Главная страница "Первого сентября"Главная страница журнала "Классное руководство и воспитание школьников"Содержание №13/2009

Специальный выпуск

О центрах реабилитации

Ольга Литвинова ,
социальный педагог

Убегающие родители

Ошибки семейного воспитания

В современном обществе не только ребенок нередко конфликтует с семьей, но и сами взрослые забывают о своей роли для детей, не могут справиться с родительскими обязанностями. Учитель способен повлиять на характер взаимодействия в семье, если сумеет напомнить родителям о необходимости уважать интересы и личность детей, разрушит иллюзию родительской «занятости» работой.

Утрата доверия

Семья – это сложно развивающийся и постоянно изменяющийся психологический «организм», каждый член которого не только занимает свою нишу, но и непрерывно взаимодействует с другими. При этом и сами люди, и их отношения находятся в постоянном развитии. Чтобы понять, какие особые потребности имеет ребенок, надо искать их во взаимоотношениях «взрослый – ребенок». Ребенок не может существовать в семье без любви, ласки, эмоционального принятия, ощущения того, что он любим родителями и нужен им.

На семью воздействуют различные факторы: экономические, бытовые, карьерные, а также родственники, друзья и др. При благоприятном развитии отношений ребенок вместе с семьей проживает эти явления и приобретает опыт адекватной реакции на них. Но условия нового времени приводят к тому, что многие родители почти полностью погружены в работу, в борьбу за выживание и совсем перестали уделять внимание детям.

Большинство современных родителей сознательно стремятся переложить свои воспитательные функции на других людей (воспитателей, родственников, учителей и др.). Они убеждены, что воспитание требует особого времени и усилий, которыми не располагает занятый на производстве человек: «Когда мне воспитывать? Я же работаю».

Многие из этой категории родителей заботятся о том, чтобы обеспечить ребенка материально, но уклоняются от участия в его занятиях, отказываются от руководства деятельностью. Лишь в тех случаях, когда удается повлиять на их отношение к процессу воспитания и изменить систему мотивов, меняется и характер взаимоотношений с ребенком.

А.С. Макаренко говорил: «…для воспитания ребенка совсем не нужно какого-то особенного времени… И если родители говорят, что ребенок вышел плох потому, что времени не было его воспитывать, они просто ищут оправданий».

Некоторые взрослые признавались, что они самоустранились от воспитания, другие оправдывали свои действия и поступки по отношению к своему ребенку или неадекватно их оценивали. На вопрос «За какие качества вы уважаете своего ребенка?» некоторые родители затруднялись ответить. Многие, как выяснилось, не знают и не учитывают индивидуальные и возрастные особенности своих детей, недостаточно проявляют родительскую любовь, заботу или, наоборот, слишком опекают своего ребенка, а особенно – если ребенок «трудный».

Семья с «трудным» ребенком – это не обычная семья, так как в подобных семьях происходит переориентировка семейных отношений. Взаимоотношения принимают нелогичный, неадекватный характер, родители затрудняются определить свою семейную роль в новых сложных условиях. Они часто не умеют и не знают, как установить необходимый уровень психологического общения с «трудным» ребенком, создать ему условия для нормального развития, обучения и самореализации. Иногда семьи разрушаются или находятся на грани распада, и причина этого – отношение к таким детям.

Ребенок нуждается в серьезном, заинтересованном отношении взрослых к себе. Но если он постоянно наталкивается на равнодушие, нежелание взрослых разделить с ним радости и волнения, то потребность нести близким самое сокровенное постепенно затухает. В результате стремление ребенка к контакту с родителями ослабевает, и как знать, не станут ли вскоре родители сожалеть об этом! Когда ребенок становится школьником и его результаты начинают волновать родителей, мы ждем от него рассказов о школе, учебе, друзьях, событиях в классе. Нам интересно знать, о чем он думает, чем живет, что его увлекает. Но при равнодушном отношении к его интересам не следует удивляться его замкнутости: ведь взрослые сами положили тому начало, когда проявляли нетерпение к его нехитрому рассказу, не принимали всерьез его ребячьи заботы, а иногда и подсмеивались над его бедой, кажущейся с нашей, с взрослой точки зрения, незначительной.

