Главная страница "Первого сентября"Главная страница журнала "Классное руководство и воспитание школьников"Содержание №11/2009

Живые истории

Глазами учителей

Ирина Блёсткина ,
учитель начальных классов, МОУ Гимназия № 80, г.Нижний Новгород

Играем в туристов

Поход для первоклассников

Наша гимназическая «Игра в туристов» начинается с первого класса. Вернее, еще весной, когда мы впервые встречаемся с родителями будущих первоклассников и знакомим их с традициями, которые обычно передаются из выпуска в выпуск. Одной из таких традиций и стали школьные походы. Почему мы называем это игрой? Потому что для первоклассников игра – наиболее естественное состояние. В форме игры они получают множество полезных навыков, получают возможность познакомиться и подружиться с ребятами из старших классов.

Утро

В первый поход с первоклассниками идут еще два класса – пятый и девятый. Детей оказывается обычно больше, чем учеников первого класса, поскольку в поход многие идут целыми семьями – с братьями и сестрами. Кстати, поход позволяет учителю ближе познакомиться с семьями, понаблюдать за взаимоотношениями в семье. Где еще можно увидеть одновременно всех отцов своих учеников? Согласитесь, папы – не частые гости в школе и на собраниях.

Мы заранее выбираем место, до которого легко добраться общественным транспортом. С учениками начальной школы обычно отправляемся на станцию, которая находится в сорока минутах езды от города. Тяжелые вещи (воду, палатки, уголь для костра) везут на автомобилях родители, которые выезжают на место встречи заранее для подготовки соревнований. Для встречи туристов, бывалых и новичков, мы выбрали поляну на берегах извилистой и неглубокой речки Пыры. Поляна имеет такую форму, что каждый класс располагается отдельно от других, не мешая окружающим.

Время прибытия на поляну рассчитано достаточно четко. Путь от станции пешком занимает около 40 минут. Первыми прибывают на поляну старшеклассники, которые хорошо знают дорогу и быстрее ее преодолевают. Они убирают с территории следы пребывания предыдущих туристов. Потом подходят пятиклассники, они заготавливают хворост для костров. Последними подходят первоклассники. Для них тоже есть работа – они готовят место для своего завтрака: расстилают большую полиэтиленовую скатерть и организуют места для себя и родителей.

После того как закончена эта работа, с младшими детьми проводится беседа, в течение которой вырабатываются правила поведения в лесу. Самое главное правило – гулять можно на поляне, по берегу реки, но только на таком расстоянии, пока ребенок видит учителя (то есть на очень безопасном). Обращаем внимание именно на то, что ребенок должен следить за местоположением учителя, а не учитель – за ним. Таким образом, мы учим детей постоянно контролировать свое местонахождение, хотя, конечно, ребята ни на минуту не остаются без присмотра взрослых.

Сорокаминутный переход для малышей достаточно тяжелое испытание, поэтому до завтрака они предоставлены сами себе, отдыхают, играют, знакомятся с местностью. Желающие помогают папам готовить место для костра, а мамам – накрывать на стол. В походе существует правило: все продукты питания, конфеты, фрукты – общие. Какие-то продукты (сосиски, вода, хлеб, овощи) приобретаются родителями в расчете на весь класс. Остальные припасы сразу после приезда складываются в определенном месте – на «кухне». После завтрака обязательная задача для первоклассников – собрать мусор и упаковать его в пакеты, которые вечером мы увезем в город и выбросим в мусорные контейнеры. Мамы убирают со стола, а папы готовятся к футбольному матчу.

Середина дня

В футбольном матче участвуют все папы и первоклассники. Победившей команде вручаются «ордена» – на футболки наклеиваются значки из голографической самоклеящейся пленки. Пленку приобретаем разных цветов, выбирая самые яркие и позитивные расцветки. К вечеру на некоторых футболках почти не остается свободного от «орденов» места. После футбольного матча мы организуем блиц-викторину по правилам поведения в лесу.

Во втором, третьем и четвертом классах викторину уже проводят сами дети, заранее подготавливая к ней вопросы на заданную тему: «Красная книга Нижегородской области», «Грибы наших лесов», «Знаешь ли ты животный мир нашей области», «Береги первоцветы». Конечно, после викторины появляются и новые награды.

