Главная страница "Первого сентября"Главная страница журнала "Классное руководство и воспитание школьников"Содержание №11/2009

Живые истории

Глазами учителей

Марина Пастухова ,
г. Петропавловск-Камчатский

Изгиб гитары

Знакомство с авторской песней

Однажды мне попал в руки учебник по авторской песне. С одной стороны, он меня порадовал как источник информации, с другой – я с ужасом представила себе серию обязательных уроков по авторской песне в школе, домашнее задание – выучить наизусть текст песни одного из авторов и проанализировать его творчество. Знакомство с авторской песней должно рождать ощущение проникновения в новый мир, но ни в коем случае не быть обязаловкой, ведь в таком случае теряется волшебство душевности. Подростки зачастую склонны впитывать информацию благодаря атмосфере, при которой эта информация им преподносится. Хотелось бы поделиться своим опытом разговора со школьниками об авторской песне. Мне кажется, этот опыт оказался успешным.

В рамках недели гуманитарных наук в средней общеобразовательной школе № 5 Петропавловска-Камчатского состоялся вечер, посвященный камчатской авторской песне. Для того чтобы вечер получился интересным, решено было пригласить местных авторов-исполнителей. Когда искали сведения по истории авторской песни на Камчатке, вышли на меня, пригласили на вечер и попросили привести с собой кого-нибудь из авторов-исполнителей. Нашел время и согласился приехать Анатолий Федоров, незаурядный автор, часто путешествующий по всей стране, замечательно владеющий гитарой. Получился неплохой тандем. Исполнители – барышня, на вид девчонка, и бородатый мужчина – абсолютно разные. Это был идеальный вариант для того, чтобы у ребят не создавались стереотипы…

Пока мы настраивали гитары, подошли мальчишки, которые учатся играть на гитаре в музыкальной школе. Один даже не постеснялся показать свои умения.

Мы договорились организовать вечер в форме чаепития для большей душевности и непринужденности. Очень удачной находкой оказалась идея начала вечера: слово взяли школьники. Они делились найденными материалами по истории авторской песни на Камчатке. Нужно отдать должное ребятам: им удалось собрать информацию из различных источников и охватить в своем рассказе несколько клубов, стоявших у истоков зарождения движения КСП на Камчатке. Рассказали они о КСП «Камчатка», организованном Сталиной Мишталь, о елизовском клубе, которым руководил Александр Ястребов, и о клубе «Алаид», созданном им в Вилючинске. Нашли информацию о первых фестивалях «Камчатская гитара», проводившихся клубом «Камчатка».

После всех этих экскурсов в историю мы с Анатолием с удивлением узнали еще об одном камчатском барде, о котором ранее и не слышали. А вскоре школьники познакомили нас с творчеством незнакомого автора: ребята пели его песни в сопровождении аудиодиска барда. Поэтическая составляющая текстов автора была столь слаба, что мы сочли необходимым рассказать ребятам, какой себе представляем авторскую песню.

Мы рассказали о том, что в авторской песне важное значение имеет наличие смысла – как текстового, так иногда и музыкального, хотя порой бывает весьма удачный речитатив. Поведали ребятам, что в некоторых кругах бытует стереотип, что барды – это бородатые дяденьки в вытянутых джемперах с расстроенными гитарами, поющие про палатку и костер… Но ведь на самом деле авторская песня намного шире. В музыкальном смысле – это своеобразный синтез музыкальных стилей, способ музыкально оформить мысль.

Авторская песня как движение зародилась у костров, и тогда основным музыкальным инструментом была гитара. Она помогает создать теплую атмосферу, помогает песне стать умным, внимательным собеседником.

Чтобы ребята не устали от теории, я начала песенный разговор с песни «Зима» Валерия Бокова. Эта песня тогда была очень ко времени: совсем недавно у нас прошел мощный циклон, дороги замело – их даже расчистить толком не успели, у школьников вовсе отменяли занятия в пургу… Я рассказала ребятам о том, что в творчестве могут затрагиваться разные темы, многое может зацепить так, что невозможно об этом не написать… Перешла к песне «Мотыльки» Веры Вотинцевой на стихи Давида Астрахана. На примере этой песни объяснила, что песни по смыслу бывают многослойными, поэтому необходимо вслушиваться и понимать, что за образами может стоять что-то еще…

Затем я рассказала ребятам о том, что в авторской песне есть несколько категорий участников: полные авторы, авторы стихов, авторы музыки на чужие стихи, исполнители. Но не менее важны и слушатели, которые умеют вслушиваться и анализировать… После этого я спела школьникам песню Елены Бушуевой «Жить бы вам в серебряном веке». Хотелось поведать детям еще о многом: о классиках авторской песни, о том, что много талантов, а есть настоящие бриллианты, но тема вечера была заявлена как «Авторская песня на Камчатке», поэтому я уступила место Анатолию Федорову.

Анатолий также не мог не остановиться на своем понимании авторской песни: авторская песня – противопоставление духовной нищете и бескультурью, которое насаждается радиостанциями и телеканалами, процитировал в подтверждение Ольгу Чикину: «…ты глядишь, как в опасной ночной тишине в телевизоре скачет культурный враг…». Также Анатолий поделился своим мнением о том, что рифмовать слова умеют многие, но не все умеют отличать творчество от графоманства.

Он подстроил гитару, и зазвучали песни. Анатолий пел песни на разные темы: посвящения друзьям – «Ольхонский блюз» – посвящение Ренату Баязитову, попутно рассказывая о том, что есть в Иркутске такой автор; пел песни и о российских реалиях – «Танго с Бандерасом»; не обошел Анатолий и тему любви, исполнил свой «Романс»… Песней «Последняя охота» рассказал реальный случай о встрече с медведем в тайге.

Между песнями Анатолий вспоминал о своих путешествиях по фестивалям, об интересных встречах, о том, как писались некоторые песни. Анатолий разговаривал с ребятами примерно так же, как общается на дружеских посиделках с недавно появившимися в компании людьми, постепенно и осторожно, приглашая в мир своего творчества… Ребята слушали завороженно… Такой песенный диалог с ними вели впервые.

Прощаясь, мы подсказали ребятам, если им станет интересно узнать побольше о камчатских бардах, адрес сайта, который наполняется информацией о разных авторах и событиях в мире камчатской авторской песни.

Нередко у школьников старших классов возникает интерес к гитаре. Для одних она становится способом самоутверждения, другими движет истинный интерес к музыке… Педагогам, которые любят авторскую песню и хотели бы приобщить к ней своих учеников, мне хотелось бы дать несколько советов.

• Для того чтобы ребята прониклись авторской песней, необходимо дать им понять, что приглашенные исполнители пришли петь специально для них и лично с ними беседовать.

• Разговор должен вестись на равных.

• Дети чувствуют фальшь безошибочно, поэтому важно говорить с ними искренне.

• Репертуар для вечера лучше подбирать, как и для компании друзей: идти от того, что лежит на душе, чем хочется поделиться.

• Школьников могут интересовать разные темы. Не стоит для старшеклассников устраивать вечер детской авторской песни, судорожно вспоминая детские песни, хотя пару таких песен показать можно. Для учеников младших классов, наоборот, лучше подобрать побольше детских песен, например из репертуара Никитиных, Александра Суханова.

• Вечера могут быть тематическими, обзорными либо в форме дружеских посиделок с гитарой.

TopList