Главная страница "Первого сентября"Главная страница журнала "Классное руководство и воспитание школьников"Содержание №13/2009

Специальный выпуск

О центрах реабилитации

Галина Буянова ,
социальный психолог ;
Татьяна Кручинина ,
воспитатель

Соперники Шерлока Холмса

Интеллектуальные игры

Этот тип игр обращен к интеллекту, к активизации ресурсов детской психики, к развитию всех свойств ума, к совершенствованию мыслительных операций. Они помогают не только скрасить досуг, но и развить умственные способности, улучшить память, расширить словарный запас. В интеллектуальной игре ребенок развивается как личность, у него повышается мотивация к учебной деятельности, пробуждается интерес к знаниям.

Задачи:

• укрепить мотивацию к учебе, повысить уровень познавательной активности детей;

• помочь тренировке памяти, внимания, логического мышления;

• способствовать формированию навыков групповой работы.

Эрудит-лото

Эрудит-лото игра, в которой используются бочонки от настольной игры лото. В игре принимают участие две команды. В мешочке находятся бочонки с номерами от 1 до 20. На столе разложено 20 карточек с номерами на одной стороне и текстами вопросов на другой (номерами вверх). Тематика таких игр разнообразна: естествознание, история, точные науки, искусство и др. Ведущий достает из мешочка бочонок с номером то для одной команды, то для другой. Капитаны команд открывают карточки с названными номерами, читают вопрос. На обсуждение вопроса дается минута. Через минуту команда должна ответить на вопрос. За каждый правильный ответ команде присуждается 1 балл. Побеждает команда, набравшая большее количество баллов.

Если количество детей недостаточно для деления на команды, можно отвечать на вопросы индивидуально. В этом случае мешочек передается по кругу, каждый по очереди достает бочонок, открывает карточку с названным номером, читает вопрос и через минуту отвечает на него. Побеждает тот, кто наберет большее количество баллов.

Примерные вопросы по теме «Мир природы»:

1. Кто собирает яблоки спиной? (Еж.)

2. Живое существо, активно и сознательно воздействующее на живую и неживую природу. (Человек.)

3. Разноцветные грибы. (Сыроежки.)

4. Какая ягода бывает черной, красной и белой? (Смородина.)

5. Самая высокая трава. (Бамбук.)

6. Кто спит вниз головой? (Летучая мышь.)

7. Название какого растения говорит о том, где оно живет? (Подорожник.)

8. Какая птица может летать хвостом вперед? (Колибри.)

9. Сколько ног у паука? (Восемь.)

10. Листья какого дерева опадают осенью зелеными? (Ольха.)

11. Когда температура тела воробья ниже: летом или зимой? (Одинаковая.)

12. Какой снег тает быстрее: чистый или грязный? (Грязный.)

13. Детеныши каких животных питаются молоком чужой матери? (Зайчата.)

14. Родилась в воде, а живет на земле. (Лягушка.)

15. Какую траву любят кошки? (Валериану.)

16. Каким насекомым хлопают в ладоши? (Комарам.)

17. Где раки зимуют? (Под водой, под корягами.)

18. Кто кукует у кукушки: самка или самец? (Самец.)

19. Какой гриб носит название хищного лесного зверя? (Лисичка.)

20. В какое время года можно наблюдать туманы? (В любое.)

Игры Шерлока Холмса

Ведущий. Ребята! Сегодня у вас есть прекрасная возможность блеснуть своей эрудицией в «Играх Шерлока Холмса». Все вы знаете, каким талантливым сыщиком был Шерлок Холмс, как ловко он раскрывал самые трудные и запутанные дела. А помогали ему в этом его знания, сообразительность, находчивость и смекалка. Давайте поприветствуем наши команды, которым в течение всей игры предстоит демонстрировать знания, сообразительность, находчивость и смекалку.

1-й тур. Грамматическая арифметика

Игра проводится по командам, за каждый правильный ответ присуждается 1 балл. Побеждает команда, набравшая большее количество баллов.

Ведущий. Посмотрите на карточки, которые я вам раздам. Используя их, вы должны будете из двух слагаемых получить одно. Например: на карточке написано «гроза + ров», а должно получиться слово, обозначающее беседу. Путем перестановки букв мы получаем слово «разговор».

Карточки для первой команды:

• Весна + рок = ? (русский поэт);

• Лик + пена = ? (птица);

• Том + вата = ? (оружие).

Ответы:

Некрасов;

Пеликан;

Автомат.

Карточки для второй команды:

• Бар + соки = ? (фрукт);

• Липа + нота = ? (животное);

• Боб + уста = ? (день недели).

Ответы:

Абрикос;

Антилопа;

Суббота.

2-й тур. Черный ящик

Ведущий (выносит черный ящик). Попробуйте отгадать, что находится в этом ящике. Для каждой команды приготовлен отдельный вопрос.

Вопрос первой команде:

В черном ящике находится предмет, с помощью которого можно изготовить самые замечательные вещи, а можно даже убить одного из персонажей русской народной сказки. (Игла.)

Вопрос второй команде:

В черном ящике находится то, что указало путь-дорогу не только Ивану Царевичу, но и герою одного из мифов Древней Греции. (Клубок ниток.)

3-й тур. Неотправленные депеши

Ведущий. Ребята! Сегодня утром каждой команде по телетайпу поступило сообщение. Вам необходимо выяснить, кто и в связи с чем мог отправить эти донесения.

Депеша для первой команды:

«Москва пылает. Людей не видно. Холодно. Голодно». (Наполеон. Осенью 1812 г. из пылающей Москвы.)