Затем на поляну первоклассников приходят гости – пятиклассники. Они проводят с ними игру «Веселые старты», построенную по принципу «Зова джунглей». Так первоклашки знакомятся со старшими друзьями, которые станут их помощниками на все время их учебы в начальной школе. В каждой команде первоклассников – несколько пятиклассников, которые участвуют вместе с малышами в соревнованиях. Эстафеты самые простые: передача мяча, метание колец, бег в парах, бег в мешках, перетягивание каната. Главная задача – научить детей действовать вместе, командой. Надо еще учитывать и то, что такой поход проходит в первую субботу сентября, когда первоклассники и их родители еще недостаточно знакомы между собой. Поэтому игры и эстафеты помогают ребятам и взрослым в неформальной обстановке ближе познакомиться друг с другом, подружиться.

После соревнований наступает время отдыха, когда ребята могут поиграть на берегу речки в песке, побродить вместе с новыми друзьями по роще, поискать грибы. Одновременно мы собираем природный материал, который потом пригодится на уроках художественного труда. Собранные желуди, шишки сортируются и раскладываются на поляне по коробкам, готовятся к транспортировке.

В это же время мамы и папы готовят обед. На костре в настоящем котелке кипит походный суп. На решетках жарят сосиски. Как часто говорят ребята, – особенно те из них, кто попали в поход впервые, – такого вкусного обеда они еще не пробовали.

После обеда мы убираем посуду, собираем мусор. Костер по-прежнему горит, ведь впереди нас ждет еще походный чай, а перед ним – еще множество развлечений. На поляну после обеда приходят девятиклассники вместе со своим классным руководителем и родителями. Они проводят первые туристические уроки: как собрать рюкзак, какие продукты можно взять с собой и как поставить палатку (в нее сразу же забираются первоклассники – каждый хочет хотя бы несколько минут посидеть в таком необычном домике). Старшеклассники проводят и первое практическое занятие – переправа через узкую речку по бревну. Конечно, не обходится и без маленьких аварий, но на этот случай каждый родитель имеет в своем рюкзаке смену белья и одежды для ребенка. И тот, кто решил в первый раз обойтись без такой меры предосторожности, в следующие походы никогда не забывает взять дополнительный костюм.

После того как все переоделись и просушились, старшеклассники продолжают обучение юных туристов – рассказывают малышам, какой мусор можно утилизировать в лесу (сжечь) и как оборудовать место для утилизации мусора, потом объясняют, что можно закопать, а какой мусор нужно обязательно забрать с собой в город – пластиковые и стеклянные бутылки, полиэтиленовые пакеты. Здесь же проводится практическое занятие по разжиганию костра: ребятам объясняют меры предосторожности, рассказывают, как следить за костром, чтобы огонь не перекинулся на лес.

Вечер

Так незаметно проходит день. Около пяти часов вечера мы начинаем собираться. Как сохранить в порядке место, на котором мы привыкли так замечательно отдыхать? Приходит время организовать последнее соревнование – кто больше соберет мусора. Каждый ребенок получает пакет, и соревнование начинается. Конечно, в первый раз есть желающие избежать участия в этом соревновании, но так как каждый участник получает шоколадную медаль «от обитателей леса» за самоотверженный труд и охрану окружающей среды, трудно представить, что он останется без такой медали. Нужно ли говорить, что наша поляна остается чище, чем была до нашего приезда.

После такого соревнования нам остается только тщательно вымыть руки и приступать к прощальному чаепитию. Родители стараются, чтобы и чай был необычным – с ароматными травами. После чаепития ребята торжественно заливают костер и засыпают кострище речным песком. Поход закончен.

Около шести вечера за усталыми туристами в лес приходят автобусы. Обратно мы предпочитаем добираться с комфортом, так как силы родителей и учителей к вечеру уже на исходе, а многие туристы засыпают в автобусе. Кроме того, мешки с мусором, канистры из-под воды тоже удобнее везти с собой не на общественном транспорте. К тому же автобус довозит детей до гимназии, от нее проще добираться до дома, чем с железнодорожных станций.

В следующих походах программа развлечений для ребят меняется. Вместо «Веселых стартов» проходят соревнования по пляжному волейболу, концерты, однажды даже для родителей показали новый кукольный спектакль. Во второй половине дня обычно проводим игры «Двенадцать записок», «Поиск клада». В этом году родители предложили провести игру «Зарница», которая для многих взрослых осталась ярким детским воспоминанием, и им бы хотелось, чтобы дети тоже узнали о такой интересной игре. Программа походов по мере взросления ребят меняется, неизменным остается одно – желание проводить время вместе и на свежем воздухе.

TopList