Главная страница "Первого сентября"Главная страница журнала "Классное руководство и воспитание школьников"Содержание №13/2009

Специальный выпуск

О центрах реабилитации

Татьяна Алексеева

Спасение (от) семьи

Структура и задачи СРЦН

Последнее десятилетие в связи с ростом семейного неблагополучия резко обострились проблемы социальной дезадаптации подростков, растет число детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Это дети, в семьях которых отсутствуют не только внимание и контроль со стороны родителей, но и необходимый медицинский уход, возможны случаи физического и психологического насилия. Оказание помощи и поддержки подросткам, попавшим в тяжелую семейную ситуацию и не имеющим возможности справиться с ней самостоятельно, – главная задача центров социальной реабилитации для несовершеннолетних.

Кризис в семье

Анализ условий жизни у детей группы риска показывает, что невозможно выделить одну главную причину, послужившую фактором неблагополучия. Специалисты чаще всего фиксируют сочетание сразу нескольких обстоятельств, делающих невозможным проживание ребенка в семье, где создается прямая угроза его здоровью и жизни. Длительное воздействие тяжелых условий вызывает негативные психические и физические изменения в организме ребенка, которые приводят к значительным отклонениям как в его поведении, так и в личностном развитии.

У большинства подростков, нуждающихся в социальной реабилитации, возникают проблемы с речью, нарушения поведенческого и психологического характера. Почти все такие подростки испытывают дефицит общения. Учеба в школе дается им тяжело, поскольку резкое отставание от сверстников не позволяет ощутить радость познания, усиливает негативное отношение к учебе. Среди детей группы риска распространены агрессивность, эмоциональная несдержанность, недостаток самостоятельности, заниженная самооценка, примитивизм потребностей, незнание общепринятых норм поведения.

Причины недостаточной социализации, а также серьезных отклонений в поведении и уровне развития таких ребят, как правило, коренятся в глубоком семейном неблагополучии и неустроенности. Сотрудничество с социально-реабилитационным центром необходимо школьным педагогам в тех ситуациях, когда семейная среда становится разрушительной для ребенка.

Неблагополучной можно считать семью, в которой нарушена структура, обесцениваются или игнорируются основные семейные функции. Тяжесть общей ситуации проявляется в подобных семьях сразу в нескольких сферах жизни – на социальном и материальном уровне, на уровне межличностных отношений. Возможно наличие в семье домашнего тирана. К неблагополучным семьям относятся следующие типы:

Семьи с недостатком воспитательных ресурсов (неполные) – семьи, состоящие из одного родителя, как правило, с несколькими несовершеннолетними детьми. Среди неполных семей различаются: осиротевшая, внебрачная, разведенная, распавшаяся.

Конфликтные семьи – семьи, в которых постоянно имеются сферы, где сталкиваются интересы, намерения, желания всех или нескольких членов семьи, порождая сильные и продолжительные отрицательные эмоции, непрекращающуюся неприязнь членов семьи друг к другу.

Проблемные семьи – семьи, проблемы которых касаются одновременно эмоциональной, правовой, материальной, медицинской, психологической, педагогической и других сторон жизни. Источником обострившихся проблем может стать развод, смерть одного из членов семьи, перемена места жительства, рождение ребенка-инвалида и т.д. Какой-то один вид проблем в таких случаях встречается редко, поскольку все они взаимосвязаны.

Кризисные семьи семьи, которые не готовы решать свою проблему (падение уровня жизни, потерю жилья, работы, трудоспособности и т.д.) самостоятельно, а перекладывает ее на друзей, родных, государство.

Асоциальные семьи семьи, где родители периодически пьют, а когда выходят из состояния алкогольного опьянения, начинают воспитывать детей. В этих семьях еще есть реабилитационный потенциал.

Аморальные семьи семьи, в которых родители страдают глубокой алкогольной или наркотической зависимостью; до детей им нет никакого дела. В таких семьях часто проявляется жестокое обращение с детьми, насилие.

Антисоциальные (криминальные) семьи – семьи, открыто противопоставляющие себя всему обществу (кражи, грабежи, проституция).

Организация СРЦН

Социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних создаются в системе социальных служб органов социальной защиты населения. К настоящему времени они существуют в большинстве городов субъектов Российской Федерации, а в крупных городах – в каждом районе. Структурные подразделения центра – приемное отделение, отделение социальной диагностики, отделение социально-правовой помощи и отделение дневного пребывания.

