Главная страница "Первого сентября"Главная страница журнала "Классное руководство и воспитание школьников"Содержание №4/2009

Сценарии

Родительское собрание

Татьяна Мокеева ,
Курганская обл.

Свет домашних окон

Влияние семьи на ребенка

Современные родители не всегда понимают, какое влияние оказывает на ребенка дом, семейная обстановка. Учителю приходится напоминать им об этом, использовать родительские собрания как возможность рассказать папам и мамах об их детях, особенностях подростковой психологии. Стоит поговорить и о семейных традициях, о том стиле общения, который сложился в доме и оказывает большое влияние на ученика. Собрание желательно проводить в средней школе – с родителями 5–6-х классов.

 

Любить – значит делать добро.
Л.Н. Толстой.

Если собираешься кого-нибудь полюбить,
научись сначала прощать.
А.В. Вампилов.

Цель: помощь родителям в постижении внутреннего мира их ребенка; в формировании умения посмотреть на себя и на проблемы своей семьи со стороны.

Подготовительная работа:

1. Создаем инициативную группу, которая вместе с классным руководителем проводит анкетирование учеников по вопросам:

– Какие пироги ты больше любишь: покупные или домашние? Почему?

– Часто ли тебя хвалят родители? Какие слова они говорят тебе при этом?

– Написать поздравительную открытку своим родителям.

– Написать мини-сочинение по теме: «Мой самый счастливый день».

– Ответить на вопрос «От чего я плачу?»

2. Нарисовать рисунок по теме: «Я и моя семья».

3. Изготовить пригласительные открытки на родительское собрание для своих родителей.

Оформление: на доске написана тема родительского собрания, эпиграф, развешаны рисунки детей.

Учитель. Добрый вечер! Сегодня я предлагаю вам поговорить на тему: «Каково на дому, таково и самому». Вспомните свои детские рисунки, рисунки своих детей: солнце, чистое небо, дружная семья, собачки, кошечки, невысокий заборчик, деревья и обязательно дом, дым из трубы. Пословица гласит: «Не красна изба углами, а красна пирогами».

Давайте подумаем: «За что мы любим свой дом?». Расскажите друг другу, что вы делаете для того, чтобы ребенку дома было хорошо, чтобы ребенок любил свой дом?

Тепло кухни

Учитель. Какие пироги больше любят ваши дети – домашние или покупные?

Задание: женщинам – коротко пояснить, чем можно украсить праздничный стол. Мужчинам – составить меню на один день с указанием нужных продуктов.

Добрые слова

Учитель. Нам всем катастрофически не хватает этих слов в общении друг с другом, а в семье – тем более. А ведь, если откровенно, без них нам плохо. Жизнь-то у каждого далеко не безоблачная. Мы знаем, что такое обиды, горечь, разочарования. А доброжелательность? Умеем ли мы произносить добрые слова в адрес друг друга? Конечно, каждый из нас не без недостатков, и дети тоже разные.
Когда в последний раз вы дома слышали комплименты в свой адрес от детей? Как часто вы сами хвалите детей?

Задание: вспомните хорошие поступки или дела своего ребенка за последнюю неделю и похвалите за каждое.

Родители могут обменяться похвалами вслух или написать письмо ребенку – по желанию.

Поздравления

Учитель. Физическим действием мы учим наглядно, а душевным незаметно. Как мы относимся друг к другу? К окружающим? Начнем с малого. Все ли мы поздравляем близких с праздником? А как? Какие приятные слова мы говорим своим детям?

Задание: составить поздравление близким с праздником, с днем рождения. Отдельно написать поздравление для взрослого и для ребенка.

Мечты о счастье

Учитель. Драматург Розов говорил: «Счастье – это отсутствие всяких несчастий». Счастью учатся в детстве. Поздравляя друг друга, мы обязательно желаем счастья. Как, вы считаете, что такое счастье?

Родители высказываются, обсуждают.

А вот что об этом думают наши дети. Они написали сочинения на тему: «Мой самый счастливый день». (Зачитывает выдержки из сочинений детей, не называя имен.)

Комментарий: для родительского собрания можно подобрать самим стихи или цитаты о счастье. Дальше написать их на листочках, перемешав внутри шапки, корзины, «мешка счастья», предложив родителям вытянуть свое «счастье» по очереди, а затем согласиться с добытым пониманием или поспорить.

Печаль и слезы

Учитель. В народе говорят: «Чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало». Давайте задумаемся и ответим на вопрос: «Часто ли плачут наши дети? От чего?» Услышать чувства детей нам помогут их сочинения на тему: «От чего я плачу».(Зачитывает выдержки из сочинений детей, не называя имен.)Часто ли дети плачут из-за наказания? Как вы их наказываете? Обязательно ли бить детей? В каких случаях нужны наказания?

Понимание своих поступков

Учитель. «Меня не понимают», «не так понимают» – вот от чего плохо нашим детям с нами. Дом – это опора. Чем больше у человека пороков, тем он больше нуждается в том, чтобы его принимали, понимали и любили. Ничто другое не излечит. Любимым мы многое прощаем. Им нужна ласка, доброта, понимание.

Задание: представим ситуацию, когда ребенка долго нет дома. Родители волнуются, мечутся, ищут. А вдруг что-то случилось? Когда же ребенок появляется, они вместо радости, ласки кричат: «Ах, ты, такой сякой!».

Что это? Любовь?

Родители обсуждают, возможно, предлагают свои примеры.

Учитель. Такое беспокойство, переходящее в ругань, обычно бывает проявлением не любви, а страха. Все дети делятся на тех, кого встречают с радостью, и на тех, кого встречают дома безразлично, хмуро, сердито, с выговорами и нотациями. Любовь понимает любимого, а страх давит. Любовь – это «иди», а не «стой». Представьте следующую ситуацию: сын стал плохо учиться. Отца (мать) вызвали в школу, сказали о двойках и т.п. Родители принимают срочные меры.

Какова их реальная цель? Мотивы? Почему до этого родители не делали подобного, хотя знали о плохой учебе сына? Теперь они раздражены тем, что их побеспокоили? Пережили неприятные минуты в учительской и сразу озаботились делами своего ребенка?

Родители обсуждают, делятся мнениями.

Учитель. Покой – вот в чем корысть родителей. «Отстань! Оставь в покое! Еще из-за тебя выслушивать, позориться буду!» Обычно родители, желая облегчить себе жизнь, хотят, чтобы ребенок поскорее усвоил запреты. Но так ли это хорошо? Надо ли с этим торопиться?

Родители обсуждают, высказывают мнения.

Наши ценности

Учитель. Мы приучаем к свободе в пять лет, тогда к пятнадцати подросток умеет пользоваться ею. Кто не захотел мучиться с воспитанием ребенка от двух до пяти, а вышколил его, сделал удобным для себя, тот почти наверняка хлебнет с ним горя в 15–16 лет. Дети выходят из дома в самостоятельную жизнь, со стороны родителей ослабляется надзор. Значит, должна усиливаться внутренняя душевная связь с домом, она и заменяет надзор. Это очень важно.

Задание: докончите тезис:

• Самое главное в жизни – это…

• Самое обидное в жизни – это…

• Плохо жить без…

• Нельзя прожить без…

• Когда я смотрю на себя в зеркало, то…

Учитель. На прощание разрешите напомнить вам слова Стендаля: «Любовь и дружба – эхо: они отдают столько, сколько берут».

TopList