Главная страница "Первого сентября"Главная страница журнала "Классное руководство и воспитание школьников"Содержание №5/2009

Сценарии

Классный час

Светлана Дьячкова ;
Всеволод Луховицкий ;
Ольга Погонина ,
г. Москва

Разум против предрассудков

Ролевая игра «Катаклизм»

Предлагаем вниманию читателей ролевую игру, в ходе которой дети узнают, как в современном обществе возникают социальные мифы и, в частности, мифы о Враге. Эта игра открывает цикл классных часов для детей 13–16 лет, посвященный профилактике социальной нетерпимости. Основным содержанием цикла станут наиболее распространенные в российском обществе стереотипы и предрассудки в отношении представителей различных социальных и этнических групп (кавказцев, цыган, евреев, мусульман, сектантов, приезжих, бомжей, олигархов и т.д.), а также факты, которые помогут молодым людям критически отнестись к этим стереотипам.

Цель: развитие гуманистического мировоззрения и гражданской ответственности.

Задачи:

1. Дать учащимся общее представление о проблеме нетерпимости и враждебности в обществе, о причинах и механизмах ксенофобии.

2. Закрепить ценности толерантности, ненасилия, прав человека.

3. Сформировать навыки противостояния ксенофобии и этнической вражде.

Время проведения: 1 час(полчаса на саму игру и полчаса на обсуждение).

Оборудование: воображаемый микрофон, таблички с названием ролей:

• физик-теоретик;

• вице-президент Академии наук;

• географ, председатель Географического общества;

• журналист проправительственной газеты;

• независимый журналист;

• ведущий сотрудник независимого Центра социологических исследований;

• всемирно известный писатель;

• популярный рок-музыкант;

• редактор молодежного развлекательного телеканала;

• депутат парламента от правящей партии;

• депутат парламента от оппозиции;

• руководитель пресс-службы МВД;

• специалист МЧС;

• чиновник Министерства образования.

Учитель (раздает нескольким ученикам (не более чем половине участников) таблички с названиями ролей и знакомит всех с игровой ситуацией и правилами игры). Я буду сообщать вам о каких-то событиях, происходящих вокруг нас. Ваша задача – после каждой порции сообщений кратко записать, во-первых, свои ощущения (как вы восприняли эти новости), а во-вторых, объяснение причин этих событий с позиции вашей роли. Те, кто не получил специальной роли, представляют мнение обычных людей. Я могу попросить кого-нибудь прочитать свои заметки. Может быть, кто-то, исходя из своей роли, сам попросит слова. После трех циклов мы подведем некоторые итоги, обсудим всю игру. (Последовательно излагает три блока информации (см. Приложение). После первого блока учитель просит нескольких Простых людей рассказать об их ощущениях при получении информации, а затем предлагает высказаться Ученым и кому-нибудь из Политиков.)

Комментарий: скорее всего, персонажи игры попытаются найти рациональные объяснения большинства происшествий, но вряд ли сумеют найти убедительный ответ. После второго блока информации просим высказаться Властителей дум и Чиновников. Как правило, именно на этом этапе у кого-то из них возникнет мысль о том, что все катастрофы имеют одну причину, исходят из одного источника. Возможно, Политики и Чиновники захотят развить эту мысль, или Журналисты решат, что настоящая сенсация – действия таинственного всесильного Врага. Их слова могут существенно повлиять на мнения Простых людей.

Если на этом этапе мысль о Враге все же не возникла, учитель может подкинуть кому-то из наиболее активных учеников подобную мысль. Например, заранее заготовить записку о том, что, по данным разведки, в стране действует опасный враг (конкретное лицо педагог может выбрать сам). Логичнее всего, если подобная записка поступит к Политику или Журналисту. Тогда на третьем этапе какой-нибудь игрок обязательно озвучит эту мысль. (Еще один вариант действия учителя – набраться терпения и продолжать обсуждение до тех пор, пока дети не придут к нужному выводу самостоятельно, без подсказки. – Прим. ред.)

После этого образ врага (или образы) будет уже вполне сформирован, и учителю останется только обобщить опыт, полученный в игре, и перейти к обсуждению итогов.

Обсуждение итогов игры

Учитель. Что вы чувствовали, когда вам читали новости? Как вы пытались справиться с этой ситуацией? Кто оказался виноватым во всех бедах или был им назван?