Приемное отделение

Отделение осуществляет круглосуточный прием несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации. В отделение принимаются несовершеннолетние в возрасте от 4 до 18 лет.

Задачи приемного отделения

• проведение первичного медицинского осмотра и первичной санитарной обработки несовершеннолетних;

• проведение диспансеризации несовершеннолетних врачами-специалистами;

• оказание доврачебной помощи (при наличии показаний несовершеннолетние направляются на лечение в стационарное медицинское учреждение);

• оказание первичной психологической помощи несовершеннолетним;

• круглосуточный прием безнадзорных несовершеннолетних, самовольно покинувших семью, и решение вопроса об их возврате.

Основные категории детей группы риска

• оставшиеся без попечения родителей;

• нуждающиеся в социальной реабилитации и экстренной медико-социальной помощи;

• испытывающие трудности в общении с родителями, сверстниками, педагогами и другими лицами;

• проживающие в неблагополучных семьях;

• подвергшиеся физическому или психологическому насилию;

• отказавшиеся жить в семье или учреждениях для детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей.

Документы, необходимые для приема в СЦРН

• личное обращение несовершеннолетнего;

• заявление родителей (законных представителей) с учетом мнения несовершеннолетнего, достигшего возраста десяти лет, за исключением случаев, когда учет мнения несовершеннолетнего противоречит его интересам;

• направление органа социальной защиты населения;

• ходатайство должностного лица органа или учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, согласованное с органом социальной защиты населения;

• постановление лица, производящего дознание, следователя, прокурора или судьи в случаях задержания, административного ареста, заключения под стражу, осуждения к аресту, ограничения свободы, лишения свободы родителей (законных представителей) несовершеннолетнего;

• акт оперативного дежурного органа внутренних дел о необходимости помещения несовершеннолетнего в СРЦН, копия которого в течение 5 суток направляется в орган социальной защиты населения.

При оформлении детей и подростков в СРЦН должны быть также представлены документы, подтверждающие состояние их здоровья: история развития ребенка (форма № 112/у) или амбулаторная карта подростка (форма № 025/у). Противопоказаниями для направления в отделение дневного пребывания и стационарное отделение Центра являются: все заболевания в острой стадии и хронические заболевания в стадии декомпенсации; злокачественные новообразования в активной фазе; истощение организма, острые инфекционные заболевания.

В случае поступления несовершеннолетних, находящихся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, психически больных, совершивших преступления, отделение принимает меры по их направлению в соответствующие учреждения согласно законодательству РФ.

В отделении создаются условия, приближенные к домашним, выделяются помещения для сна, питания, досуга детей и подростков. Для организации питания несовершеннолетних, поступивших в отделение, предусматривается набор необходимых продуктов. Несовершеннолетним предоставляется полное государственное обеспечение.

Прием детей и подростков в СРЦН, в том числе в отделение дневного пребывания и стационарное отделение, перевод из отделения в отделение, а также завершение этапа реабилитации осуществляется в соответствии с индивидуальной программой реабилитации ребенка или подростка с оформлением переводного или выписного эпикриза с указанием развернутого диагноза и соответствующих рекомендаций.

Отделение дневного пребывания (ОДП)

Социально-реабилитационные центры работают не только с детьми, утратившими связи с семьей, но и с теми, кто еще продолжает пребывать в семье, в стенах школы, но их жизненная ситуация не отличается благополучием и они тоже нуждаются в медицинской, психологической, педагогической поддержке специализированного учреждения. Для таких детей организованы группы дневного пребывания.

По возрастному составу воспитанники ОДП разделены на три возрастные группы:

• дети дошкольного и младшего школьного возраста (4–9 лет);

• младшие подростки (10–13 лет);

• подростки (14–16 лет).

Задачи отделения дневного пребывания

• разработка на основании типовых базовых программ индивидуальной программы реабилитации детей и подростков группы риска;

• реализация указанных программ и координация совместных действий медицинских, образовательных, социальных, физкультурно-оздоровительных, спортивных и иных учреждений, способствующих реабилитации детей и подростков группы риска;

• оказание помощи семьям, воспитывающим детей и подростков с отклонениями в развитии, в их социальной реабилитации, проведении реабилитационных мероприятий в домашних условиях.

