Главная страница "Первого сентября"Главная страница журнала "Классное руководство и воспитание школьников"Содержание №5/2009

Идеи

Работа с классом

Нелли Барсегян ,
г. Москва

Класс сбежал с урока

Что делать учителю?

Что делать? Разбираться. Тихо и спокойно. Однажды (хотя прошло много лет, но хорошо помнится) весь класс сбежал с урока и поехал в аэропорт, чтобы встретить любимого певца и гитариста Дина Рида. Можно понять? Можно. Можно простить? Можно. Хотя и в этом случае оставить без внимания ситуацию нельзя. Учить детей договариваться, быть самому способным на это – одна из основных задач школы.

Некоторые учителя очень боятся, если вдруг класс ушел с урока. Боятся и стыдятся. Стыдятся перед администрацией, перед другими коллегами, у которых, как им кажется, такого не может быть никогда. Есть педагоги, думающие, что им просто не повезло с классом. Но чаще всего все-таки понимают, что, возможно, виноваты сами: в том, как ведут уроки, в том, как у них складываются отношения с учениками, насколько они корректны и справедливы. Есть учителя-счастливчики, которых дети ждут и рады каждой встрече с ними.

Но вот случилось такое – ушли с урока. Что делать? Не отчаиваться! Довериться тому, кто рядом и кому веришь сам, кому можешь рассказать всё. Собрать детей, позвать их и поговорить начистоту. Выслушать без предвзятости. Даже если они неправы, не взрываться и дать им возможность эту неправоту осознать. Лучше, если педагог в данной ситуации тих и немногословен.

У учителя, на мой взгляд, существуют три позиции по отношению к ученикам. Одни (чаще это очень опытные и очень уверенные в себе) ощущают свое превосходство. Они любят шутить, иронизировать, иногда «посадить в галошу». Такие учителя как бы над детьми. Кому-то они очень нравятся, а кого-то настораживают. Другие испытывают постоянный страх перед классом, перед его мощным напором и энергетикой. Они неуверенны, замкнуты, очень сдержанны, готовы все вытерпеть. Они тоже не с учащимися, а где-то на обочине. И самое лучшее – это когда учитель не «ниже» и не «выше» детей, а вместе с ними. Да, он старше, мудрее, опытнее, но он прекрасно знает, что каждый ученик – это личность, что и ребята его многому учат и среди них есть настоящие умники и умницы, надо только прислушиваться к ним. Вообще, дети всё чувствуют гораздо тоньше и не терпят фальши. Ситуация, когда педагог «вместе», – самая верная. Вряд ли у такого учителя дети уйдут с урока.

Бывает и по-другому. Особенно это важно, когда учитель только начинает работать с классом. Ведь класс – это тот же социум, и он разный. Иногда не лучшая его часть становится лидером и начинает «править бал». Это сразу заметно и классному руководителю, и учителям, но не всегда с этим умеют справляться. Тогда и уход с урока вполне возможное явление, а еще чаще происходят срывы уроков, сплошное издевательство над учителем, которое позволяют себе отдельные учащиеся под молчаливое согласие остальных – несмелых и равнодушных. Потом они гордятся тем, что доводят педагога. Но эти же дети у других учителей ведут себя смирно, и это даже более отвратительно, чем уход с урока. Тут может помочь честный, иногда нелицеприятный разговор. Но даже в такой ситуации учитель разговаривает хоть и гневно, но без апломба, с болью, с обидой, чисто по-человечески, как с близкими людьми. И если люди смогут выговориться, облегчить душу, – какой бы трудный разговор ни получился, – это уже победа. И привлекать к разговору нужно всех, особенно несмелых. Этих ребят надо поднимать, формировать у них собственный взгляд, достоинство. В такой момент у учителя появляются единомышленники, помощники, опора.

Я понимаю, как важно сделать жизнь ребенка интересной, наполненной глубоким содержанием, как полезно водить детей в театр, записывать в спортивные секции, вовлекать в различные проекты. Но надо еще и разговаривать с каждым отдельно и вместе. Дети очень в этом нуждаются и очень любят, когда с ними просто беседуют. Эти разговоры они запоминают на всю жизнь как самое хорошее, что было в школе.

Иногда невыраженная агрессия накапливается в душе подростка и принимает самые удивительные формы. Как она накапливается? Из чего складывается? Мы же не говорим с подростками – вот и не знаем и не чувствуем этого. А это серьезная проблема, над которой нельзя не думать и которую школа должна решать. И это не менее важно, чем научить грамотно писать и подготовить к сдаче ЕГЭ.

И еще. В том, что дети иногда уходят с урока, я вижу нечто положительное. Умение протестовать коллективно – качество, которое нельзя терять и которое, на мой взгляд, порой бывает просто необходимо.

TopList