Главная страница "Первого сентября"Главная страница журнала "Классное руководство и воспитание школьников"Содержание №11/2009

Сценарии

Игры и конкурсы

Юлия Каспарова ,
г. Харьков, Украина

Ночные тайны

Игры у костра

Конечно, поход сам по себе – штука интересная. И в течение дня скучать ребятам будет особо некогда. Но вот вечером, собравшись вокруг костра, самое время поиграть в увлекательные игры. Какие? Предлагаю для разминки «Данетки» и «Мафию». Вы не знаете, как в них играть? Это вполне поправимо. Давайте учиться!

Данетки: «да» и «нет» говорить!

Для того, кто впервые услышал это слово, может показаться, что данетка – очередное новшество, придуманное психологами, педагогами или еще какими-нибудь специалистами. Но я уверена, что многие из вас играли в эту увлекательную словесную игру еще в школьные или студенческие времена. Так что данетки это не что-то новое, а порядком забытое старое. Данетками (или ситуациями) называют особый род загадок, развивающих логическое и нестандартное мышление или, как сейчас модно говорить, креативность. И если вы включите эту полезную забаву в арсенал походных игр, то непременно поможете ребятам отойти чуть в сторону от традиционного, навязанного взрослыми видения мира, активируете их мышление, творчество, фантазию. Попробуем?

Родоначальником нестандартных загадок считается американец Пол Слоан. В его книге «Lateral thinking puzzle» (что можно примерно перевести как «Головоломки для нестандартно мыслящих» или, если переводить дословно, «Головоломки для мыслящих боком») были опубликованы 93 данетки, которые впоследствии стали классикой и были переведены на многие языки, в том числе и русский. Как же играть в эту игру? Ведущий рассказывает игрокам некую ситуацию, которую необходимо прояснить. Далее игроки пытаются восстановить ход событий, выяснить недостающую информацию и, в конце концов, разгадать загадку. Для этого игроки задают ведущему вопросы, на которые он отвечает «да», «нет», «Не имеет значения» (если игрок углубляется в несущественные детали). Возможен и еще один вариант ответа: «Некорректный вопрос». Это если игрок задал вопрос, на который нельзя ответить ни «да» ни «нет». Вот теперь становится понятен смысл названия игры: данетка.

В качестве примера разгадывания ситуации хочу предложить сцену из замечательной книги Михаила Веллера «Приключения майора Звягина». В ней хорошо показан правильный ход мыслей, а разгадываемая данетка давно стала классикой.

– Человек заходит в кафе и просит у буфетчицы стакан воды. Та вдруг хватает поднос и бьет по стойке. Человек говорит: «Спасибо», поворачивается и уходит. В чем тут дело? Отгадаешь?

– Он обиделся? – спросил Юра.

– Нет.

– Это был пароль и отзыв?

– Нет.

– Они были раньше знакомы?

– Нет. Ну, товарищ стажер, какой же из вас следователь, если не можете решить детскую задачку?

– Он хотел пить?

– Нет.

– Но ему что-то надо было?

– Да.

Расстояние до дома сокращалось, и петли вопросов сужались:

– А с ним вообще было все в порядке?

– Нет.

Уже в лифте Юра подпрыгнул и закричал:

– Значит, ему что стакан воды, что испуг – одинаково?! И получил одно вместо другого! Он икал и хотел избавиться от икоты – так?

– Наконец-то…

Вот именно так они и разгадываются. Правда, есть что-то общее с наcтоящим детективным расследованием? Бывают данетки легкие, которые можно отгадать всего за пару вопросов. А бывают и такие, что приходится поломать голову над ответом. Но в любом случае ответ загадки всегда подчиняется строгой логике. Отгадка вполне реальна и не содержит в себе каких-либо фантастических или потусторонних элементов. Но часто она весьма необычна, что и заставляет уйти от шаблонности мышления, предполагая самые невероятные развития событий.

Вот вам для примера несколько ситуаций, которые можно попробовать загадать ребятам для разминки. В скобках дан ответ.

Она пошла, и ее съели. Кто она? (Шашка.)

