитель. Тем не менее этот не такой уж сложный по своему составу фрукт имеет много полезных свойств. Какие?

Дети называют те полезные свойства, которые знают.

Учитель (подводит итоги). Яблоки – эффективное средство для лечения гипертонии, они обладают способностью выводить из организма токсические вещества, полезны при малокровии. Кислоты, которые содержатся в яблоках, предупреждают развитие кариеса.

Сказки и мифы

Учитель. Сейчас я вам прочитаю небольшие отрывки текстов, а ваша задача – отгадать, из какого литературного произведения эти яблоки?

Учитель зачитывает отрывки. Дети отгадывают.

– Яблоня, яблоня-матушка, спрячь меня!

– Съешь мое лесное яблочко.

Поскорей съела. Яблоня ее заслонила веточками, прикрыла листочками...

(Русская народная сказка «Гуси-лебеди».)

Дверь тихонько заперла,
Под окно за пряжу села
Ждать хозяев, а глядела
Все на яблоко. Оно
Соку спелого полно,
Так свежо и так душисто,
Так румяно-золотисто,
Будто медом налилось!
Видны семечки насквозь...

(А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».)

Учитель. Вы слышали когда-нибудь выражение «яблоко раздора»? Что оно означает?

Дети говорят о значении выражения: яблоко раздора – то есть причина спора, предмет спора. Вместе с детьми можно вспомнить древнегреческий миф, связанный с этим выражением.

Миф

Пелей и Фетида, родители героя Троянской войны Ахиллеса, забыли пригласить на свою свадьбу богиню раздора Эриду. Эрида очень обиделась и тайно бросила на стол, за которым пировали боги и смертные, золотое яблоко, на нем было написано: «Прекраснейшей». Поднялся спор между тремя богинями: супругой Зевса Герой, Афиной – богиней мудрости и Афродитой – богиней любви и красоты. Судьей между ними был избран троянский юноша Парис. Парис отдал яблоко подкупившей его Афродите, которая помогла ему увезти прекрасную Eлену в Трою, что послужило поводом к Троянской войне. Отвергнутые Гера и Афина выступили на стороне ахейцев.

Верю – не верю

Учитель. Давайте немного поиграем. Я буду задавать вам вопросы, основанные на некоторых фактах и утверждениях, а ваша задача – согласиться с этим утверждением либо не согласиться, то есть сказать «Верю!» или «Не верю!» и объяснить, почему вы так считаете.

Возможные вопросы:

• Верите ли вы в то, что на голову одного ученого упало яблоко и он открыл закон всемирного тяготения? (Да. Этот ученый – Ньютон.)

• Верите ли вы в то, что в США есть День яблока? (Да. Праздник отмечается 20 февраля.)

• Верите ли вы в то, что центральный круг мишени называется яблочком? (Да.)

• Верите ли вы в то, что древнегреческую богиню, которой досталось яблоко, звали Елена? (Нет. Яблоко досталось Афродите.)

Сад чудес

Учитель. Оказывается, слово «яблоко» связано и со многими другими овощами и фруктами. Попробуйте отгадать с какими.

С детьми проводится небольшая викторина.

Возможные вопросы:

• Добывание этих яблок было самым тяжелым, двенадцатым подвигом Геракла. Прообразом этих чудесных плодов были не яблоки, а другие плоды, которые голландцы называли китайскими яблоками. (Апельсин.)

• Изображение этого яблока – символа плодородия – найдено в египетских пирамидах. Согласно Корану, этими растениями засажен райский сад. О каком дереве идет речь? (Гранат.)

• По-английски плод этого растения звучит как «сосновое яблоко». Соплодия его и впрямь похожи на большие шишки, которые, как репа, растут в земле. (Ананас.)

• Золотое яблоко – так прозвали этот овощ в Италии в XVI веке. Родина его – Южная Америка. (Помидор.)

Подведение итогов

Учитель. Наше занятие подходит к концу. Давайте вспомним, на какой вопрос мы искали ответ?

Ребята называют вопрос: яблоко – это обычно или необычно?

Учитель. И мы договорились, что если оно обычное, то ничего особенного с ним связано быть не может, если необычное, то наверняка нам встретится что-то интересное. Так каково же ваше мнение теперь?

Дети высказывают свое мнение, аргументируют его.

Учитель. У каждого из вас в руках яблочко из бумаги, на котором я прошу вас ответить на вопрос: «Что в сегодняшнем игровом занятии тебе понравилось больше всего?»

Дети отвечают на вопрос, можно предложить им варианты ответов: а) отвечать то, что знаешь; б) слушать интересные рассказы; в) выполнять задания (какие?); г) ничего не понравилось.

В заключение учитель угощает ребят яблоками.

TopList