Главная страница "Первого сентября"Главная страница журнала "Классное руководство и воспитание школьников"Содержание №6/2009

Сценарии

Педсовет

Элина Власова ,
педагог-психолог МОУ ДОД ЦДОД «Паново» ;
Борис Куприянов ,
к.п.н., КГУ им. Н.А. Некрасова, г. Кострома ;
Наталья Лепашина ,
руководитель студии современного танца «Полюс» МОУ ДОД ЦДОД «Паново» ;
Татьяна Соболева ,
директор МОУ ДОД ЦДОД «Паново», г. Кострома

По тонкому льду ожиданий

Мастер-класс для педагогов

Жизнь школы наполнена множеством противоречий и инцидентов. Ответственность за все сложности и шероховатости отношений обычно ложится на педагога. В то же время восприятие конфликта самими учителями неоднозначно. Конфликт, в силу своей эмоциональной насыщенности, зачастую заставляет педагога реагировать не профессионально, а по житейской схеме. Социальная напряженность, расслоение, давление СМИ провоцируют конфликты в обществе, а значит, они затрагивают и школу. Одним из сложных и потенциально конфликтных моментов является несовпадение ожиданий родителей и педагогов.

Цель: помочь педагогу осознать целесообразность и эффективность педагогических приемов, используемых для разрешения конфликтов.

Задачи:

• помочь педагогам и воспитателям научиться разрешать конфликты, преодолевая житейские и индивидуальные стереотипы, осознавая и осваивая профессиональные способы решения педагогических задач;

• содействовать выявлению наиболее частых конфликтных ситуаций, встречающихся в жизнедеятельности учреждений дополнительного образования детей, а также моделей поведения педагогов в конфликтных ситуациях;

• стимулировать профессиональное самосовершенствование педагогов и воспитателей за счет формирования интереса к самостоятельному изучению специальной литературы.

Целевая аудитория мастер-класса: разработка рассчитана на заместителей директоров образовательных учреждений, методистов, педагогов-психологов, руководителей методических объединений и педагогов дополнительного образования. В качестве материала использована деятельность педагога дополнительного образования.

Организационные параметры: мастер-класс состоит из одной встречи, которая может быть проведена в течение года. Комплектованию группы предшествует рассказ о возможностях мастер-класса. Рекомендуемая длительность встречи – 1 час 40 минут, количество участников – от 8 до 17. Ведущим мастер-класса может быть школьный или приглашенный педагог-психолог.

Требования к помещению: необходимо большое помещение. Должна быть возможность свободного передвижения участников, их расположения по кругу, объединения в микрогруппы.

Оборудование: столы, стулья (по количеству участников), мультимедиапроектор, магнитофон, экран, компьютер, доска.

Реквизит: маркеры, мел (для работы с доской), тексты для упражнения «Как реагировать?», буклеты, музыкальные записи с шумом моря, маски (3 штуки), разноцветные карточки для упражнения «Карточки» (17 штук), ручки и листы.

Разминка

Участники располагаются на стульях, заранее расставленных по кругу. Проводится упражнение «Приветствие». Основное назначение данного упражнения – создание эмоционального настроя, включение участников в общий процесс.

Ведущий встает в центр круга и предлагает каждому участнику по очереди назвать свое имя и каким-то одним словом охарактеризовать себя. Например: «Я – Катя. Я – симпатичная».

Конфликтная ситуация

Ведущий предлагает участникам ознакомиться с конфликтной ситуацией. В зависимости от возможностей учреждения знакомство с ситуацией происходит с помощью:

– зачитывания текста ведущим;

– демонстрации ситуации с помощью актерской группы;

– просмотра ситуации с помощью мультимедиапроектора.

Ситуация. В четверг после генеральной репетиции перед очередным концертом педагог по хореографии Наталья Викторовна сидела в зале и отдыхала. Вдруг в зал буквально влетела одна из мам и, тыча в педагога пальцем, закричала: «А, сидите, довольны собой, ну, сидите, сидите. Я это так не оставлю! Да что же это такое? Сколько еще вы будете издеваться над моей девочкой? Значит, я плачу такие деньги, а моя Катя так и будет на задворках танцевать, где ее не видно, сколько можно? Выставили одних и тех же, а мы – любуйся?! Где справедливость, мы, знаете ли, не за этим сюда пришли, ну а если вы работать и учить не умеете, то и не беритесь!»

Педагог вскочила со словами: «Да кто вы такая, чтобы разговаривать со мной в таком тоне! Я после этого даже выяснять с вами ничего не собираюсь, выйдите отсюда и можете идти жаловаться. А не нравится, так и не водите свою Катю сюда – никто не держит!

Первичная реакция на конфликт

Предлагаемая группа упражнений направлена на выработку грамотной эмоциональной реакции педагогов в подобных ситуациях и освоение способов погашения конфликта.