По дороге проезжал грузовик. Его фары были потушены, луны на небе не было. В этот момент молодая женщина переходила дорогу, но грузовик не задавил ее. Как это получилось? (Дело было днем.)

Одновременно к реке подошли два человека. И, хотя на берегу стояла лишь одноместная лодка и поблизости больше никого не было, они благополучно переправились на противоположный берег. Как это могло получиться? (Они подошли к разным берегам реки.)

«Эта редкая птица повторяет каждое слово, которое слышит», – сказал продавец. Через неделю покупатель вернул птицу в магазин, обвинив продавца во лжи. А продавец говорил правду. Как такое может быть? (Птица глухая.)

Пять кусочков угля, морковка и старое ведро лежат посреди двора. Никто их туда не клал. Объясните, как они туда попали. (Раньше это были части снеговика, который потом растаял.)

Чтобы игра проходила весело, не стоит слишком уж педантично отвечать на вопросы только «да» и «нет». Если расследование зашло в тупик и у игроков уже не получается выдвигать новые версии, стоит подсказать им направление поиска, намекнуть, какие из их идей были правильными. Ведь действительно есть такие данетки, которые отгадать очень и очень непросто. Чтобы подогреть интерес, лучше рассказывать историю таинственным голосом.

При отгадывании данеток не стоит пытаться сразу дать ответ. Это вряд ли получится, простые ответы в данетках бывают редко. Лучше задавать побольше вопросов, чтобы собрать информацию и хоть что-то для себя прояснить. Вообще нужно не бояться задавать вопросы. Пусть даже они будут звучать довольно фантастически. И помните, что ситуация в данетке почти всегда нестандартная, а значит, нужно уходить от шаблонных вопросов. Ответы бывают очень неожиданными. Они могут быть связаны с именами и фамилиями. Как, например, в такой загадке: «Голый идет по Антарктиде». Оказывается, Голый – это фамилия человека. Или в загадке может содержаться подвох, шутка, игра слов. «В магазин заходит человек и просит нарезать колбасу не поперек, а вдоль. «Вы пожарник?» – спрашивает продавщица. «Да», – отвечает он. Как продавщица догадалась?» Мы, конечно, пытаемся рассуждать логически, искать связь между профессией и способом нарезки колбасы. А ответ прост: мужчина был в пожарной форме, а колбаса тут ни при чем. Подобный отвлекающий маневр в данетках – обычная вещь.

Где же взять такие загадки для игры? Можно разыскать в Интернете, книгах, журналах. А еще их можно придумывать самим. Практически любая смешная, страшная, необычная жизненная ситуация может превратиться в данетку.

Вот вам для тренировки несколько занятных данеток разных жанров. Проверьте с их помощью смекалку ребят.

1. У дамы не было при себе водительских прав. Она не остановилась на железнодорожном переезде, хотя шлагбаум был опущен, потом, не обращая внимания на «кирпич», двинулась по улице с односторонним движением против движения и остановилась, лишь миновав три квартала. Все это происходило на глазах у полисмена, который почему-то не счел нужным вмешаться. (Дама шла пешком.)

2. Девушка рассказывает: «Однажды вечером мой дядюшка читал интересную книгу. Тетушка по рассеянности выключила свет, и в комнате стало темно. Книга была такая интересная, что дядюшка не стал отрываться, чтобы включить свет, и дочитал книгу до конца в темноте». (Книга напечатана шрифтом Брайля, т.е. для слепых.)

3. Один студент рассказывает другому: «Вчера баскетбольная команда нашего колледжа выиграла встречу по баскетболу со счетом 76:40. Интересно, что ни один баскетболист в этом матче не забросил ни одного мяча». (Играла женская команда.)

4. Человек после кораблекрушения три года прожил на плоту, имея лишь один радиоприемник. Почему он не умер от голода? (Человек питался «утками» и «лапшой», которыми изобиловали радиопередачи.)

5. В газете помещена заметка «Смерть в горах» с фотографией супружеской пары и соболезнованием мужу по поводу гибели жены. Некто пришел в полицию, после чего муж был арестован по подозрению в убийстве. (Этот человек был свидетелем того, что муж покупал в кассе только один обратный билет.)

