Главная страница "Первого сентября"Главная страница журнала "Классное руководство и воспитание школьников"Содержание №4/2009

Сценарии

Классный час

Елена Хиля ,
учитель истории, г. Усть-Илимск, Иркутская обл.

Письмо к маме

Учимся выражать чувства

Современные школьники часто не могут выразить свои чувства словами, не умеют пользоваться языком образов. Совместное чтение и обсуждение стихов – хорошее подспорье для ребят, чтобы поучиться говорить о любви, о своем отношении к близким людям, к семье, к друзьям.

Цели занятия:

• Создать условия для осознания учениками своего отношения к близкому человеку – матери.

• Помочь ребятам почувствовать необходимость разговора с мамой о своей любви к ней.

• Развивать коммуникативные умения через работу в группе.

Создание групп

Учитель. Нарисуйте символ, с которым вы связываете слово «мама».

Ученики рисуют солнце, дом, цветок, кораблик и др. – каждый что-то свое. Класс разбивается на группы по одинаковому символу. Если же символов окажется слишком много, то по сходству образов и их близости по смыслу.

Учитель. Почему вы нарисовали именно такой символ?

Ребята высказываются, объясняют свои ассоциации. Учитель может обратить их внимание, что каких-то образов оказалось больше, а других меньше. Почему?

Ласковые слова

Учитель. Напишите на листочках, если вам трудно говорить это вслух, какими словами называет вас мама. Какие слова вы сами говорите маме? Поделитесь друг с другом.

Ребята пишут или сразу высказываются вслух. Возможна работа по группам.

Стихи и наши чувства

У каждой группы есть одинаковый набор текстов стихотворений о маме.

Учитель. Выберите, какое из стихотворений вам хотелось бы прочитать вслух? Прочтите.

Ребята читают вслух, каждый то стихотворение, которое ему больше понравилось. Желательно обсудить их выбор и выучить стихи заранее.

1.

Как бы ни манил вас бег событий,
Как ни влек бы в свой водоворот,
Пуще глаза маму берегите
От обид, от тягот и забот.
Боль за сыновей – сильнее мела
Выбелила косы добела,
Если даже сердце очерствело,
Дайте маме капельку тепла!
Если стали сердцем вы суровы,
Будьте, дети, ласковее к ней,
Берегите мать от злого слова,
Знайте, дети ранят всех больней!
Если ваши матери устали,
Добрый отдых вы им дать должны…
Берегите их от черных шалей!
Берегите женщин от войны!
Мать уйдет, в душе оставив рану,
Мать умрет, и боли не унять…
Заклинаю: берегите маму!
Дети мира, берегите мать!

Расул Гамзатов

 

2.

Какое счастье крикнуть: «Мама!»
Или тихонечко позвать.
В любое время суток – рано
Или когда ложишься спать.
Какое счастье подарить ей
Живой букет любимых роз,
И десять раз на дню звонить ей,
Смеясь или давясь от слез.
От голоса ее и смеха
Вдруг набираться новых сил,
И, неожиданно приехав,
Ей привезти зимою слив.
Какое счастье крикнуть: «Мама!»
Или тихонечко позвать.
В любое время суток – рано
Или когда ложишься спать.

3.

Отшумит и умчится любая беда,
Как весенней порою грохочущий гром,
Если с вами она, если рядом всегда
Человек, на котором держится дом.
Может быть 33 ей иль 73 –
Сколько б ни было ей, возраст тут ни при чем:
В беспокойстве, в делах от зари до зари
Человек, на котором держится дом.
Очень редко, но все же бывает  больна,
И тогда все вокруг кувырком, кверху дном.
Потому что она, потому что она –
Человек, на котором держится дом.
Нас куда-то уносит стремительный век,
В суете мы порой забываем о том,
Что она не фундамент, она – человек,
Человек, на котором держится дом.
Чтобы было и в сердце, и в доме светло,
На ее доброту отвечайте добром,
Пусть всегда ощущает любовь и тепло
Человек, на котором держится дом.

Петр Градов

 

4.

По-русски «мама»,
по-грузински «нана»,
А по-аварски ласково «баба».
Из тысяч слов земли и океана
У этого – особая судьба.
Став первым словом в год наш колыбельный,
Оно порой входило в дымный круг
И на устах солдата в час смертельный
Последним зовом становилось вдруг.
На это слово не ложатся тени.
И в тишине, наверно, потому
Слова другие, преклонив колени,
Желают исповедаться ему.
Родник, услугу оказав кувшину,
Лепечет это слово оттого,
Что вспоминает горную вершину –
Она прослыла матерью его.
И молния прорежет тучу снова,
И я услышу, за дождем следя,
Как, впитываясь в землю, это слово
Вызванивают капельки дождя.
Тайком вздохну, о чем-нибудь горюя,
И, скрыв слезу при ясном свете дня,
«Не беспокойся, – маме говорю я, –
Все хорошо, родная, у меня».
Тревожится за сына постоянно
Святой любви великая раба
По-русски «мама», по-грузински «нана»,
А по-аварски ласково «баба».

Расул Гамзатов

 

Учитель. Какие чувства у вас возникли? Поделитесь с группой.

Ребята высказываются, если захотят.

Учитель читает отрывки из поэмы Сергея Острового «Мать».

Учитель. Давайте помолчим и обдумаем свои чувства и ощущения. Похожи ли они на те, о которых мы только что услышали в стихах, или, наоборот, отличаются от них? В чем отличие? Какие образы из стихов близки вам, созвучны вашим чувствам?

Напишите, какие теплые и ласковые слова вы хотели бы сейчас сказать своей маме. Поделитесь с нами, а свое письмо передайте вечером маме.

Рефлексия учеников и учителя.

– Я понял…

– Я ощутил…

– Я пережил…

TopList