Оборотная сторона безотказности

Важно, чтобы ребенок слышал не только восторженные отзывы о себе, но и рассказ о своих недостатках, это воспитывает в нем скромность, сдержанность. Постоянное восхищение ребенком приводит к тому, что ему хочется привлечь к себе внимание окружающих, доказать, что он особенный. Так развивается тщеславие, чувство исключительности, превосходства над сверстниками.

Дети ведут себя соответственно тем установкам, которые они получают от взрослых, ведь потребность к немедленному удовлетворению желаний не возникает у ребенка из ничего, ее порождает поведение родителей, их отношение к нему.

Многие родители связывают понятие «счастливое детство» с неограниченным предоставлением ребенку материальных удовольствий. Но они упускают из виду, что безотказность формирует потребителя, эгоиста, что она не готовит к жизни. Человек, у которого не сформирована способность к самоограничению, не выработана дисциплина желаний, рано или поздно вступает в противоречие с общественными требованиями. Вариант: Такой ребенок не подготовлен к тому, чтобы хорошо учиться, работать, делать то, что требует от него общество. Полученный им опыт «нездоровых» отношений, в которых одна сторона дает, другая – берет, в дальнейшем обязательно повлияет на формирование его личности, на то, каким он вырастет человеком, что будет представлять как член трудового коллектива, как отец или мать своих будущих детей.

Дети чутко улавливают отношение взрослых к ним, и в зависимости от этого у них формируются соответствующие способы поведения. Если ребенка балуют, если его желания выполняются безотказно, появляется большой простор для расцвета в нем эгоцентризма. Избалованный, он привыкает к тому, что постоянно окружен чрезмерным вниманием близких, ни в чем не знает отказа, захвален, задарен игрушками и лакомствами и растет себялюбцем, баловнем, эгоистом, не умеющим считаться с удобствами и возможностями семьи.

Избаловать ребенка можно не только всевозможными излишествами, но и, главное, нетребовательным отношением к нему. Если ребенок привыкает смотреть на своих близких с позиции потребителя, то трудно сформировать в нем чувство долга перед ними. Он привыкает пользоваться предоставляемыми ему правами и не знает никаких обязанностей. Так вырастают люди деспотичные, заносчивые, эгоистичные, склонные к переоценке собственных возможностей.

Научить уважению

Комплексное воспитание – это воспитание будущей личности в социуме. В нем участвуют не только родители, но и воспитатели, родственники, учителя, сверстники. Ребенок воспитывается непрерывно, а не от случая к случаю, например лишь тогда, когда его учат, ему что-то объясняют, советуют, разговаривают с ним или отвечают на его вопросы.

Процесс воспитания носит комплексный характер, потому что личность формируется в целом, а не только развиваются отдельные ее свойства и качества. Комплексное воспитание – это воспитание собственным примером, разумная требовательность, способность преодолевать трудности, дисциплинированность, трудолюбие, умение обслуживать себя, бережливость, готовность помогать людям, склонность к сопереживанию, воспитание чувства долга, эстетическое воспитание и т.д.

Воспитание – всегда творческий поиск, не терпящий бездумности и скороспелых решений. Необходимо учитывать не только индивидуальные особенности ребенка, но и разбираться в побудительных мотивах его поступков, сложившейся ситуации, предвидя его реакцию на тот или иной педагогический прием.

В любых ситуациях родители должны считаться с чувством собственного достоинства ребенка, видеть в нем развивающуюся личность, стремиться к взаимопониманию, быть справедливыми в оценках его поступков. Если они не умеют этого, то научить их уважать своих детей – одна из главных задач педагога.

TopList