Комментарий: вероятно, ребята в качестве реакции на новости отметят страх и беспомощность. В ходе апробации этой игры в разных регионах виноватыми оказывались сектанты, евреи, политики и депутаты, чеченцы, американцы, террористы, инопланетяне. Вовсе не обязательно, что школьники действительно верят в этих врагов. Чаще всего подобные объяснения ребята давали, исходя из своей роли. В ходе игры использовались клише и стандартные модели объяснения, которые им часто встречаются в обычной жизни (в разговорах взрослых, в СМИ).

Учитель. Почему вам кажется, что виноваты в произошедшем именно эти люди или категории населения?

Ребята отвечают.

Попробуйте вспомнить, какие еще модели объяснения происходящего были предложены.

Комментарий: в ходе обсуждения обычно выясняется, что факты, которые человек не может объяснить самостоятельно, он пытается объяснить двумя способами:

• используя опыт специалистов в данной области. Например, историк может обратиться за помощью к физику, чтобы понять сущность явления электричества. Однако вряд ли при этом его знания будут очень глубокими. Скорее всего, историк, представляя себе мир физических явлений, ограничится самыми общими представлениями об этом: его удовлетворит утверждение, что ток течет по проводам примерно так же, как и вода. Это будет безусловным упрощением;

• с помощью иных механизмов, которые, как правило, построены не на разумных, а на эмоциональных основаниях: «если есть что-то, что мне не нравится, мешает жить, значит, кто-то или что-то пытается навредить мне и моим близким». Причину необъяснимого люди чаще всего ищут в действиях таинственных сил, враждебных или дружественных по отношению к человеку.

Учитель. Так возникают разные мифы о врагах. Почему люди сегодня верят в подобные мифы? Попробуем найти объяснение.

Идет обсуждение в классе.

Комментарий: в процессе разговора учителю важно указать ребятам на эмоциональную сторону и действенность мифа: он становится для человека путеводной звездой, в соответствии с мифологическими представлениями люди выстраивают свое поведение и формируют свое отношение к происходящему. Миф о враге может иметь и практическую ценность: благодаря ему можно оправдать собственные действия и свое существование.

Далее стоит обратить внимание учеников на то, как действовали в ситуации игры разные персонажи в зависимости от роли.

Приложение

Возможно несколько вариантов проведения игры. Первый вариант представляет собой набор катаклизмов и катастроф в масштабах достаточно большого государства. Второй вариант – набор событий и происшествий, происходящих в одном отдельно взятом некрупном городе. Изрядное количество мелких катастроф на небольшом пространстве провоцирует на поиски врага еще вероятнее, чем серьезные катаклизмы, происходящие на значительной по размерам территории. Третий вариант – более игровой, фантастический, подталкивающий детей к созданию мифа об инопланетянах.

Главное во всех вариантах – постепенное нагнетание обстановки и сочетание природных и техногенных катастроф. Во всех вариантах представлены такие события, которые можно объяснить и объективными, не зависящими от людей причинами, и сознательной, целенаправленной деятельностью врагов.

Вариант 1

Первый блок

• На юго-востоке страны совершенно неожиданно для наших сейсмологов произошло землетрясение силой 9 баллов, разрушившее город – районный центр, общее количество жертв еще не установлено.

• Гигантской волной цунами практически полностью уничтожен крупный морской порт, нанесен значительный ущерб ВМФ.

• Угроза голодной смерти нависла над коренными народами Крайнего Севера страны: рыба обходит районы традиционного рыболовства.

Второй блок

• Селевым потоком уничтожено несколько сел.

• Разрушена водой плотина на крупнейшем водохранилище, идет эвакуация жителей близлежащих деревень и городов.

• В Северном море пропало научно-исследовательское судно.

• Авария на нефтепроводе, в результате чего в целой области объявлено чрезвычайное положение.

• Ураганный ветер обрушился на западный регион страны.

Третий блок

• Понедельник. Авария на химическом комбинате, есть погибшие и раненые. По-прежнему остается (с пятницы) полностью отрезанным от большой земли город Н. (градообразующее предприятие – оборонный завод). Сегодня ночью с ним неожиданно прервалась телефонная и радиосвязь.

• Вторник. Столкновение двух пассажирских самолетов на взлетно-посадочной полосе. Под снежной лавиной погибла группа группа туристов, отдыхавших на горном курорте.

• Среда. Кислотный дождь выпал на город М., расположенный в 3 км от предприятия, производящего химическое оружие.

• В результате неожиданно вспыхнувшей эпидемии гриппа столичные власти приняли решение закрыть на карантин все учебные заведения.

