Главная страница "Первого сентября"Главная страница журнала "Классное руководство и воспитание школьников"Содержание №8/2009

Разное

От редакции

Ольга Леонтьева ,
главный редактор газеты «Классное руководство»

Дети и война

День Победы в современной школе

Шестьдесят четвертый раз мы отмечаем этот праздник. Станет ли 9 Мая для сегодняшних детей таким же важным днем, каким он был для их родителей? Во многом это зависит от нас, взрослых. Чтобы память об ужасах войны и радости Победы не исчезла, мало просто говорить об этом. Нужно сделать так, чтобы наши слова были услышаны и поняты, а это так трудно…

Мы из будущего

Если вы еще не посмотрели вместе со своими учениками фильм Андрея Малюкова «Мы из будущего», попробуйте сделать это в канун Дня Победы. А для начала посмотрите сами (его можно найти на сайте http://www.m-i-b.ru/). И не только для того, чтобы еще раз почувствовать боль прошлого. Посмотрите этот фильм, чтобы понять своих сегодняшних учеников, многие из которых старательно уходят от тяжелых мыслей о войне и фашизме. Не стоит обвинять этих детей в равнодушии – может быть, так они защищаются от непонимания взрослыми проблем подрастающего поколения?

В этом фильме четыре юноши чудесным образом переносятся в прошлое, на поля сражений. В результате изменяется не только их жизнь, но и мировоззрение. К счастью, прием, используемый авторами картины, – фантастика. Наши ученики живут в мире компьютеров и мобильных телефонов, они не знают голода и бомбежек. Их стремление уйти от душевных переживаний естественно и понятно, и мы должны с уважением относиться к их чувствам.

Чтобы понять

Этот номер посвящен 64-й годовщине празднования Дня Победы, но начинается он со статьи, в которой ни слова не говорится о войне. В ней говорится о Детстве – о том, почему, прежде чем воспитывать, важно понять каждого ребенка; о том, как это можно сделать.

Дети видят мир не так, как взрослые. Они живут сегодняшним моментом и часто стремятся уйти от переживаний о прошлом, каким бы важным оно ни было. Помню, как одна из моих учениц, выйдя из мемориального комплекса Освенцим, распахнула руки и, подставив улыбающееся лицо весеннему солнышку, громко (даже слишком громко, как мне тогда показалось) сказала: «Как на улице-то хорошо!» Сказала в момент, когда, по мнению взрослых, она должна была плакать, осмысливая увиденное. Сначала я подумала, что вся работа – насмарку: не почувствовали, не поняли, не задумались… А потом тоже взглянула на солнышко и поняла: то, что она на самом деле узнала, – тайна за семью печатями, а стремление радоваться жизни – самое сильное, самое главное качество любого человека, а для ребенка оно особенно важно.

На следующий день мы встречались с поляком, бывшим узником концентрационного лагеря. Он рассказывал истории о трагедии тех лет, и вдруг я заметила, что мои ученики начинают поглядывать по сторонам, как обычно они делают на уроке, если перестают слушать учителя. И тогда я задала пожилому гостю вопрос, который многим показался бы крамольным: «Скажите, когда вы были в концентрационном лагере, случались смешные истории?». Мне хотелось поддержать в ребятах интерес, не уходя от разговора об ужасах фашизма.

В одно мгновение глаза рассказчика превратились из старчески-уставших в юношески-озорные: «Еще какие! Между прочим, я сидел в двух лагерях и из обоих умудрился сбежать. Вы не поверите, но это получилось так смешно… А однажды я помог русскому из другого барака – подделал запись, и его не расстреляли. Через день он и его друзья подошли и позвали меня к ним. Вы видели, как мы жили, представляете, как я удивился, когда они налили мне водки?! Отказываться было нельзя, я выпил залпом и тут же упал. Очнулся на своем месте – они меня донесли; так мы и подружились.

А двоих людей мы спасли таким хитрым способом! Представляете, у нас один поляк влюбился в еврейскую девушку (женщины жили в другом лагере, но иногда мы могли разговаривать с ними через колючую проволоку). Всем было понятно, что девушка скоро погибнет, а тут такая любовь. Так мы умудрились украсть немецкую форму, он прошел в соседний лагерь и увел ее под конвоем! Правда, в этот момент они оба рисковали жизнью». На этот раз дети слушали, не отвлекаясь.

В каждой семье, в каждом доме есть свои истории о войне. Понимая, что разговор удался, я вспомнила свою – тоже со счастливым концом. Мой дед провел три года в немецком концлагере – попал туда контуженный, однополчане приняли его за убитого, и домой пришла похоронка.

В сорок пятом их освободили. В тот день военнопленные глядели из-за той же колючей проволоки на своих, на солдат и офицеров Советской армии: все должны были пройти проверку, прежде чем вернуться домой, так как сдавшиеся в плен считались изменниками родины. Дед знал, что близкие считают его погибшим, и заранее написал на клочке бумаги адрес и несколько слов: «Я жив. Возможно, скоро вернусь». Повстречавшись взглядом с молоденьким лейтенантом, прошептал: «Сынок, отправь записочку». – «Нам нельзя, отец, ты же знаешь». – «Сынок, у меня дома пятеро таких, как ты». Лейтенант быстро оглянулся и, несмотря на опасность, взял из рук пленного листочек. Весточка о чудесном возвращении отца большой семьи, считавшегося давно погибшим, всего через месяц дошла до адресата.

Когда дедушка вернулся домой, он мало рассказывал о времени, проведенном в концентрационном лагере. Но, насколько я знаю, в каждой истории боль граничила с улыбкой. Я знаю? Он умер за год до моего рождения, все рассказы дошли до меня от мамы, которой в сорок пятом исполнилось девятнадцать. Может быть, это она выбрала из всех истории о войне именно эти? Или моя детская память удержала только их?

Чтобы быть понятыми

Рассказ учителя о войне, о прошлом его семьи может стать хорошим началом для общего разговора. Но иногда бывает так трудно подобрать нужные слова, особенно если тебя переполняют чувства… И тогда классный час стоит начать со стихов, над которыми можно поразмышлять вместе.

Стихов о войне много, но почему-то только часть из них хорошо известны. Сегодня во вкладке «Читаем вместе» вы найдете стихи тех, кто не вернулся с фронта. Каждое стихотворение – частица судьбы давно ушедших из жизни людей. Кто ждал их дома? На что они надеялись? Кого любили?

Вкладку можно использовать и для другой цели. Например, предложить ребятам выбрать самое понравившееся стихотворение и просто прочитать его. Или (если в классе есть любители музыки) попробовать сочинить мелодию: песня в соавторстве с фронтовиком Великой Отечественной войны может стать хорошим поводом для осмысления прошлого.

Чтобы быть нужными другим

Но человеку для счастья не всегда достаточно понимать и быть понятым. Кроме этого так хочется быть нужным… Наверное, именно поэтому в дни празднования победы над фашистской Германией во многих школах ставятся литературно-музыкальные композиции, с которыми дети выступают перед ветеранами, перед военными. Те, кто ни разу не организовывал такие выступления, скажут со скепсисом: мол, кому это нужно? Еще как нужно, необходимо! И старым фронтовикам, и сегодняшним подросткам – особенно. Такие подарки ветераны обычно воспринимают очень эмоционально, они им действительно необходимы. А это значит, что момент счастья Дарения будет прожит вашими детьми.


Подробные материалы о Великой Отечественной войне, которые можно использовать при подготовке различных мероприятий к Дню Победы, вы можете найти в № 8, 2009 г. газеты «История» издательского дома «Первое сентября».

TopList