6. Чтобы увеличить спрос на картофельные ножи, одна фирма придумала способ, чтобы они быстро пропадали у хозяйки. Что это за способ? (Ножи были разрисованы под картофельные очистки.)

7. Идут люди. Спустя некоторое время они окружают того, кто шел впереди, и убивают его. (Иван Сусанин и польское войско.)

8. Метро. Мужчина что-то спрашивает у сидящей девушки. Она удивленно отвечает. Он выбегает… не на своей остановке. Почему? (Мужчина спросил: «Таганская?», имея в виду станцию метро. А у девушки была фамилия Таганская, поэтому она удивленно сказала «да», и мужчина вышел не на своей станции.)

9. Человек сидит дома. Звонит телефон. Он берет трубку, говорит: «Да», – и вешает трубку. Потом опять звонит телефон. Он говорит: «Нет», – и вешает трубку. Так повторяется несколько раз. Опять звонит телефон. Он выслушивает, что ему говорят, и восклицает: «Наконец-то!» (Игра в данетки по телефону.)

А ну-ка, отгадай!

Если у вас нет в запасе интересной ситуации, а придумать с ходу не получается, можно сыграть в игру, похожую на данетки, но несущую в своей основе не ситуацию, а какой-то загаданный предмет, явление, животное и т.п. Например, задумайте какой-нибудь овощ и спросите у ребят, какой именно. Они станут задавать уточняющие вопросы и в конце концов разгадают загадку:

Этот овощ растет в деревне?

Его кладут в борщ?

Он красный?..

Аналогично можно задумывать все, что угодно:

Какое имя я загадал?

Какую часть одежды я задумал?

Какую сказку я загадал?

Какого героя мультфильма (фильма) я загадал?

Какой цвет (цветок, насекомое, рыбу, зверя, птицу) я задумал?

Какого актера, певца я загадал и т.п.

А вот загадки о литературных героях. Для ребят помладше:

Этот герой в силу неграмотности и редкой ничем не подтвержденной самоуверенности попадал в разные сложные ситуации, но всегда выкручивался, и дело закончилось хеппи-эндом. (Буратино.)

Кто-то похвастался и остался без завтрака. (Ворона из басни «Ворона и лисица».)

Папа у нее капитан дальнего плавания, мама у нее умерла. Правда, называла она это несколько иначе. Приключений на ее долю выпало немало: дралась с огромной рептилией в Индии, с тигром и даже с акулой... да всего и не перечесть. (Пеппи Длинныйчулок.)

А эти подойдут тем, кто постарше:

Он зеленоглазый и черноволосый, домашний питомец сова. (Гарри Поттер.)

Этот историк знает 5 языков. Однажды ему повезло выиграть сто тысяч рублей. О настоящем его имени мы можем только догадываться. (Мастер.)

Ей очень хотелось похвастаться своими достижениями в области прикладной аэродинамики. Но обстоятельства заставляли ее держать рот на замке. (Лягушка-путешественница.)

Про него написано 11 книг не в хронологическом порядке. Его правнук носит его имя. Первая книга о нем на итальянском языке звучит как «Зимняя королева». (Фандорин.)

Еще одна разновидность логических задачек – игра «Черный ящик». Это может быть коробка, в которой лежит какой-то предмет. Задача игроков: задав 10 вопросов, отгадать, что это за предмет. Вот здесь уже нужно тщательно продумывать вопросы, чтобы экономить их и не выспрашивать ненужные детали. Понятно, что «черный ящик» может быть и виртуальным, т.е. ведущий просто загадывает какой-то предмет, а игроки угадывают его за 10 вопросов.

Давайте вместе возродим эту остроумную, веселую, полезную игру. И пусть благодаря данеткам людей с творческим, нестандартным мышлением становится все больше и больше!

Мафия бессмертна?

А вот это вы и выясните, если вечером у костра сыграете с ребятами в невероятно увлекательную игру с элементами психологии под названием «Мафия». Научитесь в нее играть – и гарантирую, скучно не будет! Для игры существует лишь одно условие: количество участников не меньше 10. Правил и вариаций – великое множество. Мы же с вами освоим самый простой, классический вариант. Итак, учимся играть.

