Главная страница "Первого сентября"Главная страница журнала "Классное руководство и воспитание школьников"Содержание №13/2009

Специальный выпуск

О центрах реабилитации

Екатерина Астапова ,
педагог-психолог ;
Татьяна Кручинина ,
воспитатель ;
Татьяна Степанова

Тепло – по кругу

Упражнения-ритуалы

Формирование совместно с детьми общих привычек и традиций – хороший фундамент для внутреннего сплочения группы. Кроме того, ритуалы приветствия и взаимодействия участников между собой помогают педагогу сконцентрировать внимание детей на занятии и создать нужную атмосферу в кругу играющих.

Приветствия

В кругу

Дети встают в круг. Ведущий просит их положить руки на плечи соседей, приветливо посмотреть друг на друга и поздороваться.

Рукопожатие

Ребята сидят в кругу. Ведущий предлагает начать сегодняшний день так: встать и поздороваться за руку с каждым, никого не пропуская. Не страшно, если с кем-то они поздороваются дважды, главное – никого не пропустить.

Пожелание

Ребята сидят в кругу. Занятие начинается с пожеланий друг другу на день. Делается это так: первый участник встает, подходит к любому, здоровается с ним и говорит ему пожелание на сегодняшний день. Тот, к кому подошел первый участник, в свою очередь, подходит к следующему и так далее до тех пор, пока каждый из участников не получит свое пожелание.

Групповое приветствие

Дети образуют полукруг. Затем каждый по очереди встает в центр, поворачивается лицом к группе и здоровается со всеми любым способом, но не повторяя сказанное ранее. Остальные же все вместе (хором) повторяют каждое предложенное приветствие.

Подарок

Ребята сидят в кругу. Ведущий предлагает, чтобы каждый из участников по очереди сделал подарок своему соседу слева (по часовой стрелке). Подарок надо вручить молча, то есть жестами (невербально), но так, чтобы сосед понял, что это такое. Тот, кто получает подарок, должен отгадать, что ему дарят.

Комплимент

Дети стоят в кругу. Ведущий просит их взяться за руки и посмотреть друг на друга. Затем кто-нибудь из участников входит в круг и идет вдоль него по часовой стрелке, останавливаясь около каждого в тот момент, когда последний скажет ему приветствие и комплимент. После того как первый участник пройдет четверых из круга, второй начинает движение вслед за ним и так далее по очереди.

Представление имени

Ребята встают в круг. Поочередно каждый подросток выходит в центр круга и называет свое имя, сопровождая это каким-либо жестом или позой. Выбор жеста или позы осуществляется произвольно, по желанию участника. Главное, чтобы через это движение был передан образ человека, представляющего себя.

Бегущие огни

Ребята сидят в кругу. Один из них говорит своему соседу (по часовой стрелке) какую-нибудь совсем короткую приветственную фразу, например: «Доброе утро!». Сосед должен как можно скорее встать, повторить эту фразу следующему и снова сесть, затем его сосед должен сделать то же самое, и волна вставания и повторения бежит по кругу. Выполнять это приветствие надо с максимально возможной скоростью, увеличивать которую можно постепенно. Когда волна прошла полкруга, к заданию добавляется еще один элемент ? на усмотрение одного из участников. Этот элемент может быть вербальным или невербальным. Последующие участники должны выполнить именно этот комплекс, а затем (еще через полкруга) очередной участник добавляет еще что-нибудь и т.д.

Мне приятно сказать

Подростки сидят в кругу. Ведущий предлагает начать взаимное приветствие с фразы: «Здравствуй, мне приятно тебе сказать…». Каждый должен найти несколько самых теплых слов для всех участников, подойти обязательно к каждому и непременно с улыбкой произнести их.

Карусели

Большая группа участников делится на две подгруппы. Дети образуют круг в круге лицом друг к другу. Один круг стоит на месте, другой двигается по часовой стрелке. Нужно улыбнуться каждому, сказать комплимент или что-то приятное.

Создание позитивного настроения

Сотвори вокруг себя пространство любви и добра

По команде ведущего ребята садятся поудобнее, закрывают глаза. Они должны представить себя солнышком и мысленно направлять от себя в разные стороны лучики света – любви, добра, мира, счастья, взаимопонимания, проникаясь постепенно этим состоянием.

Упражнение выполняется несколько минут под спокойную музыку.

Передай тепло по кругу

Ведущий предлагает детям взяться за руки, затем пожать руку соседа, тем самым передав ему тепло своих рук, своего сердца, мысленно пожелав добра. Пожатие-искорка проходит по всему кругу.

Упражнение выполняется в полной тишине. Постепенно, когда группа сплотится, темп пробега искорки возрастает. В сплоченной группе можно попробовать передавать искру не через рукопожатие, а через мысленную концентрацию передачи тепла.

TopList