Главная страница "Первого сентября"Главная страница журнала "Классное руководство и воспитание школьников"Содержание №7/2009

Живые истории

Калейдоскоп

Тамара Мукконен ,
г. Петрозаводск

Они и я

Уроки взаимопонимания

Несносная девчонка

«Не мешайте мне жить так, как я хочу, делать что хочу, дружить с теми, с кем хочу! Я не просила вас меня рожать, отвалите от меня»! – Девочка убегает в комнату, так хлопнув дверью, что штукатурка сыплется с потолка. Бывали случаи и похлеще, выражения покруче.

Или сидят вдвоем на кухне со старшим братом. Она ковыряется в печке, зола падает на пол. Брат сделал замечание – стала еще сильнее шуровать в печке, прекрасно понимая, что вредничает, но ничего не может с собой поделать. «Как бес вселился». Брат еще пару раз сделал замечание, потом как дал щелбана по лбу! Успокоилась, как будто этого и ждала.

Зимой почему-то казалось прикольно им с подружками нарядиться в мужские рабочие фуфайки, шапки-ушанки напялить на головы, друг друга в снег закапывать – кто дольше продержится под снежным покровом. Ох, и страху натерпелись.

Маму в школу вызывали из-за недопустимой длины юбки. Никакие меры не возымели действия – длина строго измерялась половиной ладони. (Встаньте прямо и посмотрите, какой длины была юбчонка.)

Какая несносная девчонка! И кто из нее вырастет? Родителям одно переживание с ней… А выросла я. Стыдно, конечно, за многие поступки. У мамы на коленях бы, казалось, вымаливала сейчас прощение, но…

Виноват, каюсь!

...Прозвенел звонок с урока. Иду в учительскую. Почти бегом ко мне устремляется Сергей из моего класса: щеки красные, глаза подозрительно блестят: «Т.П., я сейчас сильно нагрубил Л.А. Не знаю, как получилось. Не согласился с оценкой, которую она поставила». Дотронулась до плеча: «Ой, как жаль, что так случилось, сочувствую, буду думать, как помочь».

...Сижу вечером, проверяю тетради. Раздается звонок в дверь. На пороге стоят два пацана (из моего бывшего класса): «Т.П., мы курили сейчас, нас заметили, завтра вызовут к директору». (Мысли про себя: «Та-ак, а если бы не заметили, я бы и не узнала. Хороши же, нечего сказать». Вслух: «Ну что делать, закуплю завтра махорки, дам вам накуриться вволю».)

...Алгебра в 11-м классе, 7-й урок. Слышу у кабинета возню, узнаю своих шестиклассников: «Странно, почему домой не идут, у них же уроки давно закончились». Старшеклассники ушли, стало тихо. Сижу, заполняю журнал. Через минут пять открывается дверь, заходят мои мальчишки, выстраиваются вдоль стенки, молчат некоторое время, потом Юрик говорит отчаянно: «Мы бесились и сломали окно… большущее». Выясняю, что сломали они окно после второго урока. Долго же готовились к признанию, но все-таки решились. Вместе подумали о том, как решить проблему.

Внушаю ребятам своим: «Мы с вами одной веревкой связаны. У вас успехи, учитель одобрительно отозвался о вашей работе на уроке – мне хочется прыгать от счастья. Совершили проступок – мне хоть сквозь землю провалиться. Прошу вас об одном – набедокурили, чувствуете, что назавтра начнутся разборки, не ждите, что кто-то со стороны мне расскажет, наберитесь мужества, сообщите мне сами первыми. Мне чуточку от этого станет легче принять удар. Будем вместе думать, как выходить из неприятной ситуации».

Чтобы прийти ко мне, сообщить о своем проступке, надо действительно набраться мужества, разве не так? Наверное, в момент подготовки к визиту ко мне происходит у них процесс переосмысления, раскаяния, осознание вины. Услышать мое приглушенное: «Ой, ну что делать…» несравнимо с упреками: «Как тебе не стыдно!» и т.д.

В первом случае ребенок, проговаривая вслух, раскаивается в содеянном, во втором – жалеет себя. Вы не согласны?

Не принимаю и осуждаю поступок, но не ученика – это классика.

Фимка, помоги!

У нас в классе на шкафу сидит игрушечный ежик Фимка. Еж сидит высоко над школьной доской и помогает нам с ребятами общаться, решать проблемы. Они со мной общаются иногда через эту игрушку. От имени Фимки приходили поздравления, секретные пакетики с сюрпризами. Однажды получаю письмо: «Я недоволен Вами сегодня. Зачем Вы так ругались, не разобравшись? Если бы Вы смогли в этот момент взглянуть на ребят, Вы бы увидели такую тоску и боль в их глазах. Я надеюсь, что ребята поймут и простят Вас. Ваш Фимка».