Прежде всего нужно распределить роли для каждого игрока. Удобнее всего это делать при помощи игральных карт. Ведущий отбирает из колоды столько карт, сколько собралось игроков. Пиковые туз, король и валет – это мафиози. Если игроков от 13 и больше – на роль мафии выбирается 3 человека. Если игроков 10–13, то будет достаточно двух бандитов. Бубновый туз – это доктор, червовый король – комиссар полиции, остальные мелкие красные карты – мирные жители. Отобранные карты перемешиваются и раздаются игрокам. Свою роль нужно держать в строжайшем секрете. Если карт под рукой нет, роли пишутся на кусочках бумаги, а затем вытягиваются каждым игроком. После этого начинается игра. Ее цель для мафии – оставаясь неопознанными, истребить всех мирных жителей, комиссара и доктора. Задача горожан – вычислить и уничтожить мафию. Руководит игрой ведущий. Кроме этой роли, другой у него нет. Он дает команду: «Наступила ночь, город засыпает». Все игроки закрывают глаза, никто не подсматривает. Ведущий командует: «Просыпается мафия». Мафиози открывают глаза и при помощи мимики договариваются друг с другом о том, кого они сегодня убьют, а потом сообщают об этом ведущему. Делать это нужно крайне осторожно, одними глазами, чтобы не выдать себя случайным шорохом или движением. После этого по команде ведущего мафия засыпает, т.е. закрывает глаза, а просыпается комиссар полиции. Он показывает глазами на одного из игроков, которого подозревает в причастности к мафиозному клану. После этого комиссар засыпает.

Ведущий продолжает игру: «Просыпается доктор». Задача доктора – предположить, к кому сегодня ночью могла прийти мафия, и вылечить его, т.е. показать на него глазами. Если доктор опасается за свою собственную жизнь, он может вылечить себя. Не забываем, что все остальные игроки, кроме ведущего, в это время спят. Затем доктор засыпает, а ведущий командует: «Наступило утро. Город просыпается». Все открывают глаза, и ведущий сообщает последние новости: «В нашем городе появилась мафия. Сегодня ночью она убила (например) Игоря. Доктор ошибся и вылечил здорового человека, а комиссар оказался прав». Убитый покидает игру и становится зрителем. Если бы доктор угадал и его вылечил, раненый остался бы в игре. Все остальные обсуждают ситуацию, высказывая предположение, кто же является мафией и аргументируя свой ответ: «Я думаю, что Олег – мафиози. Что-то он слишком много разговаривает и пытается нас убедить, что мафия – Света». – «А я думаю, что мафия – Ира. Она что-то помалкивает, а прошлую игру говорила больше всех». – «А мне кажется, что мафия – Андрей. Он специально убил Олю, потому что она его подозревала». И т.п.

Мафия тщательно маскируется под мирных жителей, стараясь отвести от себя всяческие подозрения и подставить кого-нибудь другого. После обсуждения выбираются три предполагаемые кандидатуры мафии, за каждую из них голосуют и объявляют мафией того, за кого проголосовало большее количество игроков. Подозреваемому дают возможность оправдаться. И если его слова звучат неубедительно, убивают, т.е. выводят из игры. Он вскрывает свою карту и, понятное дело, может оказаться вполне мирным жителем и даже безобидным доктором или «полезным» комиссаром. После этого город вновь засыпает и цикл игры повторяется. Мафия должна действовать очень осторожно и сообща, всячески отводя от себя подозрения. Доктор старается лечить тех, к кому, по его мнению, может ночью заглянуть мафия. Если доктор угадает – человек останется жив. Для мирных жителей важно вычислить комиссара – ведь он может дать наводку на мафию. Понятно, что мафии имеет смысл поскорее комиссара уничтожить. Если мирных жителей осталось меньше мафии – мафия победила. Если мирные жители вычислили всех мафиози – победа за ними. В этой игре нужно уметь не только скрыть свою истинную роль, но и угадать роли других – по поведению, словам, жестам, мимике. Это потрясающе интересно! Но главное, в азарте споров не забывать, что это всего лишь игра. Ни больше и ни меньше. И не переходить на личности…

Веселых вам игр!

Фото А.Козина

TopList