• В 12 км от города Л. произошла крупнейшая за всю историю страны железнодорожная катастрофа. В городе Х. (60° северной широты) многие жители наблюдали северное сияние.

Вариант 2

Первый блок

• Городская автоинспекция сообщает, что в городе увеличилось число транспортных аварий. Во вторник на пересечении улицы Изумрудной и Южного бульвара столкнулись троллейбус и машина, перевозившая бензин. Пожар вспыхнул мгновенно. К счастью, благодаря хладнокровным действиям водителя троллейбуса всех пассажиров удалось спасти. Восемь человек доставлены в городские больницы.

• В ночь с четверга на пятницу ураганный ветер повалил более семидесяти деревьев в Заречном районе. Часть деревьев упали на линии электропередач. Жителям Заречного района сутки пришлось провести без электричества. Авария ликвидирована.

• По отчетам пожарной инспекции, резко возросло число пожаров в офисных зданиях в центре города.

Второй блок

• Органы охраны общественного порядка сообщают об успехах в борьбе с наркоманией. Число задержанных распространителей и потребителей наркотиков возросло на 45%. Обнаружены и обезврежены две преступные группы, занимавшиеся синтезом наркотиков. Граждан призывают быть бдительными и сообщать обо всех подозрительных лицах, которые могут распространять наркотики.

• В среду жители Заводского района с удивлением обнаружили, что из их кранов льется вода ядовито-зеленого цвета. Аварийные службы констатировали попадание в водопровод чрезвычайно опасного для здоровья людей химического вещества. Ведется расследование, как и на каком этапе вещество попало в водопровод.

• Суббота. Около пятнадцати человек, проживающих на улице Строительной, госпитализировано в больницу № 15 с одинаковыми симптомами. Тело больных покрыто сыпью, дыхание затруднено. Врачи больницы отказываются сообщить диагноз.

Третий блок

• По оперативным сводкам, более 380 человек пропали без вести в городе за последние полтора месяца.

• В понедельник крупная авария произошла на Западной теплоэлектростанции. Ликвидируя последствия аварии, в результате несчастного случая погибли трое монтажников.

• Число больных загадочной болезнью увеличивается. Позавчера более 70 человек с характерной сыпью были доставлены в больницы города.

• Взрыв на заводе химических удобрений. Произошел выброс вредных для здоровья веществ. Жители Заводского и Южного районов были вынуждены вчера весь день провести в наглухо закрытых домах.

• Катастрофа на окружной железной дороге. Товарный состав сошел с рельсов на территории, где находятся склады.

• Три часа назад произошла поломка городского ретранслятора телевизионных сигналов. 85% горожан не могут смотреть телевизор.

Вариант 3

Первый блок

• Наши фермеры охвачены паникой. Участились случаи нападения на домашних животных. Хозяева находят их обескровленные трупы с удаленными внутренними органами.

• Всю прошедшую неделю наблюдались загадочные столбы дыма в необитаемых горных долинах.

• Более двухсот заявлений о пропаже родных и близких поступило в разные отделения милиции столичного региона.

• Пятнадцать человек, исчезнувшие ранее в разных районах столичного региона, возвратились в родные дома и отказываются сообщить, что с ними произошло.

Второй блок

• В прошлую субботу в 40 км от столицы произошло внезапное и очень короткое извержение вулкана, молчавшего 1,5 тыс. лет.

• Водители по ночам на дорогах в свете фар все чаще видят загадочных животных, видовую принадлежность которых установить не удается.

• Спасатели на склонах вулкана обнаружили тело девочки 10 лет, полностью обескровленное.

• Родные крупного физика, ученого с мировым именем, одного из экспертов правительства, сообщают, что он не вернулся из командировки.

Третий блок

• Пять дней назад внезапно произошло отключение электричества в районе города Х.

• Комиссия, направленная в Х., сообщает, что у сотрудников остановились часы и не работают мобильные телефоны. Электрический генератор отключается через 5 минут после включения.

• Три дня назад пришло сообщение от жителей города А., что над городом в течение 30 минут висело облако оранжевого цвета, предположительно состоящее из хлора.

• В городе А. разразилась эпидемия неизвестной болезни: тело больного покрывается сыпью, смерть наступает через несколько часов. Объявлен строгий карантин.

• Только что получено сообщение, что в одну из столичных больниц поступил больной с характерной сыпью.

Фото А.Козина

TopList