Возник конфликт с учителем. Половина класса была удалена с урока. Следующий урок у меня. Захожу в класс. Мои восьмиклассники вместо привычных слов «Здравствуйте, мои хорошие. Я рада видеть вас» слышат стандартную фразу: «Здравствуйте, спасибо, садитесь». С самым серьезным выражением лица поворачиваюсь к Фимке: «Фимка, ты мне часто помогал в трудную минуту, давал советы, помоги моим ребятам сейчас принять верное решение, достойно выйти из затруднительного положения, признать свою неправоту, если таковая имеется». Обращаюсь к Мише (у нас теперь небольшая реорганизация класса в компанию «Надежда», а Мишка – генеральный директор компании): «Вам моя помощь нужна?» «Нет, мы справимся сами». Справились. Спасибо Фимке? (Надо же, и не улыбнулись даже, когда я с Фимкой разговаривала, хотя кто их знает, какие мысли в голове, все-таки восьмой класс).

Шапка-невидимка

В № 23/2008 газеты «Классное руководство и воспитание школьников» в копилке новогодних конкурсов аттракцион «Шапка-невидимка» напомнил мне следующий прием.

При всех не отчитываю за проступок, поступаю иначе (позаимствовала у Макаренко). Утром захожу в класс и говорю: «После уроков все свободны, а Сидоров зайдет ко мне». Считаю, что это тоже классика, действует безотказно. Главное, каким холодным тоном, не принимающим никаких возражений, произнести эти слова. Тем более что по фамилии я никогда ребят не называю. После всех уроков вид у Сидорова, прямо сказать, вызывает сочувствие у одноклассников. От этого сочувствия ему еще хуже. Я в этом случае никаких особых «пропесочиваний» за закрытыми дверями не устраиваю. Считаю, что уже достаточно. Поговорю по душам, есть повод расспросить о домашних делах, выведать кое-что, даже похвалить за что-то. Посекретничали наедине, прошу оставить наш разговор в тайне, а ребятам сказать, что влете-е-ло – будь здоров.

Сделал плохо – исправь

Поступил сигнал, что две мои девочки (6-й класс!) курили на хоккейной коробке в раздевалке. Ничего в классе не стала говорить (все равно все узнают и без меня), после уроков взяла метлу, совки, мешки картофельные, и пошли мы с любительницами острых ощущений в эту раздевалку. Ох, и грязищи же там было! Мы все подмели, все углы почистили, два картофельных мешка мусором наполнили. Во время уборки я им о вреде курения лекцию читала (с умным видом).

Совсем недавно парни на перемене бегали друг за другом по школьному коридору, два цветочных горшка опрокинули на своем пути. Ну, что делать? Обсудили вместе со мной проблему, приняли решение. Сбросились, сходили (все это уже делали без меня) в магазин, вместо двух прикупили три красивых цветочных горшка, отнесли завхозу, передали со словами: «Три вместо двух на всякий случай. Жизнь школьная еще долгая».

Прошло две недели. Приходит с урока в моем классе молоденькая учительница английского языка, смеется: «Сейчас на уроке увлеклась объяснением, нечаянно задела ногой горшок с цветком. Горшок упал, разбился. Растерялась, покраснела. А они посочувствовали мне так по-доброму, девчонки сбегали за метлой, помогли убрать грязь. Сережка вздохнул: «Ну, что делать, придется вам горшочек покупать».

Размышления

Вот что меня сейчас сильно беспокоит – это потухшие Ксюшкины глаза. В этом учебном году как будто подменили девочку. Наполучала троек за полугодие, дерзит. Мой замечательный ежик ощетинился всеми своими иголочками, близко к себе не подпускает. Только иногда в ее взгляде прочитывается: «Ну, потерпите еще немножко, все будет хорошо, я сама с собой не в ладу». Или мне это только кажется?

Когда все шалости на виду (без камня за пазухой) – легче. Где посмеешься, где пожуришь, а бывает и такое, что в кабинетике моем без окон (бывшая фотолаборатория) «молния сверкает и гром гремит». В очень резкой форме, иногда даже очень грубо пресекаю случаи унижения другого человека, оскорбление ребенка из малообеспеченной семьи. «Клин клином вышибаю». Телец по гороскопу, наверное, в минуты гнева страшна. Бывает и такое недопустимое педагогическое поведение. Виновата, каюсь.

TopList