Главная страница "Первого сентября"Главная страница журнала "Классное руководство и воспитание школьников"Содержание №12/2009

Сценарии

Классный час

Елена Бондаренко ,
учитель начальных классов, МОУ СОШ № 18, г. Пенза

Семь чудес России

Викторина для учеников 4–6-х классов

Знакомство школьников с уникальными историческими, культурными и природными объектами на территории нашей родины – важная часть процесса воспитания. Предложенные задания, несомненно, вызовут интерес у ребят, а также будут способствовать развитию эрудиции и расширению их кругозора.

Задачи:

• познакомить учащихся с семью чудесами России;

• сформировать интерес к данной теме;

• учить интегрировать знания из различных областей науки;

• воспитывать патриотические чувства к своей родине;

• развивать познавательную активность;

• готовить к исследовательской деятельности.

Оборудование: эмблема конкурса «Семь чудес России»; физическая карта России; административная карта Российской Федерации; ключ шифрограммы; таблица «У каждого чуда свое место»; карточки с описанием чудес России; толковый словарь, географический справочник, энциклопедия; фотографии семи чудес России.

Введение в тему

Учитель. Быстро пролетели летние каникулы, наступил новый учебный год. Я рада видеть всех вас здоровыми, отдохнувшими, повзрослевшими. Чтобы немного настроиться на учебную волну, я хотела бы сегодня на нашем первом уроке предложить вам поговорить о чудесах.

С чем ассоциируется у вас это слово?

О каких чудесах мы с вами уже говорили?

Сколько чудес на свете?

Где и кто впервые описал семь чудес света? Назовите их.

Ответы учащихся: семь чудес света описал в своей книге «Истории» грек Геродот. К чудесам света он причислил: пирамиду Хеопса (Египет, III век до н.э.); висячие сады Семирамиды (Вавилон, VI век до н.э.); статую Зевса в Олимпии (Греция, V век до н.э.); храм Артемиды в Эфесе (Греция, IV век до н.э.); Галикарнасский мавзолей (Кария, IV век до н.э.); маяк на острове Фарос (Александрия, Египет, III век до н.э.); Колосс Родосский (остров Родос, III век до н.э.).

Учитель. А как вы думаете, появились ли с тех времен новые чудеса?

Учащиеся высказывают свое мнение.

Учитель. Время и история не стоят на месте. Природа и люди создали новые уникальные памятники – новые чудеса. Летом 2007 года в Европе были подведены итоги конкурса «Семь новых чудес света». К великому сожалению, среди победителей не было ни одной достопримечательности из России, хотя в нашей стране немало мест, которые можно было бы с гордостью показать всему миру. Именно поэтому газета «Известия», телеканал «Россия» и радиостанция «Маяк» решили провести свой конкурс «Семь чудес России». Целью данного проекта стало возрождение чувства патриотизма и любви к своему Отечеству, привлечение внимания к восстановлению и сохранению уникальных исторических, культурных и природных объектов на территории нашей родины. Каждая республика, каждая область, каждый субъект федерации выдвигали на конкурс свои чудеса. Так, например, от Пензенской области были выдвинуты музей-заповедник «Тарханы», уникальные пещеры в Наровчате, музей одной картины и детская железная дорога. Из-за большого количества достопримечательностей конкурс проходил в три тура. Финал конкурса состоялся в мае–июне 2008 года. Выборы семи чудес России происходили через SMS- и интернет-голосование. В нем приняли участие около 26 миллионов человек. 12 июня 2008 года, в День независимости России, на Красной площади были объявлены победители конкурса. Ими стали… А впрочем, это вы сегодня и должны узнать!..

Шифровка

С помощью ключа школьникам необходимо расшифровать названия семи чудес России.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
А Б В Г Д Е Е Ж З И Й
12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22
К Л М Н О П Р С Т У Ф
23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я

16,9,6,18,16 – 2,1,11,12,1,13 (озеро Байкал);

4,16,18,1 – 31,13,30,2,18,21,19 (гора Эльбрус);

17,6,20,6,18,4,16,22 (Петергоф);

5,16,13,10,15,1 – 4,6,11,9,6,18,16,3 (Долина гейзеров);

19,20,16,13,2,29 – 3,29,3,6,20,18,10,3,1,15,10,33 (столбы выветривания);

23,18,1,14 – 3,1,19,10,13,10,33 – 2,13,1,8,6,15,15,16,4,16 (храм Василия Блаженного);

14,1,14,1,6,3 – 12,21,18,4,1,15 – 10 – 18,16,5,10,15,1 – 14,1,20,30 (Мамаев курган и Родина-мать).

Учащиеся выполняют задание, затем ответы называются вслух.

У каждого чуда – свое место

Учитель. Как я уже говорила, каждое чудо России выдвигалось на конкурс каким-то субъектом Российской Федерации: областью, республикой, краем или автономным округом. Основываясь на своих знаниях, а возможно, и на догадках, вы должны будете сейчас с помощью стрелок правильно соединить чудо России с его местонахождением.

Ученики получают карточки с таблицами, работают самостоятельно.

