Главная страница "Первого сентября"Главная страница журнала "Классное руководство и воспитание школьников"Содержание №10/2009

Сценарии

Педсовет

Инга Дымова ,
АОУ гимназия российской культуры, г. Тюмень

Кодекс чести

Разработка заседания методического объединения

Деловая игра дает возможность педагогам самим побывать в роли детей. Необходимость пройти испытания выбивает из роли правильного и знающего. Приходится опираться на интуицию, доверять неожиданным решениям... Зато потом предложенные приемы легко будет применить в работе с учениками, а совместное обсуждение проблем класса превратится в увлекательное событие. Игру можно использовать и для подведения итогов года, формулируя вопросы и задания, которые побуждают к рефлексии.

В начале игры ведущий предлагает участникам разбиться на две команды. Желательно, чтобы команды были смешанные, то есть состояли из учителей как начального звена, так и средней школы. Педагогам предстоит выполнить ряд заданий.

Экспресс-интервью

Участникам раздаются листы бумаги, на которых написано начало каждой фразы. Им нужно закончить эти фразы. Время на совместное обдумывание – 5 минут.

Фразы:

– В хорошем классе всегда…

– В моем классе больше всего ценится…

– В моем классе больше всего осуждается…

– Чтобы стать хорошим классным руководителем, надо…

– Для развития способностей моих воспитанников необходимо…

– Чтобы достичь успеха в работе с классом, необходимо…

– Классный руководитель нужен, чтобы…

– Если хочешь рассердиться на ребят, …

Варианты окончания фраз зачитываются вслух, обсуждаются.

Точка зрения

На листах бумаги – дискуссионные вопросы и ситуации. Учителя по очереди вытягивают задания и высказывают свое мнение по поводу написанного.

Ситуации:

– Если бы вам предложили что-либо взять из детства, что бы вы взяли?

– Можно ли мечтать о собственном памятнике? Почему?

– Как вы понимаете выражение «Цель оправдывает средства»? Какие же, на ваш взгляд, средства допустимы, а какие – нет?

– Может ли классный руководитель достичь желаемого результата, если сам не придерживается того, о чем говорит детям?

– Надо ли знать ученикам о проблемах в личной жизни учителя? Почему?

– Надо ли знать ученикам, сколько денег получает учитель за свою работу?

– У вас – новый класс. Дети часто ссорятся, дерутся, жалуются. Ваши действия?

– Ученик вашего класса нагрубил учителю. Ваши действия?

– Классный руководитель вызывает родителей по поводу неважного поведения сына. Отец, услышав нелестные отзывы о своем сыне, ударил его в присутствии учеников. Ваши действия?

– Какими могут быть ваши действия как классного руководителя, если ученик пытается показать вам, что ему на все наплевать?

– В классе – новый ученик. У мальчика явно завышена самооценка, он высокомерен с одноклассниками, груб с учителями. Дети новичка не принимают. Ваши действия?

Я – ребенок

Ведущий. Одним из профессиональных недостатков учителя в какой-то момент может оказаться его взрослость. Парадоксально, но это так. Учитель приходит к детям из чем-то чуждого им мира взрослых, в котором на каждом шагу – ограничения, правила, нормы. Из-за этого он как бы отодвигается от ребенка, становится ему непонятным, вызывает в нем либо подавленность, либо агрессию, бунт. Отчуждение и противостояние, которые учитель вызывает у ребенка, могут быть существенно смягчены или вообще убраны. Этого можно достигнуть, если педагог попытается оживить свои воспоминания о том, каким он был в детстве. Через некоторое время вы заметите, что нарушения дисциплины в вашем классе становятся все реже. В чем причина? А в том, что дети откликнулись на ваше желание понять, почувствовать их внутреннее состояние. У ребят пропало стремление к бунту, противостоянию. Они почувствовали себя вместе с вами. Попробуем выполнить упражнение, которое поможет нам вернуться в детство.

Участники вспоминают и выбирают какую-нибудь игру, в которую с удовольствием играли в детстве, и начинают в нее играть. При этом педагоги должны выполнять роль ребенка, то есть стараются подбирать формы обращения к детям, которые включают выбор интонаций, способа объяснения, манеры держаться.

Комментарий: учителям предлагается в дальнейшем поиграть в подобные игры вместе с детьми, не забывая при этом держаться с ними на равных как с участниками. Детские игры оказывают на взрослых удивительное оздоравливающее воздействие, придают отношениям с учениками свежесть, оригинальность, нестандартность мышления, что способствует успешной работе учителя над собой.

Составление кодекса

На альбомном листе каждой команде предлагается написать «Кодекс чести классного руководителя». В качестве подсказок можно предложить учителям начало возможных положений кодекса.

Например:

– Если ты находишься рядом с детьми, пусть у тебя будут теплые руки и…

– Если детей подбадривать и одобрять, …

– Если дети вместе с тобой трудятся, играют, поют, смеются, ты…

– Если хочешь в работе с детьми достичь успеха, …

Когда мы вместе

Ведущий. Давайте подумаем, какие методы, приемы, мероприятия помогут наладить нашу общую совместную работу со школьниками?

Учителя высказываются, все предложения записываются. Затем обсуждаются совместные цели и задачи, составляется график совместных мероприятий и посещений друг друга, а также родительских собраний.

Подведение итогов

Итогом проведенного занятия может послужить подготовка материалов к выпуску школьной газеты, сборника и т.п. по рассматриваемой проблеме.

А также возможно домашнее задание для всех участников: для выпуска школьной газеты по рассматриваемому вопросу им предлагается написать сочинение-рассуждение о словах писателя А.Платонова: «Чтите своего ребенка. Ему суждено остаться на Земле после вас. Попробуйте испытать восхищение богатством и совершенством внутреннего мира ребенка и стать хотя бы немного ему ближе, чтобы глубже понять его».

Фото Т.Алексеевой

TopList