Как реагировать?

Основное назначение упражнения – возможность «прожить» данную конфликтную ситуацию. Ведущий предлагает участникам разделиться на микрогруппы по 6–7 человек. Каждой группе выдается текст с заданием. В случае если групп будет более двух, задания могут дублироваться.

Первая группа должна смоделировать и показать наиболее адекватную, эффективную реакцию педагога на заявление мамы.

Вторая группа– наиболее типичные способы реагирования в подобных конфликтных ситуациях.

Проходит работа в микрогруппах: после сигнала ведущего участники обсуждают задание, распределяют роли. По окончании заданного времени группы демонстрируют результаты работы – проигрывают заданные ситуации.

Такие разные

Ведущий зачитывает участникам текст (см. приложение), предназначенный для ознакомления педагогов с основой теории трансактного анализа Эрика Бёрна. Сообщение сопровождается компьютерной презентацией. Каждому участнику до начала сообщения выдается буклет с кратким содержанием основ теории Эрика Бёрна для более подробного ознакомления.

По ходу сообщения ведущий оперирует его содержанием, делает на него ссылки, демонстрирует наглядный материал (маски), интонирует, описывая коммуникативные позиции (Эго-состояния).

В конце выступления ведущий предлагает участникам задать вопросы, если что-то из прочитанного сообщения им не понятно, отвечает на них.

Комментарий: для поддержания текста сообщения желательно подготовить:

• компьютерную презентацию по теме;

• буклеты каждому участнику мастер-класса с кратким изложением основ теории трансактного анализа Э.Бёрна.

Маски

Участникам предлагается применить полученные знания в конкретной конфликтной ситуации в ходе ее проигрывания с позиции разных ролей.

Упражнение предназначено для осознания педагогами своей коммуникативной позиции (Эго-состояния) в соответствии с коммуникативной позицией (Эго-состянием) родителя. Оно направлено на освоение разных стратегий снятия эмоциональной напряженности в конкретной конфликтной ситуации.

Для участия в упражнении ведущий приглашает по очереди трех человек, которым выдаются соответствующие маски. Остальным участникам нужно по ходу демонстрации помогать или предлагать свой вариант реагирования. Задача артистов – проиграть ситуацию из разных коммуникативных позиций (Эго-состояний) педагога так, чтобы конфликт исчез и мама ушла успокоенная. В роли мамы выступает ведущий, то есть он остается все время в одной маске – Ребенка, в позиции которого мама пребывала в течение всего разговора.

Участники по очереди демонстрируют разговор с мамой с разных позиций. Каждая проигранная сцена обсуждается: подходят ли подобранные педагогом фразы в разговоре с мамой этому Эго-состоянию? Почему? Как еще можно построить разговор?

Образцы масок

Комментарий: для упражнения необходимо заранее подготовить маски размером с человеческое лицо, с палкой-держателем. Для более эффективной организации упражнения ведущему можно заранее (до начала мастер-класса) договориться с тремя пришедшими на мастер-класс об их участии в упражнении «Маски».

Способы решения конфликтов

Предлагаемая группа упражнений направлена на выявление источников конфликта, его профилактику и успешное решение.

Шторм и штиль

Ведущий предлагает педагогам представить шум моря (включает звук шторма на 5–10 секунд). Он объясняет, что благодаря диалогу, построенному исходя из коммуникативных позиций (Эго-состояний), бушующее море конфликта успокоилось – на море штиль (включает музыку прибоя). Мы любуемся спокойствием моря, но понимаем, что спокойствие обманчиво. Где-то в глубинах море неспокойно, и в любой момент шторм может начаться снова.

Ведущий акцентирует внимание педагогов на том, что конфликт не решен, а лишь снижена напряженность во взаимоотношениях. Это временный результат. Он лишь дает возможность подготовиться к решению конфликта. А значит, даже понимание эмоционального состояния человека, его намерений и чувств и управление ими полным разрешением конфликта не является, так как педагог не ответил на самый главный вопрос: «Каковы причины такого поведения родителя?»

В связи с тем что данный конфликт типичен для творческого коллектива (все дети по-разному талантливы, и не всегда оценка педагога совпадает с уровнем ожиданий родителей об успешности своего ребенка), учителям предлагается ответить на следующие вопросы:

1. Возможна ли работа педагога без конфликтов?

2. Каковы причины возникающих конфликтов между педагогами и родителями?

3. В конфликте педагога и родителя кто является пострадавшим?

Проводится дискуссия по предложенным вопросам.