Гора Эльбрус Волгоград
Долина гейзеров Иркутская область, Бурятия
Мамаев курган и Родина-мать Кабардино-Балкария,
Карачаево-Черкесия
Озеро Байкал Камчатка
Петергоф Коми
Столбы выветривания Москва
Храм Василия Блаженного Санкт-Петербург

Звучат ответы школьников, затем учитель называет правильные.

Учитель. Итак, проверим правильность ваших ответов:

• гора Эльбрус (Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия);

• Долина гейзеров (Камчатка);

• Мамаев курган и Родина-мать (Волгоград);

• озеро Байкал (Иркутская область, Бурятия);

• Петергоф (Санкт-Петербург);

• столбы выветривания (Республика Коми);

• храм Василия Блаженного (Москва).

Найди на карте

Ученики ищут местонахождение этих чудес на физической и административной картах Российской Федерации. Затем желающие показывают их на большой карте на доске.

Толковый словарь

Учитель. А сейчас вы должны самостоятельно или с помощью толкового словаря, географического справочника или энциклопедии объяснить, что обозначают такие слова, как «долина», «озеро», «гейзер», «курган», «гора», «памятник», «храм».

Ученики делятся на группы. Каждая группа ищет свои понятия. Потом ребята высказывают свое мнение.

Определения:

• Долина – это удлиненная впадина вдоль речного русла или среди гор.

• Озеро – замкнутый в берегах большой естественный пресный или соленый водоем.

• Гейзер – это источник, время от времени выбрасывающий фонтаны горячей воды и пара высотой от 20 м и более.

• Курган – это древний могильный холм, а также вообще небольшая возвышенность.

• Гора – значительная возвышенность, поднимающаяся над окружающей местностью.

• Памятник – скульптура или архитектурное сооружение в память кого-либо или чего-либо. Кроме того, выделяют памятники природы – природные объекты, охраняемые государством.

• Храм – это здание для богослужения, церковь.

Отгадай по описанию

Учитель читает описания всех семи чудес России. Задача учеников – определить, о каком чуде идет речь.

• Это чудо России до революции служило императорской резиденцией. В 1918 г. было превращено в музей. В настоящее время это дворцово-парковый ансамбль с красивейшими фонтанами на южном берегу Финского залива в 29 км от Санкт-Петербурга. (Петергоф.)

• Это самый глубоководный пресноводный колодец на планете Земля. Коренные жители считают его священным, и многие относятся к нему не как к объекту природы, а как к живому, разумному и мудрому существу. С ним связано много легенд и поверий. Возраст этого уникального чуда чистой воды – несколько миллионов лет. (Озеро Байкал.)

• Это широко известный памятник русской архитектуры. Он был построен в XVI веке по приказу Ивана Грозного в память о взятии Казани и победе над Казанским ханством. Его часто называют собором Покрова, что на Рву. (Храм Василия Блаженного.)

• Народы, живущие за сотни километров от этого чуда России, очарованы его красотой, мощью и величием. Возможно, именно поэтому они дали ему столь разнообразные названия на своих языках: Ялбуз (переводится с грузинского как грива снега), Джинн-падишах (в переводе с тюркского – царь горных духов), Эгиз Тау (то есть близнецы). Все это сказано о двухвершинном конусе потухшего вулкана, являющегося высочайшей вершиной России и Европы. (Гора Эльбрус.)

• Это место расположено в центре города, когда-то именовавшегося Сталинградом. Его высота – 102 м. Это наивысшая точка, с которой город виден как на ладони. Чтобы достичь его вершины, нужно пройти 200 гранитных ступеней. В центре холма – многометровая скульптура женщины, стремительно шагнувшей вперед с поднятым мечом и призывавшей к борьбе. (Мамаев курган и Родина-мать.)

• Это уникальный геологический памятник, который находится довольно далеко от обитаемых мест – на горе Мань-Пупу-нер. Часто это чудо России называют мансийскими болванами. Всего болванов семь. Их высота – от 30 до 42 м. Они имеют причудливые очертания, напоминающие то фигуру огромного человека, то голову лошади или барана. С ними связаны многочисленные легенды. (Столбы выветривания.)

• За тридевять земель, за высокими горами, у синего моря расположилось это чудо России. Оно является частью Кроноцкого государственного биосферного заповедника, весьма популярного среди туристов. Это сказочный мир, где большое количество грязевых котлов, в которых струится кипяток, клубится пар, стоит непрерывный грохот, шум, фырканье. (Долина гейзеров.)

Фотоэтюды

На доске или в компьютерной презентации – фотографии всех чудес России, каждое чудо – на нескольких фотографиях.

Учитель. Перед вами галерея, состоящая из фотоэтюдов – победителей конкурса «Семь чудес России». За 2 минуты вы должны разделить их на группы и дать объяснение сделанному выбору.

Подведение итогов

В конце занятия учитель может задать ребятам вопросы по материалам классного часа.

Вопросы:

• Кто-нибудь из вас бывал в каких-либо из этих мест? Где?

• Что больше всего понравилось и запомнилось?

• Кому-то из вас сегодня было интересно? Что особенно понравилось?

• Что нового вы для себя узнали?

• Что хотелось бы узнать еще?

Фото с интернет-сайта

TopList