Главная страница "Первого сентября"Главная страница журнала "Классное руководство и воспитание школьников"Содержание №11/2009

Разное

От редакции

Ольга Леонтьева ,
главный редактор газеты «Классное руководство»

Звездопад желаний

Чему научит лето

Лето – удивительная пора. И не только потому, что наступают каникулы. Для многих педагогов это время самой интересной и важной работы с детьми. Работы, плоды которой, пожалуй, гораздо важнее, чем знания и отметки (да простят меня разработчики ЕГЭ!). Она ведется в многочисленных поездках, походах, лагерях отдыха. Везде, в том числе и в не организованных взрослыми «стайках», заполоняющих летом города и деревни, дети учатся. Чему? Наверное, жизни. Ведь не зря после лета ребята возвращаются в школу совсем другими, повзрослевшими…

Новые друзья

В течение учебного года дети учатся в привычных группах: состав учеников в классах меняется редко. В жизни нам часто приходится попадать в новые коллективы, и очень важно уметь понимать тех, с кем свела судьба. От этого зависит очень многое: от успешного прохождения собеседования до счастливой семейной жизни – ведь после свадьбы каждый становится членом нового коллектива, новой семьи.

Опыту общения с незнакомыми людьми в школе практически не учат. А жаль. Однако, если правильно организовать летний отдых, каждый ребенок может научиться искусству общения с ними.

Конечно, уследить за тем, что происходит во дворах, мы не в силах. Но в нашей власти во время поездок, походов, лагерей отдыха показать подрастающему поколению, как можно быстро и легко познакомиться, как рассказать о себе (чтобы тебя приняли!), выслушать других (и принять их!), начать что-то делать вместе. Для этого существует масса различных игр на знакомство – некоторые из них можно найти на страницах этого номера. Каждая такая игра, в которой поучаствуют ребята летом, потом поможет им быстро освоиться в любой новой компании. Ведь все игры такого типа очень легко воспроизвести, и для этого совсем не нужны ни психологи, ни педагоги.

Учеба без кнута и пряника

Первая встреча очень важна, но она – лишь начало общения. Чтобы лучше понять тех, с кем свела судьба, стоит начать вместе с ними делать что-то серьезное, важное для всех: в работе познается гораздо больше, чем в самом длительном общении.

Учитель, проводящий часть своего отпуска вместе с ребятами в походах или в детском лагере, имеет возможность поделиться с ними своими увлечениями. Не важно, связано это с основной профессией (преподаваемым в школе учебным предметом) или нет. Главное, чтобы взрослый человек чем-то интересовался и был готов этим заниматься без устали, – дети ценят такую увлеченность. Рыбалка и астрономия, наука и бардовская песня – все на свете может стать интересным занятием для взрослых и детей. Чтобы увлечение взрослого стало, хотя бы на время, и увлечением для ребят, важна не тема (потому что летом, во время официального отдыха от учебы, все делается только по желанию, нет никакой обязаловки), а способы работы. Летняя педагогика во многом отличается от той, которая используется во время учебного года во время уроков.

Самыми успешными как в плане отдыха, так и в плане общего развития обычно становятся профильно-тематические поездки, походы, лагеря. Их разнообразие поражает: экономические и экологические, спортивные и фольклорные, лидерские и туристические… Общее дело становится мощнейшим объединяющим началом, словно нить, связывающая невзрачные камушки в красивые бусы.

Для организации такой совместной работы во время отдыха есть два основных пути.

Первый: тема объявляется заранее, поэтому в данной поездке (лагере) принимают участие только те, кто готов ее принять (самый распространенный пример – спортивные лагеря, в которые отправляется спортивная секция).

Второй: тема придумывается совместно, после того как соберутся все участники (этот способ наиболее актуален для обычных лагерей отдыха, в которые детей отправляют родители).

Я учитель биологии. Люблю лес, люблю открывать в Природе что-то новое для себя. Никогда не ходила с ребятами в обычные походы; вместо этого мы всегда отправлялись в биологические или экологические экспедиции, участниками которых могли стать все желающие ученики нашей школы с 5-го по 11-й класс. Мало кто из них стал в дальнейшем биологом (парадоксально, но почему-то именно будущие биологи со мной в экспедиции ездили крайне редко), но новых друзей и увлекательное занятие для себя нашел каждый.

Наблюдая за организацией детско-взрослого сообщества в хороших лагерях отдыха, сопоставляя увиденное с собственным опытом, все больше убеждаюсь: есть ряд способов эффективной работы в таких образовательных пространствах (их можно назвать «свободными», отмечая их полную независимость от отметок и единых, обязательных для всех программ). Некоторыми из них хотелось бы поделиться с коллегами.