Депеша для второй команды:

«Вышел к Неве с дружиной. Ополчению поспешить следом». (Александр Невский. В июле 1240 г., отправляясь в поход против шведов.)

4-й тур. Перевертыши

Ведущий. А сейчас я предлагаю командам наше традиционное и всеми любимое задание – расшифровать перевертыши названий книг. Я зачитываю перевернутое название книги, а вы даете правильный ответ. Например: Счастье от глупости. Правильный ответ: Грибоедов – «Горе от ума».

Вопросы задаются поочередно каждой команде.

Примерные вопросы:

1. Синяя бейсболка. (Ш.Перро. «Красная шапочка».)

2. Кубик (Русская народная сказка «Колобок».)

3. Мышка в босоножках. (Ш.Перро. «Кот в сапогах».)

4. Огненный придворный. (Х.К. Андерсен. «Снежная королева».)

5. Кар-кар. (И.С. Тургенев. «Му-му».)

6. Быль об охотнике и дичи. (А.С. Пушкин. «Сказка о рыбаке и рыбке».)

7. Ручные утята. (Х.К. Андерсен. «Дикие лебеди».)

8. Старые брюки придворной дамы. (Х.К. Андерсен. «Новое платье короля».)

9. Бебби – короткий носок. (А.Линдгрен. «Пеппи – длинный чулок».)

10. Белый петух, или Надземные мертвецы. (В.Ф. Одоевский. «Черная курица, или Подземные жители».)

5-й тур. Крепкий орешек

Ведущий предлагает командам разгадать ребус.

Ведущий. Ребус – это такая головоломка, в которой слова изображены рисунками. Первый печатный сборник ребусов вышел во Франции в 1582 г., составил его Э. Табуро. В нашей стране этот вид головоломки появился в 1845 г. на страницах журнала «Иллюстрация».

Команды разгадывают предложенные ребусы.

Затем подводятся итоги игры и вручаются призы.

Калейдоскоп

Данная игра рассчитана на детей 6–7-х классов. Для игры выбираются две команды по 6 человек. Каждой команде задается по 3 вопроса. За каждый правильный ответ команде присуждается 1 балл. Побеждает команда, набравшая большее количество баллов. Форма игры – путешествие по станциям:

• «Литературная»;

• «Эрудит»;

• «Прекрасное рядом»;

• «Мир вокруг нас»;

• «Спортивная».

Первая станция. Литературная

Примерные вопросы:

1. Сколько дней пролежали деньги Буратино на Поле Чудес? (Один, нисколько, семь.)

2. Чьи это строки: «Мороз и солнце; день чудесный!»? (Тютчев, Никитин, Пушкин.)

3. Кто автор произведения «Маленький принц»? (Твен, Экзюпери, Свифт.)

4. Кто из литературных героев говорил: «Вот я, вот я, превращаюсь в муравья»? (Печкин, Баранкин, старик Хоттабыч.)

5. Из какой сказки Шемаханская царица? («Айболит», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о Золотом петушке».)

Вторая станция. Эрудит

Примерные вопросы:

1. Что такое автограф? (Рукопись, надпись, подпись.)

2. Что такое грот? (Пещера, алкогольный напиток, животное.)

3. Что такое Гамбург? (Куриная котлета, город в Германии, гора.)

4. Кто такой Марс? (Шоколадный батончик, планета, древнеримский бог войны.)

5. Что такое икебана? (Премьер-министр Японии, вид восточных единоборств, искусство составления букетов.)

6. Что такое карат? (Вид спорта, мера веса драгоценных камней, растение.)

Третья станция. Прекрасное рядом

Примерные вопросы:

1. Кто такая Терпсихора? (Египетская царица, мисс Греция, греческая муза танца.)

2. Что такое вернисаж? (Верхняя часть здания, центральная улица Парижа, выставка картин.)

3. Какая башня называется «падающей»? (Пизанская, Эйфелева, Кандорская.)

4. Как называется художник, изображающий животных? (Маринист, баталист, анималист.)

5. Назовите короля вальсов. (Моцарт, Штраус, Верди.)

6. На каком музыкальном инструменте играл Орфей? (На свирели, на арфе, на лире.)

Четвертая станция. Мир вокруг нас

Примерные вопросы:

1. Где у кузнечика ухо? (На голове, на спине, на ноге.)

2. Какая самая большая трава? (Бамбук, камыш, эвкалипт.)

3. Откуда родом сибирская кошка? (Из Сибири, из Южной Азии, из Африки.)

4. Как называют жителей города Архангельска? (Архангельцы, архангелогородцы, архангельчане.)

5. Что такое кинология? (Наука о кино, наука о грибах, наука о собаках.)

6. Кто совершил путешествие за три моря? (Х.Колумб, А.Никитин, А.Лазарев.)

Пятая станция. Спортивная

Примерные вопросы:

1. Кто был инициатором олимпийского движения? (Кубертен, Сталлоне, Робсон.)

2. Назовите родину футбола. (Америка, Франция, Англия.)

3. Сколько клеточек одного цвета имеет шахматная доска? (120, 32, 48.)

4. Как называется положение, когда у игрока в шахматы есть определенный лимит времени? (Период, цейтнот, тайм-аут.)

5. Какая страна считается родиной Олимпийских игр? (Греция, Австрия, Франция.)

6. Согласно легенде, Гераклом были основаны Олимпийские игры в 776 г. до н.э. В честь кого? (Зевса, Ахилла, Геры.)

В конце игры подводятся ее итоги, осуществляется награждение победителей.

TopList