Профилактика

В ходе дискуссии участники приходят к выводу, что главное для педагога в любой конфликтной ситуации – это благополучие ребенка (как минимум – его благополучие, то есть конфликт мамы с педагогом его не затрагивает, как максимум – его развитие, то есть педагогу важно постараться прийти с мамой ребенка к общему видению возможностей дочки (сына) в данном танцевальном коллективе). Но родители бывают разные, и, следовательно, есть родители, с которыми можно разрешать конфликты, а есть такие, которые в силу объективных и субъективных причин не готовы к поиску конструктивных решений. Для минимизирования такого типа конфликтов для педагога очень важной является система мер профилактики.

Ведущий предлагает создать копилку мер по профилактике конфликтов с включением различных категорий участников образовательного процесса. Учителя предлагают различные способы профилактики конфликтов. Все они фиксируются ведущим на доске. В заключение ведущий перечисляет названные меры профилактики, акцентирует внимание слушателей на том, что их нужно использовать не только с родителями, но и с педагогами и членами администрации.

Комментарий: ведущий может попросить одного из участников семинара записывать на доске предложения, поступающие от слушателей. Ведущему также необходимо заранее продумать перечень профилактических мер по пресечению конфликтов с разными группами: родители, администрация, коллеги.

Карточки

Ведущий предлагает учителям ознакомиться с правилами решения конфликтов, разработанных А.Я. Анцуповым – экспертом, профессором Российской академии государственной службы при Президенте России, автором первого отечественного учебника по конфликтологии.

Каждой микрогруппе раздаются карточки с перечисленными семнадцатью шагами разрешения конфликта. Задача учителей – посовещавшись, выстроить цепочку логически правильных действий.

Во время работы группы ведущий наблюдает за ее ходом. Если нет явного лидера и группа инертна, ведущему необходимо самому организовать процесс.

Комментарий: педагоги могут разложить карточки в другой последовательности. В этом случае требуется обсуждение и приведение к заданной автором последовательности действий.

Карточки готовятся заранее. Текст печатается на цветной стороне карточки. Для проведения анализа выполнения задания цвета карточек могут быть:

• в спектре цветов радуги;

• от темного к светлому.

Обратная связь

Ведущий предлагает участникам выразить свое отношение к проведенному занятию в стихотворной форме синквейна по определенному алгоритму:

первая строчка – одно существительное;

вторая строчка – два прилагательных или причастия;

третья строчка – три глагола;

четвертая строчка – два существительных, два глагола;

пятая строчка – существительное, наречие или междометие.

Например:

«Мастер-класс

Волнующий, интересный

Манит, Учит. Вдохновляет.

Мысли будоражит, уверенность будит.

Полезно!»

Можно предложить написать синквейн каждому участнику либо группам участников.

Комментарий: упражнение направлено на осознание участниками полезности и актуальности содержания мастер-класса, получение организаторами информации об отношении участников к проведенному мероприятию. Для проведения упражнения можно использовать и другие формы:

• нарисуйте свое отношение;

• опишите одним словом свои впечатления от мастер-класса;

• изобразите свое отношение к мастер-классу и др.

Содержание карточек


ПРИЛОЖЕНИЕ

Материалы буклета и сообщения ведущего в упражнении «Такие разные»

Эрик Леннард Бёрн (10 мая 1910 – 15 июля 1970) – Американский психолог и психиатр.

По его мнению, каждый из нас в ходе разговора может выбирать одну из коммуникативных позиций – позицию Родителя, позицию Взрослого и позицию Ребенка.

Выступая в родительской позиции (ведущий надевает маску Родителя), мы ставим себя выше собеседника: позволяем себе оценивать его (хвалить или ругать и критиковать), советуем, проявляем заботу и т.п.

Когда же в дело вступает Ребенок (ведущий надевает маску Ребенка), мы веселимся, шутим, творим, но вместе с тем канючим, капризничаем, обижаемся и дуемся.

Самый адекватный и рациональный персонаж в нас – Взрослый (ведущий надевает маску Взрослого). Он спокоен, он констатирует факты и рассуждает здраво. Это тот, кто способен договариваться с «трудными» людьми, это тот, кто отвечает за наш профессионализм.

Каждый из этих персонажей при общении обращается к внутреннему Ребенку, Родителю или Взрослому собеседника. Например, когда наш Взрослый обращается к Взрослому собеседника, мы получаем профессиональную беседу, обмен сведениями.

Когда наш Родитель обращается к Родителю другого, мы получаем беседу двух мамочек на детской площадке о том, как тяжело воспитывать малолетних «спиногрызов», или двух представителей «старой гвардии» – о том, что «молодежь пошла нынче не та. Вот мы в их годы…».

Если же наш Ребенок обращается к Родителю собеседника, может получиться разговор подчиненного с руководителем о просьбе повысить зарплату. Когда же наш Родитель обращается к Ребенку собеседника, перед нами – выволочка подчиненного, не выполнившего вовремя задание, и, наоборот, отеческое похлопывание по плечу опытным специалистом молодого по завершении первого удачно прошедшего открытого урока.

TopList