Подготовка

Работа по организации любого выезда начинается, естественно, задолго до его начала: составление меню, раскладка продуктов, подготовка необходимого снаряжения, инвентаря... При этом важно соблюдать некоторые правила, а точнее – помнить о том, что:

1. В планировании будущего похода (в данном случае – экспедиции) должны принимать участие все его потенциальные участники. Если кто-то присоединится позже, ему нужно дать возможность войти в одну из образовавшихся групп.

2. Хорошо, если за какой-то участок в общей работе отвечает каждый член группы. Определение разнообразия таких полей деятельности нужно обязательно проводить вместе с детьми, причем сначала учитель должен как можно больше молчать, чтобы дать возможность ребятам самим определить сферы деятельности. Это трудно, особенно когда педагог понимает, что ребята упускают что-то очень важное. Но такое намеренное отстранение необходимо для того, чтобы ребята почувствовали реальную, а не мнимую ответственность за будущее путешествие. Учитель обязательно озвучит свою точку зрения, но только когда его об этом попросят дети.

3. Скорее всего, появятся престижные и не очень сферы деятельности. Задача педагога – сделать так, чтобы самые опытные и понимающие ребята сами захотели взять на себя ответственность за важные, но неинтересные (по их мнению) задания. Один из самых действенных методов – принятие учителем на себя ответственности за самый скучный, неинтересный участок работы: «Как самый взрослый, самый опытный человек я буду этим заниматься. Ничего страшного, я сумею сделать эту работу интересной для себя». После таких слов педагога дети по-другому начинают относиться к распределению обязанностей.

4. Правила организации жизни в походе (экспедиции), а также принцип распределения дежурств нужно выработать сразу, чтобы потом не было ненужных склок. При этом и учитель, и дети должны быть готовы к тому, что эти правила обязательно будут изменяться (для этого в будущем распорядке должно быть заранее отведено определенное время).

5. Любая подготовка к походу (экспедиции) идет поэтапно; на каждое следующее собрание люди приходят, выполнив те задания, которые им дала группа (а они согласились их сделать к данному сроку). Обязательно появятся ребята, которые не уложатся в положенный срок, ссылаясь на массу неотложных проблем. Первый раз можно выслушать их объяснения и, если остальные согласятся, позволить в ближайшее время сделать то, что было обещано. Но ситуация может повториться. Тогда вопрос надо решать радикально, но не методом жестких наказаний. Например, так: «Наверное, ты взял на себя слишком сложную работу. Тебе нужна помощь?» В этот момент учитель может (и должен!) присоединиться к группе, не справляющейся с заданием, и сделать так, чтобы в следующий раз все было закончено в оговоренные сроки. Если этого не случится, ребята решат, что ответственность перед группой – фикция!

Договор

Во время тематических поездок, походов, экспедиций нужно не только суметь позаботиться о быте и пропитании, но и выполнить некоторый объем запланированной работы. Это сложно, часто возникают совершенно неожиданные проблемы.

Первая группа проблем связана с распределением обязанностей по дежурству и работой над общей темой. Например, все договорились дежурить по кухне по одному дню (завтрак, обед, ужин), а кто-то проводит исследование, требующее его присутствия в другом месте каждое утро (изучает местных птиц, которые в основном поют по утрам). Оставлять ребенка наедине с такого рода проблемой нельзя: ему будет трудно все объяснить остальным, ребята могут даже не попытаться понять этого ребенка. Если просто предложить кому-то поменяться с ним (два ужина на два завтрака), не факт, что быстро найдутся желающие. Приказывать поменяться нельзя, это может стать началом серьезного конфликта в группе. Я в таких ситуациях обычно полагалась на силу рассказов-воспоминаний из собственной жизни. Вспоминала какие-то истории из собственных походов, из студенческой практики, в которых мы здорово выручали друг друга или кто-то (кого я до сих пор вспоминаю с теплотой) выручал меня.

Банка сгущенки

Эта история произошла лет 20 назад, когда перед выходом в поход нам приходилось с боем добывать каждую необходимую банку консервов. В конце учебного года мы провели в школе Неделю экологии, в которой участвовало несколько разновозрастных команд. Команда-победитель пошла в поход по маршруту, разработанному самими ребятами (это был один из конкурсов). Мы разбили лагерь на берегу чудесного озера в месте, которое когда-то было графской усадьбой. Рядом с нами стояли несколько фургонов археологов, которые вели в этом месте раскопки (нам разрешили остановиться в этом месте при условии соблюдения чистоты и порядка). На второй день похода мы пошли в «радиалку» – на озеро Глубокое, которое славится своей красотой и экологической чистотой. Дорога до Глубокого оказалась сложной, нам пришлось пробираться через болото около двух километров. К несчастью, мы немного заблудились в этом болоте, а когда поняли, начали кричать. Нам навстречу вышли парни, показали нужную тропу, вывели нас к озеру. И, посмеиваясь, говорят: «У вас нет чего-нибудь сладенького? У нас все закончилось, а девушкам так хочется сладкого…»

Мы выполнили планируемую работу, перекусили (вода, черный хлеб, сгущенка) и поняли, что одна банка сгущенки нам не пригодилась. «Вот и хорошо!» – подумали учителя и поставили банку рядом с мостиком. Наши спасители плавали в лодке недалеко от берега. «Ребята! Это вам! Банка сгущенки!» В ответ раздалось дружное «Ура!»