Основные проблемы детей, посещающих ОДП

• жестокое обращение с детьми в семьях;

• безнадзорность (нет контроля со стороны родителей);

• отсутствие необходимых бытовых условий для жизни (одежды, обуви, продуктов питания);

• внутрисемейные проблемы (нет взаимопонимания между детьми и родителями; внутрисемейные конфликты, гипоопека; в семье не уделяется необходимого внимания ребенку);

• девиантное поведение (поведение, сильно отклоняющееся от нормы);

• отклонения от нормы в состоянии здоровья ребенка (дети с ослабленным здоровьем, с недоеданием, с ЗПР; дети, находящиеся по состоянию здоровья на домашнем обучении и имеющие дефицит общения);

• нарушения эмоциональной сферы (стресс, тревожность, психотравмирующие ситуации: развод родителей, потеря близких родственников, перемена места жительства);

• нарушения в сфере межличностных взаимоотношений (нет друзей, ребенок пренебрегаем, отвержен, малоавторитетен, конфликтен, отчужден, не умеет общаться);

• педагогическая запущенность (не усваивает школьную программу, не готов к школе, не посещает ее);

• отсутствие социально-трудовых навыков и умений, трудовой мотивации; трудности в профессиональном самоопределении;

• недостаточный уровень развития познавательных процессов;

• низкое речевое развитие у детей (нарушение грамматического строя речи, нарушение звукопроизношения, нарушение письменной речи, бедный словарный запас, обусловленный социальным неблагополучием семьи);

• недостаточное знание языка, трудности в общении, в обучении (принадлежность к семьям, приехавшим из стран ближнего зарубежья).

Основные формы работы ОДП

• групповые занятия;

• индивидуальные занятия со специалистами;

• коллективно-творческая деятельность (КТД);

• клубная и кружковая работа;

• культурно-досуговая деятельность.

Поскольку время пребывания детей в ОДП ограниченно, программы групповых занятий рассчитаны на циклы из 10?12 занятий. Их можно варьировать исходя из состава, возрастных особенностей, общих проблем детей. Программы групповых занятий направлены на развитие навыков социализации у воспитанников, формирование у них нравственно-ценностной ориентации, установок на ведение здорового образа жизни, преодоление трудностей в общении, укрепление внутрисемейных связей, профилактику правонарушений, профессиональное самоопределение и др. Педагогами-психологами проводятся тренинги мышления, личностного роста, здорового образа жизни, психогимнастика, сказкотерапия. Организуются интегрированные циклы занятий (например, занятия по развитию речи и мелкой моторики для дошкольников и младших школьников, которые проводят учитель-логопед и руководитель кружка «Художественный труд»).

В индивидуальную программу реабилитации включаются те циклы занятий, которые наиболее необходимы ребенку для решения его проблем. Например, если у детей снижен интерес к учению (а подобных детей в СРЦН обычно большинство), имеется негативное отношение к школе и учебным предметам, то специалисты выбирают для них такие формы работы и такие циклы занятий, которые позволяют максимально пробудить их интерес к той или иной области знаний, расширить их кругозор, преодолеть страх перед школьным обучением, снизить уровень тревожности, нервозности, негативных эмоций.

Программы индивидуальных занятий (с психологом, учителем-логопедом, социальным педагогом, воспитателем и др.) имеют разную продолжительность в зависимости от ситуации и степени сложности проблемы ребенка. Это коррекция познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы, личностной сферы, коррекция речевых расстройств, подготовка детей к школе, занятия с детьми из семей, приехавших из ближнего зарубежья, по ознакомлению с окружающим миром, обогащению словарного запаса, преодолению трудностей в общении, в обучении из-за недостаточного знания языка, индивидуальное консультирование и др.

Огромное значение в реабилитации детей и подростков имеет включение их в коллективно-творческую работу. Это проектно-познавательные и деловые игры, совместная подготовка детей и взрослых к праздникам, выполнение коллективных творческих заданий.

И, наконец, большую роль в процессе реабилитации играет клубная и кружковая работа, организация развивающего досуга и культурного отдыха детей: игры, конкурсы, викторины, праздники, встречи с интересными людьми и другие мероприятия, которые способствуют активизации внутренних ресурсов личности ребенка, отреагированию негативных эмоций, формированию адекватной самооценки, развитию межличностных отношений.

По окончании намеченного срока реабилитации проводится социально-психолого-педагогический консилиум, на котором подводятся итоги реабилитационной работы, и если программа реабилитации выполнена полностью, то ребенок снимается с обслуживания. Если программа выполнена частично, намечаются новые сроки и разрабатывается новая программа реабилитации. Весь реабилитационный цикл повторяется до тех пор, пока проблема ребенка не будет решена.

TopList