На обратной дороге один из наших младшеньких, пятиклассник Виталик, задумчиво спросил: «А зачем мы им эту банку оставили? Вечером бы сами съели». «Понимаешь, так уж принято в лесу, в походах: делиться друг с другом, даже с чужими людьми. В тайге, например, в каждой охотничьей избушке принято оставлять спички, сухие дрова, небольшой запас пищи – вдруг кому-то понадобится. Запомни, ты кому-то поможешь – тебе кто-то обязательно поможет. Таков закон». Виталик замолчал, а минут через пять задал вопрос, на который мы в тот момент не смогли ответить: «Интересно, а откуда те, кто должен будет помочь нам, узнают, что сегодня мы оставили на берегу банку сгущенки?»

Когда мы вернулись в лагерь и собрались готовить ужин, начался сильнейший град, а потом – ливень. Наш лагерь был в воде по колено, не могло быть и речи о том, чтобы развести костер, просушить все, что намокло, приготовить еду. Мы были неопытными туристами… Что делать? Учителя решили идти к археологам (а точнее, к сторожу – все ученые в эти дни разъехались) и просить подвести нас на экспедиционном грузовике до станции, чтобы мы могли вернуться домой. Он сказал, что электричек в этот день больше нет.

А примерно через час сторож пришел в наш лагерь: «Что, сыро вам? Давайте собирайтесь, идите за мной». Он открыл для нас экспедиционные вагончики, достал спальные мешки (потому и не приходил час, все готовил), накормил горячим ужином, уложил спать. А утром погрузил всех нас в машину и повез к поезду. Я сидела в кузове грузовика рядом с Виталиком, который очень радовался, что нам не пришлось тащить промокшие палатки 10 км на себе. «Виталик, ты хоть понял, как быстро к нам наша банка сгущенки вернулась? Здорово, правда?!»

Магия ночи

Но вот работа закончена, посуда помыта, наступает вечер…

Казалось бы, дети устали, набегались, надышались свежим воздухом и заснут, как только прислонятся щекой к подушке. Но не тут-то было! Вечером они особенно возбуждены, их тянет на подвиги, похоже, что спать никто не собирается вовсе.

Конечно, можно начать воевать с ребятами, а можно… разделить с ними романтику ночи. Если этого не делать, они все равно что-нибудь придумают, и это что-то может очень не понравиться взрослым!

Расскажу об одной традиции наших походов. Обычно вечером, когда песни у костра многим из ребят уже немного надоедали, мы предлагали всем желающим пойти слушать ночной лес. Маршрут выверяли заранее, чтобы быть уверенными в том, что не заблудимся и не встретимся с людьми. Выход назначали в разное время, но самый первый – обязательно ровно в полночь.

Когда дети первый раз идут по ночному лесу, им страшно, поэтому они стараются разговаривать как можно громче: рассказывают смешные или страшные истории, громко смеются, взвизгивают от каждого шороха. А потом, если учитель правильно проведет эту прогулку, все может измениться вплоть до наоборот.

Однажды такой первый ночной выход мы провели на лесное озеро. По берегам – нежно шумящий камыш, вокруг – сосновый бор с мягкой подстилкой из мха, на озере – многоголосье лягушек. Мы разлеглись на мху. «Посмотрите, какое небо звездное… В городе такого не увидишь. А сосны словно улетают ввысь… Послушаем тишину?» Все замерли. Лягушачий концерт сплетался со скрипом чуть покачивавшихся сосен и, едва коснувшись нас, уносился куда-то к звездам…

Обратно шли очень тихо. Некоторые ребята намеренно отъединились от общей группы: «Мы хотим послушать лес еще, в одиночестве, можно?» Когда вернулись в лагерь, говорили о звездах: «Ольга Милославовна, а какие созвездия вы знаете?» И вместе считали «колена» в песне соловья, гнездившегося неподалеку, потому что хотели выяснить, сколько ему лет: чем разнообразнее соловьиные трели, тем соловей старше. Мы насчитали двенадцать разных музыкальных фраз (колен) в его песне. Нашему соловью, значит, целых двенадцать лет.

Так и просидели до утра, с надеждой глядя в небо: шел звездопад, и мы загадывали желания.

TopList